
Как часто вам приходится ездить на общественном транспорте с пересадками? Если часто, спешим обрадовать — скоро пользоваться городским муниципальным транспортом станет еще выгоднее: уже первый отрезок пути будет дешевле, а при пересадке в течение часа (!) на любой муниципальный транспорт скидка за проезд станет еще выше. Чтобы пользоваться «пересадочным тарифом», необходимо будет приобрести пластиковый электронный кошелек за 100 рублей, оплачивать им проезд и пополнять баланс по мере необходимости. О том, как будет работать новая система, узнавала репортерская группа «Иркутска».
Светлана Киреева живет в микрорайоне Юбилейном, работает в Солнечном, а ее взрослая дочь живет в Ново-Ленино. Светлана Сергеевна пользуется всеми видами городского транспорта — и муниципальными автобусами, и частными маршрутками, и троллейбусом, и трамваем.
— Утром еду на работу с пересадкой: сначала до «Релейного завода» на автобусе или троллейбусе, потом на трамвае уезжаю в Солнечный, — рассказывает Светлана Сергеевна. — После работы тем же маршрутом возвращаюсь домой. Или отправляюсь к дочери в Ново-Ленино — повидаться с внуком. В обоих случаях с пересадками. От дочери возвращаюсь либо на 55-м автобусе прямиком до своей остановки, либо на перекладных.
Светлана Киреева давно пользуется проездным билетом на три вида транспорта (автобус, трамвай, троллейбус). Говорит, посчитала все свои поездки — их минимум 80 в месяц. Если платить по полному тарифу 35 рублей (а то и 40–45) за поездку, набегает 2800 рублей.
— А проездной стоит 2100 рублей. Экономия — 700 рублей. И это я считаю только 20 рабочих дней. Но я и в выходные транспортом пользуюсь, иногда за день больше четырех поездок выходит. В общем, мне это удобно, — отмечает Светлана Сергеевна.
Впрочем, скоро ей снова придется провести анализ своих затрат. Муниципальный транспорт Иркутска планирует ввести «пересадочный тариф»: первый этап маршрута будет стоить дешевле на 4 % (33,5 рубля), а второй и третий отрезки — еще дешевле.

— Пока точные тарифные границы не определены. Ведем переговоры с «Иркутскгортрансом», рассматриваем разные варианты, — говорит Алексей Колмаков, директор МУП «Иркутскавтотранс».
Электронный кошелек внешне выглядит как банковская карта или как электронный проездной. Деньги на него зачисляются с помощью приложений «Сбер» или «Город Пэй». Сумма на карте может храниться бесконечно долго, так что пользоваться картой в муниципальном транспорте в любом случае выгодно — даже если вы редкий гость в общественном транспорте или ездите без пересадок.
— У кошелька будет несколько плюсов — ниже стоимость проезда, возможность использовать «пересадочный тариф», плюс средства на карте нельзя потратить на что-то постороннее, и поэтому родители могут быть уверены в сохранности денег, выданных на проезд, — объясняет Алексей Анатольевич. — А мы таким образом рассчитываем привлечь пассажиров и, соответственно, выручку. И еще уйти от оборота наличных денег, что позволит снизить расходы на инкассацию.
В прошлом году уже было запущено около сотни электронных кошельков — их распространили среди пассажиров садоводческих маршрутов (там они тоже действуют!).
— Эксперимент показал, что обладатели карт пользуются нововведением. Проезд на автобусе до садоводства для них стал дешевле на 8, 10 и 20 рублей в зависимости от направления: вместо 60 рублей — 52, вместо 80 — 70, вместо 60 на 138-м маршруте — 40 рублей. В этом году цена почти на всех садоводческих направлениях выросла, а стоимость проезда по «синей карте» осталась на том же уровне: вместо 70 — 52, вместо 90 — 70, вместо 69 на 138-м маршруте — также 40 рублей, — приводит примеры Алексей Колмаков.
Добавим: электронные проездные билеты по-прежнему остаются в обороте. Позднее, когда система будет отлажена и введена в действие, пассажир сможет посчитать и оценить, какой системой ему выгоднее пользоваться.
Как будут распространяться электронные кошельки, станет известно чуть позже. О старте продаж «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгортранс» сообщат через свои социальные сети, также информация появится на сайтах предприятий.
Ирина Покоева
Фото Ирины Белец

Так выглядит электронный кошелек от муниципальных перевозчиков Иркутска. Работает он по принципу банковской карты, но оплатить им можно только проезд в автобусах «Иркутскавтотранса», а также трамваях и троллейбусах «Иркутскгортранса». Деньги на баланс кошелька переводит пассажир, а «срок годности» этих средств неограничен. Стоимость поездки, оплаченной «синей картой», будет дешевле установленного тарифа. Кроме того, электронный кошелек предполагает использование «пересадочного тарифа», который позволит получить еще более экономную стоимость проезда. «Иркутскавтотранс» через систему электронных проездных, введенных в мае 2024 года, владеет статистикой передвижений пассажиров. Недавно выявили рекордсмена по количеству поездок на трех видах транспорта — за месяц 206 раз! Это значит, что одна поездка стоила пассажиру всего 10 рублей 19 копеек!