Как я перестал слышать эльфов…Новый спектакль для молодежной аудитории представил Иркутский областной театр кукол «Аистенок»
Культура
Газета «Иркутск» #7 (1192) от 28 февраля 2025
image

На прошлой неделе в театре кукол «Аистенок» состоялась премьера спектакля по пьесе драматурга Ярославы Пулинович «Как я стал…». Возрастной ценз у постановки — 16+, и адресована она прежде всего молодым людям, которым еще предстоит кем-то стать в этой жизни. Исполнитель главной роли актер Евгений Кириллов считает, что история центрального персонажа — студента Саши повествует о сложностях роста, о том, как по молодости и неопытности люди совершают ошибки, а потом, осмысливая их и испытывая муки совести, становятся взрослыми. Впрочем, автор предлагает каждому, кто познакомится с историей Саши, определить для себя, кем он стал после того, как обманул доверившегося ему человека.

В репертуаре иркутского театра кукол сегодня более 50 спектаклей, но постановок для юношеской аудитории немного — «Остров Иукини» по пьесе «Акула-укулеле» Марты Райцес, «Остров сокровищ» по роману Роберта Стивенсона, «Пристань алых грез» по мотивам произведений Александра Грина и спектакль-прогулка «В движении стихий». В марте прошлого года «Аистенок» стал участником театральной лаборатории Большого детского фестиваля «Эхо БДФ — Приангарье». Обязательным условием для постановщиков было создание эскизов спектаклей для подростковой и молодежной аудитории. Победителем тогда стал молодой режиссер из Омска Никита Петрищев с пьесой современного российского драматурга Ярославы Пулинович «Как я стал…».

— На лаборатории была задана тема — мое место в мире, в стране, и эта пьеса, мне показалось, дает возможность поразмышлять над тем, кто я, каково мое место в жизни, как меня определяют мои поступки, — объяснил Никита Петрищев. — Ярослава Пулинович — талантливый драматург, который дает возможность вывести зрителя на диалог.

Иркутяне уже знакомы с ее творчеством по спектаклю «Земля Эльзы», который с успехом шел на сцене драматического театра. Пьеса «Как я стал…» была написана в 2012 году. Ее ставили многие российские театры, а в 2018-м режиссер Павел Мирзоев снял по ней фильм с Павлом Табаковым в главной роли. Никита Петрищев предложил свою интерпретацию истории, которую Ярослава Пулинович излагает в виде дневниковых записей своего героя — 24-летнего студента Саши. В ней куклы выступают в роли второго Я персонажей, раскрывая их внутренний мир, мысли и чувства.

В основе пьесы — простая история: студент Саша любит легкомысленную, ветреную девушку Майю (Елизавета Белобородова), которая на его глазах крутит романы на стороне и в принципе ни во что его не ставит. Абсолютно безвольный с Майей молодой человек во время очередного кризиса в любовных отношениях случайно встречает на улице Машу (Анастасия Усольцева) и, не обремененный никакими чувствами к девушке, вдруг проявляет себя как супергерой. Он играючи находит подход к страдающей психическим расстройством матери Маши, бывшей актрисе Арине Аркадьевне (Наталья Уткина). Сочиняет для нее моноспектакль, устраивает репетиции, и Маша, которая давно живет с комплексом вины перед больной матерью, видя, как та воспрянула духом, проникается к Саше доверием и благодарностью. А еще Саша открывает Маше свой секрет: он слышит, как под землей поют эльфы.

«Саша с Машей поднимаются по тропинке. Доходят до большой бетонной плиты, лежащей на земле. Саша ложится рядом с плитой. «А теперь ложись и слушай», — говорит Саша. Маша ложится рядом с Сашей.

Саша: «Если хорошенько вслушаться, можно услышать, как поют эльфы. Там, на глубине, в своем подземном городе. Раньше они жили здесь, а потом им пришлось уйти от людей под землю. А вход они закрыли вот этой плитой. Слушай, не шевелись».

Саша с Машей прислушиваются.

Маша: «Слышу! Я слышу! Они правда поют! Такими высокими голосами! Я слышу, правда! Я их слышу!»

Саша: «Они почувствовали, что ты пришла. Они не для всех поют. Только для людей с чистыми сердцами».

Маша: «Да. Да… Они поют. Это потрясающе… Они поют».

Маша с Сашей лежат на земле и слушают, как поют эльфы.

Саша шепчет: «Я хочу вот так лежать с тобой всю жизнь…»

Саша притягивает к себе Машу и целует ее».

И Маша с чистым сердцем совершает, по ее собственному признанию, первый в своей жизни безумный поступок. Она разводится с мужем, в знак полного доверия к своему возлюбленному отдает ему все накопленные деньги, и… в этот момент в жизни Саши вновь появляется Майя. Больше Маша и Саша никогда не увидятся. И больше Саша никогда не услышит эльфов.

— Подростковый период очень сложный, знаю это на своем примере. Я даже нашел некую связь с этим персонажем. В нем после всех пережитых событий говорит совесть, значит, он живой. А эльфов он больше не услышит, потому что повзрослел. Он понял, что мир не сказочный. И у Ярославы Пулинович последняя фраза в пьесе: «Какие на хрен эльфы…» Для меня она означает: «Как я стал взрослым», — объяснил свое понимание сюжета исполнитель главной роли Евгений Кириллов.

Художник Светлана Байцар создала на сцене очень аскетичное метафорическое пространство. Все действие происходит в темной пустоте сцены, по которой разбросаны листы бумаги — дневниковые записи Саши. Время от времени их раздувает ветер, они, как мысли, разлетаются в разные стороны, улетают в пространство зала, путаются под ногами. По этому миру воспоминаний, полуснов, грез перемещается серая кукла — прообраз Саши. У нее нет лица, она совершенно лишена индивидуальности.

Подлый поступок, который заставляет героя мучительно переосмысливать все, что произошло с ним и Машей, было бы логично обсудить с кем-то из близких людей. Но все, что мы узнаем о его родителях, это то, что бабушка дала ему денег на пиво, мама — на курсы в автошколе, а отец помог восстановиться в институте после отчисления. А когда-то отец проводил с ним много времени.

— Он меня катал на лошади в деревне. Сидел у постели и читал мне сказки, когда я гриппом болел. Взял отпуск, когда у меня была ветрянка, играл со мной, чтобы мне не было скучно сидеть с бабушкой. А сколько мы переговорили от пяти до четырнадцати лет… А теперь что? Что??? Я вырос, из муси-пусиньки стал здоровым раздолбаем — и неинтересен ему? Почему он перестал со мной разговаривать? Ему сложно оторвать задницу от компа, подойти ко мне и спросить, как у меня дела и о чем я думаю, — задается вопросом главный герой.

И в этом, наверное, главное несчастье Саши и Маши — они одиноки.

Какой у этой истории будет конец, никто не знает. Возможно, по прошествии лет Саша закончит фразу «Как я стал…» словами: счастливым семьянином, хорошим отцом, любящим мужем, добрым другом. Вариантов масса. Но пока Саша просто перестал слышать прекрасное пение эльфов, которые когда-то давно ушли от людей и закрыли вход в свой мир огромной бетонной плитой.

Ближайшие премьерные показы пьесы «Как я стал…» пройдут 5 и 6 марта. Затем спектакль появится в афише театра только осенью.

Нина Воронина

Фото предоставлено театром кукол «Аистенок»

Главный герой нового спектакля театра кукол «Аистенок» «Как я стал…» студент Саша (Евгений Кириллов) еще никем в жизни не стал. Поэтому и кукла Саша, которая предстает перед зрителями, не имеет лица. Обретет она со временем индивидуальность или останется такой же безликой и серой, зависит от поступков, которые еще только предстоит совершить главному герою

Маша (Анастасия Усольцева) живет в постоянном страхе за жизнь своей мамы. Арину Аркадьевну (Наталья Уткина), которая проработала в театре 30 лет, уволили за профнепригодность, она начала спиваться и постоянно угрожает покончить с собой. Ее представляет на сцене маленькая хрупкая кукла в черном блестящем платье. Саша, который называет себя драматургом, вселяет в нее надежду на возобновление артистической карьеры. Но его пустые обещания только усугубляют ситуацию

А вот кукла Майя вряд ли когда-нибудь станет собой. Актриса, исполняющая роль Майи (Елизавета Белобородова), — копия куклы Барби. И мечты у нее кукольные — устроиться с комфортом рядом с мужчиной, который обеспечит ей наряды, украшения, туристические поездки, дорогие автомобили

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg