Конец ноября, легкий мороз и снег на обочинах. Все плановые ремонты на дорогах города почти завершены, впрочем, если «уличные» дорожники закрывают строительный сезон, то у «офисных» строителей впереди еще много бумажной работы. Только эта часть деятельности горожанам не видна и неизвестна — мы оцениваем городские ремонты визуально. 26 участков дорог в этом году обновили в Иркутске по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Во вторник, 19 ноября, по четырем из них проехал мэр Иркутска Руслан Болотов. Вместе с ним качество ремонта оценивали председатель Законодательного Собрания региона Александр Ведерников, председатель городской думы Евгений Стекачев и ее депутаты. Выездную комиссию традиционно сопровождала репортерская группа «Иркутска».
Первая остановка — улица Пролетарская.
— Протяженность объекта — около 600 метров, он разбит на два участка — от улицы Польских Повстанцев до Желябова и от улицы Свердлова до улицы Карла Маркса, и это полностью улица Пролетарская, — докладывает собравшимся Сергей Чертков, заместитель мэра, глава комитета городского обустройства. — Подрядчиком здесь выступало МУП «Иркутскавтодор» — ремонт завершен в плановые сроки в полном объеме.
Дорожный бортовой камень, газонный бордюр, ремонт тротуара, новое покрытие проезжей части, выравнивание колодцев, установка дополнительного освещения, монтаж тактильной плитки, дорожных знаков и другое — в последние годы городская власть требует комплексного подхода к ремонту. Он, кстати, включает в себя синхронизацию с ресурсоснабжающими организациями. Эта система уже отработана и показывает свою эффективность.
— Стараемся, чтобы ремонту дорог и тротуаров предшествовал ремонт сетей, если они проходят в тех же местах, — рассказывает мэр Руслан Болотов. — Связываемся с предприятиями, разговариваем, обсуждаем, договариваемся. Как результат — выполняется большой сопутствующий объем работ на сетях. Так, на ряде улиц переложили подземные коммуникации, вынесли линии электропередачи. Эти виды работ не входят в ремонты по нацпроекту, но их заводим сразу, чтобы в будущем избежать ситуаций, когда новую дорогу перекапывают сотрудники ресурсных организаций.
Следующий объект — улица Горького: ремонт сделали на всем ее протяжении — от бульвара Гагарина до Пролетарской. Оглядываемся по сторонам — новый асфальт, свежие тротуары, засеянные газоны, обновленные бордюры и все остальные признаки новой дороги.
— Как стыкуете обновленные проезжие части с внутридворовыми территориями? — спрашивает строителей спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников. — Налажен контакт с управляющими компаниями?
— Работаем в соответствии с красными линиями, но стараемся делать аккуратные примыкания к дворовым дорогам и другим проезжим частям на всех перекрестках, — отвечают дорожники. — Управляющие компании регулярно сами выходят на строителей и согласуют какие-то важные детали, а иногда и ремонты автомобильных дорог общего пользования совпадают с благоустройством во дворах.
— Мы видим комплексный системный подход, который в последние годы стал применяться на территории Иркутска. Дороги сделаны по всем современным нормам, для удобства людей. И все эти работы, которые зачастую не сразу видны, позволяют нам планово развивать наш город, — комментирует председатель думы Иркутска Евгений Стекачев. — Также радует, что те инициативы, которые депутатский корпус совместно с администрацией разрабатывал еще несколько лет назад, теперь реализованы и показывают свою эффективность.
Третий участок для пристального внимания городской власти — улица Академическая: здесь масштабные обновления идут второй год. Первым этапом, в 2023-м, реконструировали участок от Сеченова до Старо-Кузьмихинской развязки, а нынче полностью привели в нормативное состояние территорию от развязки до Костычева. Это кусок длиной 900 метров, включая кольцо в районе перекрестка с Лермонтова и троллейбусным депо.
Подробно делегация остановилась на осмотре участка, который дополнительно ремонтировали в 2024-м: заменили около 500 метров верхнего асфальта на правой полосе от перекрестка со Старо-Кузьмихинской развязкой до детской поликлиники № 6. Но главное, что в этом месте обустроили тротуар, которого здесь никогда раньше не было!
— Прежде здесь прямо по откосу жители протоптали тропинку и ходили — на остановку, в поликлинику, в магазины, — рассказывает «Иркутску» мэр Руслан Болотов. — А теперь, сами видите, ширина нового тротуара от 1,5 до 3 метров (в зависимости от границ земельных участков разных собственников. — Прим. ред.). Считаю, такое детальное внимание к горожанам должно учитываться на всех объектах.
Заключительный этап осмотра — улица Якоби. Ее отремонтировали на участке от Захарова (где провели большой ремонт в 2023 году) до микрорайона Ершовского. Здесь восстановили элементы существующей ливневой канализации, высадили 33 ясеня и 195 лип. Также установили две остановки, отремонтировали лестницу у перекрестка улиц Якоби и Аносова, обновили 10 светофорных секций, установили 30 железобетонных опор и заменили светильники электроосвещения в количестве 37 штук.
Еще одно заметное обновление — появление прямого съезда с Якоби на улицу Захарова. Раньше автомобилистам и автобусу № 34 (он здесь единственный) приходилось слева огибать храм Александра Невского, прежде чем оказаться на плотине. Теперь храм остается в стороне, путь стал удобнее, а скопление машин в районе «треугольника» Якоби-Захарова-Мухиной — меньше.
— На будущий год планируем сделать уширение улицы Захарова до плотины ГЭС, — добавляет Сергей Чертков, руководитель комитета городского обустройства.
Итоги проверки традиционно подвел глава города Руслан Болотов: «В 2024 году в Иркутске по проекту «Безопасные качественные дороги» были отремонтированы 26 участков (больше 28 километров протяженностью) — это рекордное количество с начала реализации нацпроекта в Иркутске. Мы серьезно изменили подход к проектированию. Создание муниципального предприятия «Проектный офис дорожной деятельности» дало эффект. Теперь видим более подготовленную документацию, которая учитывает в том числе и обновление сетей, специфику местности. Одна из важных задач на сегодня: полностью синхронизировать работу по ремонтам дорог и ресурсоснабжающих организаций. Благодаря слаженной работе всех уровней власти, действенной поддержке федерального центра год от года увеличиваем объемы реконструкций, в том числе и коммунальной инфраструктуры».
Ирина Покоева
Фото Ирины Белец
Разговор идет о ситуации с дорожными пробками в городе. Александр Ведерников, спикер Законодательного Собрания, наш мэр Руслан Болотов, председатель думы Иркутска Евгений Стекачев, руководитель комитета городского обустройства Сергей Чертков обсуждают возможность провести депутатские слушания в думе Иркутска, посвященные концепции развития транспортной сети, и выслушать «самые смелые инициативы и решения в этом вопросе»
Улица Академическая: заменили асфальт, установили новые бордюры и ограждения, обновили ливневку и освещение, установили светофоры и остановки. Все это, безусловно, радует местных жителей, хоть и пришлось второй строительный сезон терпеть неудобства и соседствовать с техникой
Улицу Якоби отремонтировали от Захарова до микрорайона Ершовского, протяженность участка — 0,795 км. «Я не был на Якоби с прошлого года, — признался «Иркутску» председатель думы Евгений Стекачев, — и не узнаю это место! Изменения очевидные, заметные! Большая парковка у храма, новый прямой проезд с Якоби на плотину, симпатичные остановки»
Пролетарская после ремонта: ровные новые бордюры, графичные линии разметки на темном полотне асфальта, по обеим сторонам широкие тротуары, там, где нужно, — пешеходные ограждения. Улица выглядит аккуратно и строго