Специалисты коммерческого департамента торговой сети «Слата» Сергей Дорохов и Андрей Зудов объясняют, как формируются цены в супермаркетах. Всегда ли торговые сети могут участвовать в этом процессе? Ведь стоимость того или иного продукта — это многофакторный показатель, в котором отражаются и экономические, и политические процессы, расходы на производство, конкуренция, показатели спроса и предложения на продукт, воздействие со стороны государства, логистика и даже погодные условия.
— Как изначально вы формируете ценовое предложение в магазинах сети, на что ориентируетесь?
— Это происходит в зависимости от покупательской миссии. К примеру, в формате «Слаты» мы должны в среднем иметь до семи предложений на один запрос покупателей. То есть корзина того или иного продукта состоит из разноценовых предложений: «низкое», или так называемая первая цена, далее «средний минус», «средний», «средний плюс», «высокий», «премиум». В течение года мы неоднократно проводим ротацию ассортимента, подстраиваясь под покупателя, хотя ему это может быть не так заметно.
— Как торговые сети могут влиять на цены и почему?
— Сеть может впрок увеличить объем товаров от поставщиков по старым ценам. Но здесь важно учесть несколько факторов. Во-первых, этого объема у поставщика может просто не быть. Во-вторых, скоропортящиеся товары с ограниченным сроком годности тоже не позволяют этого сделать. В третьих, на складах просто может не быть места под увеличенный объем, так как в сети более 8000 видов товаров. Однако важно подчеркнуть, что в договорах с поставщиками зафиксировано ограничение на повышение. Так, при вводе новинок они не имеют возможности поднимать цены в течение трех месяцев, а также существует мораторий на цены в периоды праздничных закупок, когда спрос увеличивается в разы. Во всех случаях повышения закупочных цен сеть старается максимально долго сохранить текущую цену, так как заинтересована в том, чтобы у покупателя всегда был доступный товар без необоснованных повышений.
— Покупатель стал более чувствителен к акциям?
— Конечно! Доля промоакций выросла на 5% и сейчас составляет почти 30%. В конце 2022 года мы отмечали, что есть ряд категорий товаров, продажи которых по регулярным ценам сократились практически до нуля. К примеру, наибольшую динамику ценового роста показали кондитерские изделия, в среднем на +20%. В результате покупатели стали еще больше приобретать их по акции.
— От чего зависит стоимость импортного товара?
— Структура стоимости этого товара складывается из таможенной стоимости: сама стоимость товара, логистика, таможенные пошлины и налоги. Также немаловажную роль играет валютный курс.
— Как менялись цены на эти товары в 2022 году и почему?
— Самая большая зависимость, конечно, от курса валют. Когда курс доллара в 2022 году опустился до 55 рублей, цена на полке консервированных ананасов из Вьетнама была 99 рублей. При текущем курсе почти 70 рублей за доллар цена этого товара на полке 125 рублей. С чем столкнемся в 2023 году, так это с проблемами в международной логистике: продолжаются сложности в логистических цепочках, которые вызывают рост стоимости доставки и, как следствие, рост стоимости товара, а также увеличение сроков доставки. А вторая проблема — сложность с международными расчетами за товар в рамках внешнеторговых контрактов.
— Продолжится ли рост цен в 2023 году?
— Мы предполагаем, что 2023 год должен быть весьма стабильным, но рост цен продолжится на уровне инфляции. Так, в прошлом году многие производители столкнулись с глобальной проблемой нехватки тары и упаковки, которая производится в основном не в России, и в этом году тенденция сохраняется. Если курс валют будет расти, то это повлечет и рост стоимости тары, и, соответственно, товаров.
Кроме того, значительное снижение цен в 2022-м из-за хорошего урожая овощей также вызывает беспокойство относительно такого темпа производства и поддержания цен на 2023 год. Не стоит забывать, что сельхозпроизводители, в свою очередь, сталкиваются со множеством моментов, по которым рост стоимости конечной продукции неизбежен: от роста цен на удобрения, ГСМ и рабочую силу до повышения цен на обслуживание сельскохозяйственной техники.
Яна Абалымова
Фото автора