«Театр начинается, когда ты  навстречу ему обнажаешь душу» Анатолию Стрельцову, почетному гражданину Иркутска, заслуженному работнику культуры РФ — 75 лет!
Персона
Газета «Иркутск» #40(1225) от 31 октября 2025
image

 Имя Анатолия Андреевича Стрельцова хорошо известно иркутянам, любящим и ценящим театральное искусство. В следующем году будет 40 лет, как он бессменно возглавляет коллектив Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Сегодня, 31 октября, у заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного гражданина города Иркутска Анатолия Стрельцова юбилей — 75 лет. Это событие стало поводом для того, чтобы встретиться с юбиляром и вспомнить, как все начиналось. Но рассказывать о прошлом Анатолий Андреевич категорически отказался. «Я столько раз давал журналистам интервью о том, как рос и учился, как стал артистом, а потом директором театра, что самому уже стало неинтересно. Давайте не обо мне…» — сказал он. И получилась беседа о жизни, о том, какую роль в ней играют любовь, вера и, конечно, театр. Кроме того, мы решили вспомнить цитаты Анатолия Андреевича из интервью иркутским СМИ в разные годы.

(Из интервью газете «Восточно-Сибирская правда» 26 октября 2010 года)

— О театре нередко говорят, что это храм искусства. Каково это — управлять храмом?

— По большому счету, директор театра ничем не отличается от директора нефтебазы или магазина. Разница, может быть, только в том, что директор театра должен разбираться не только в вопросах замены сантехники, но и в творчестве Шекспира. Главный же принцип управления любым коллективом — это любовь к людям. Мне в жизни повезло. И когда я в Архангельске работал, и в Ярославле. Помню, в Ярославле тогда уже продукты в магазинах купить было сложно. Но наш директор договорился с председателем колхоза «Некрасовский», чтобы в театр по субботам приезжала лавка. И нам привозили свежее мясо, молоко, творог, сметану… И это не единичный случай: важно поддержать человека в трудной жизненной ситуации, помочь ему в решении бытовых вопросов, когда он болен и нуждается в лечении. Любовь, как я понимаю, — это предельное внимание друг к другу, стремление сделать добро. На этом вся управленчес­кая система и должна, на мой взгляд, держаться.

(Из интервью газете «Областная»  14 марта 2018 года)

— В этом процессе создания любви и стремления делать человеку добро какое место занимает сегодня театр?

— У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства доб­рые я лирой пробуждал». Восприятие искусства все-таки зависит не только от художника, но и от внутреннего мира человека, который эту «лиру» слушает. Есть же, к примеру, люди, которые считают гоголевского Чичикова великим предпринимателем — вот он, дескать, какой молодец, делает бизнес из мертвых душ.

Я когда-то давно был в мюнхенском музее Кандинского. Хожу, смотрю, ничего не чувствую, думаю: «Дети тоже так малюют». Пришел в гостиницу и говорю себе: «Весь мир им, значит, восторгается, в чужой стране ему музей открыли, а ты, Стрельцов, недовольный. Может, проблема в тебе?» Утром приходит переводчица, спрашивает: «Куда сегодня пойдем?» Я говорю: «В музей Кандинского». И снова ходил, смотрел и медленно погружался в тот мир, который создал художник, и проникался им.

Настоящее серьезное искусство требует от человека встречных усилий, душевной работы. Мне не близка идея превращения театра в сферу услуг, в место для развлечений, для показа «чернухи». Я поклонник русского психологического театра. Но мне сегодня говорят, что это скучно. А серьезное всегда скучно!

Раньше, еще в советские времена, директорский корпус театров собирался на совещания, чтобы обсудить репертуар и гастрольные планы. И, вы знаете, мы никогда не говорили про деньги. Мы говорили, что в таком-то театре хорошо поставили Вампилова, а в таком-то интересно Розов получился, сейчас же мы все говорим — я заработал пять рублей, мне дало государство три рубля на фонари. Плохо, когда мы оцениваем успех по количеству заработанных денег, а не по количеству спасенных душ. Экономика — это, конечно, важно. Но если мы будем вкладывать деньги в человека, в хорошее образование, в хорошую литературу, живопись, музыку, театр, то этот человек и экономику поднимет… Но это длинные вклады, а мы живем во времена вкладов коротких.

(Из интервью агентству «РИА Новости»  4 июля 2023 года)

— Охлопковцы с первых дней СВО помогают фронту, ездят с концертами в Донбасс, в прошлом году приглашали в гости детей из школы искусств города Кировска Луганской Народной Республики. Эта помощь важна лично для вас?

— Наш театр когда-то был на гастролях в Болгарии, и помню, как я всех повел на Шипку. Там на южной стороне Шипкинского перевала в память о православных воинах, погибших во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, возведен храм Рождества Христова, также известный как Шипкинский монастырь. И там есть плита воинам Иркутского казачьего войска, павшим в боях при обороне Шипки. И я смотрел на эту плиту и думал, что остались в деревне Оек у этого казака мать, жена, дети, а он лежит здесь в чужой земле, которую защищал. И таких православных воинов-защитников по всей Европе лежат сотни тысяч.

И еще вспоминаю гастроли в Риге в 1980-е годы. Когда у нас в России в магазинах еда была по талонам, а у них — бары, кофе, пиво, колбасы. А теперь нам говорят, что мы оккупанты… Становится больно и за страну, и за себя, и за народ наш.

Мы дважды ездили на СВО, «за ленточку». И я видел ребят, которые не за деньги пошли воевать, а за своих детей, матерей, за Родину. И, конечно, помочь им, поддержать их для меня очень важно.

(Из интервью газете «Восточно-Сибирская правда» 26 октября 2010 года)

— Как вы думаете, почему в Иркутске к драматическому театру люди питают особую любовь?

— Иркутск — один из немногих городов России, где театру всегда помогала власть. Когда 175 лет назад при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского было построено здание театра, его дирекция учреждалась губернской администрацией. Театр сдавался антрепренеру без права проводить в нем балы и маскарады, администрация контролировала цены на билеты, чтобы они были доступны населению, дирекция следила за репертуаром, за временем начала и окончания спектакля. В дореволюционной России это была довольно редкая история. Тогда театры в массе своей были бизнес-проектами — купец снимал дом, нанимал труппу и что хотел, то и показывал. В Иркутске во многом благодаря вниманию и интересу властей к работе театра сформировалась особая театральная культура.

И, конечно, само прекрасное каменное здание, возведенное в 1897 году по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров Виктора Шретера, внушает восхищение и любовь. И то, что спустя сто лет, в сложнейшее для страны время, когда не было денег на зарплаты, когда случился дефолт, губернатор Борис Александрович Говорин отважился на масштабную реконструкцию здания — еще одно свидетельство этой большой любви иркутян к своему театру.

                                                                               ***

— Завершим нашу беседу коротким опросом, составленным из известных цитат. Первый вопрос: Анатолий Андреевич, наша жизнь — игра?

— Конечно. Мы все играем до той поры, пока не задумаемся о смысле бытия. А задумавшись, хотим мы того или нет, приходим к вере и к десяти заповедям. А без этого жизнь — игра. Александр Вампилов сказал, что театр не умрет, потому что люди никогда не перестанут валять дурака. Я думаю, он имел в виду не актеров на сцене, а весь мир — как театр, где люди валяют дурака: крадут, обманывают, предают друг друга, убивают, завидуют, впадают в гордыню… А театр — это только отражение той игры, которую люди ведут вне сцены.

— Почему театр начинается с вешалки?

— Я понимаю это высказывание не буквально, то есть не так, что зашел в театр — и увидел гардероб. Вешалка — это место, где ты оставил одежду. Театр начинается тогда, когда ты навстречу ему обнажаешь душу. Если я не сопереживаю герою, то мне нет смысла идти в театр.

— Бывает так, что вы говорите актерам: «Не верю!»?

— По системе Станиславского, актер не должен выходить на сцену, не создав вместе с режиссером для своего героя шлейф жизненных событий, которые определят его характер, стиль жизни, манеру поведения, внешний облик. У меня был такой случай: пришел ко мне один артист и стал жаловаться на творческий кризис, на режиссера, на жизнь. Он тогда в «Короле Лире» играл стражника. Я его спрашиваю: а ты какими-то поисками образа занимаешься? Он отвечает: «Да что там играть-то?» Я ему говорю: «Как что? Твой начальник сейчас делит землю между дочерями. А тебя кому отдадут? Тебе сколько за службу будут платить? Ты семью свою прокормить сможешь?» Талант артиста и умение жить в профессии полностью зависят от умения создать историю своему персонажу. Если вижу, что этого нет, то я не верю.

— Анатолий Андреевич, человек — это звучит гордо?

— Да. Человек ведь создан по образу и подобию Божьему. Но ничего застывшего в жизни нет — человек свободен в выборе своего пути. И, конечно, далеко не у всех получается устоять перед искушениями. Будет ли наше имя в конце этого пути звучать гордо, зависит главным образом от нас самих.

Нина Воронина

Фото из архива Анатолия Стрельцова

Первая профессия директора Иркутского академического театра драмы имени Н. П. Охлопкова Анатолия Стрельцова — актер драматического театра. Родился и вырос он в Азове. Окончил Ростовское театральное училище, играл на сценах Ростова, Новочеркасска, Таганрога, Ярославля, Архангельска. Путь к директорской карьере начал в 27 лет с должности заместителя директора в Архангельском театре драмы. В 35 лет получил в Ленинграде второе высшее образование — уже как экономист и организатор театрального производства. С 1986 года возглавляет Иркутскую драму в качестве директора

Анатолий Стрельцов и губернатор Приангарья Борис Говорин в 2000 году на открытии Иркутского драмтеатра после масштабной реконструкции. То, что, несмотря на трудные для страны времена, глава региона принял решение о капитальном ремонте здания, Анатолий Стрельцов считает выражением особой любви иркутян к своему театру и историческому наследию в целом

Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова — одно из культурных событий, ставших визитной карточкой нашего города. В Иркутском драмтеатре в дни фестиваля проходят спектакли, обсуждения творческих работ, круглые столы по проблемам режиссуры, актерского мастерства, современного театра, работает «лаборатория современной драматургии»

Во время гастролей театра в Болгарии Анатолий Стрельцов инициировал поход коллектива на Шипкинский перевал, где в память о православных вои­нах, погибших во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, возведен храм Рождества Христова. И там находится плита воинам Иркутского казачьего войска, павшим в боях при обороне Шипки

Многие выдающиеся писатели, актеры, режиссеры участвовали в жизни театра. С особой теплотой вспоминает Анатолий Стрельцов писателей Валентина Распутина и Валентина Курбатова (на снимке слева направо: Анатолий Андреевич, Валентин Григорьевич, Валентин Яковлевич), которые в своем творчестве затрагивали нравственные и философские проблемы, ставшие со временем еще более актуальными

Желаю Вам, Анатолий Андреевич, крепкого здоровья, благополучия, сил, бодрости духа, оптимизма и всего самого доброго! Пусть Вас и Ваш коллектив ждут новые творческие успехи!

Отдельные слова благодарности — за организацию фестивалей, посвященных богатому наследию наших знаменитых земляков Александра Вампилова и Валентина Распутина, за поддержку любительских театров. Спасибо Вам за проведение концертов в зоне СВО.

Мэр Иркутска   Руслан Болотов

Накануне 175-летия театра

В ноябре Иркутскому драматическому исполнится 175! Уже подготовлена большая юбилейная программа, в которую включены творческие встречи, лекции, фотовыставка, открытие скульптурной композиции памяти народных артистов России Виталия Венгера и Наталии Королевой, презентации книг. Завершит юбилейный марафон торжественный вечер «Любимый театр», который состоится 15 ноября в 18:30 на сцене Иркутского драмтеатра.

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg