В администрации Иркутска подвели итоги отбора заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета города. Финансовая поддержка предоставляется иркутским предприятиям, передавшим товары собственного производства для нужд СВО через специально созданные фонды (либо военные части). На сегодняшний день решено предоставить субсидии шести производителям: репортерская группа «Иркутска» побывала на каждом из предприятий.
— Эта субсидия предоставлена по поручению мэра Руслана Николаевича Болотова в качестве меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нашего города, развивающих или открывающих новое производство.
Самым главным критерием отбора является то, что предприятия передали несколько партий собственной продукции на нужды СВО. К возмещению принимаются затраты на аренду помещений, оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования, сырья и материалов, — рассказала начальник отдела предпринимательства комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Анна Арцывенко. — Администрация готова поддержать малый и средний бизнес Иркутска, компенсируя его затраты за предыдущие календарные 12 месяцев. Всего в бюджете областного центра на поддержку предприятий предусмотрено десять миллионов рублей.
Шевроны с позывными
(ИП Данильченко Анастасия Викторовна)
На этом оборудовании мастерицы швейно-вышивального производства под руководством Анастасии Данильченко шьют снаряжение для бойцов СВО, делают именные шевроны с позывными — сейчас они нужны каждому солдату. Кроме того, для воинов здесь шьют непромокаемые вещмешки и флисовые кофты.
Анастасия Данильченко руководит небольшим предприятием, где начинали с пошива одежды по франшизе для магазинов и различных брендов — это были классические костюмы. Но постепенно перешли на вышивку и изготовление шевронов. Уже есть постоянные заказчики: спортивные команды, охранные агентства, предприятия, предпочитающие форму со своей символикой.
— С началом СВО стало больше запросов на позывные, на патриотические рисунки, надписи, лозунги, например, «СВОих не бросаем!», — рассказывает Анастасия Данильченко. — И наши клиенты, которые по два раза в год собирают гуманитарные грузы для бойцов и отвозят их на передовую, предложили нам поучаствовать в этой работе. И мы, конечно, согласились. Как можно, если мы имеем возможность передать частичку тепла нашим защитникам? Первый раз изготовили 600 шевронов с позывными для 300 бойцов (по два именных на каждого). Разумеется, это было безвозмездно.
По словам Анастасии, субсидия от городской власти Иркутска очень кстати. Она планирует купить либо лазерный станок для вырезки шеврона (сейчас мастерицы и вырезают, и обжигают края вручную, это тяжелейший труд), либо еще одну вышивальную машину. И все это оборудование нужно, чтобы продолжать помогать нашим воинам, делать вышивки и шевроны на их форму.
Хозяйственное мыло
(ООО «Иркутский мыловар»)
Хозяйственное мыло может заменить практически всю бытовую химию: оно эффективно против любых видов загрязнений. Им можно и стирать, и мыть, и использовать для личной гигиены, и даже лечиться. Поэтому две партии продукции ООО «Иркутский мыловар», отправленные на передовую, очень пригодятся нашим бойцам. А на предприятии «Иркутский мыловар» готовы и дальше безвозмездно передавать свою продукцию для нужд СВО.
ООО «Иркутский мыловар» на сегодняшний день единственное в Иркутске предприятие, которое занимается производством хозяйственного и дегтярного мыла. Причем из местного же сырья. Это продукты маслоперерабатывающих производств.
Его директор Григорий Бабицкий немногословен: как и большинство тех, кто оказывает помощь, не стремится заявлять о своих добрых делах во всеуслышание.
— Если наша помощь нужна воинам СВО, то мы всегда готовы. Думаем, раз наша продукция полезна всем без исключения, пригодится и тем, кто защищает интересы нашей страны в Донбассе. Мы готовы помочь всем, чем можем. И в первую очередь это продукция собственного производства. Отправить партию мыла в Донбасс было нашей инициативой, и мы будем ее продолжать, — прокомментировал Григорий Бабицкий участие своего предприятия в помощи для нужд СВО.
Противодроновые одеяла
(ИП Абрамчук Александр Михайлович)
Противодроновые одеяла (на фото вы видите уже пошитую и упакованную партию) иркутянки Диана Стеньшина и Ольга Машукова шьют чуть больше года. Фактически это спецпокрытия, обшитые камуфляжем двух разных цветов: с одной стороны — один, со второй — другой (для маскировки в разные времена года). Внутри одеял — несколько слоев из специальных тканей, есть фольгированная прослойка. Это одеяло скрывает теплоотдачу человека, им накрываются в окопах, и дрон, на котором есть тепловизор, не может засечь излучение тепла.
Уже два года Диана Стеньшина и Ольга Машукова в небольшом арендованном помещении шьют для воинов СВО балаклавы, тактические носилки, спальные мешки, а в последнее время освоили и более сложную продукцию — противодроновые одеяла.
Все, что они делают, не придумывают сами — на каком-то этапе обращались в ДОСААФ, чтобы их обучили технологиям изготовления и пятиточечников, и всего остального обмундирования и снаряжения. Потому что у военных с такими вещами все очень сложно и точно, все размеры и требования к качеству утверждены Министерством обороны РФ. То же самое касается и противодроновых одеял.
— С первых дней специальной военной операции я поняла, что в стороне не останусь, потому что выросла в тех местах, у меня сейчас на передовой муж и сын — кадровый офицер (он вернулся туда после ранения), — рассказала Диана Владимировна. — Я владею швейным делом, поэтому решила, что буду помогать именно производством чего-то нужного для фронта. Для этого у меня есть все ресурсы, начиная от умения шить до оборудования. Практически сразу ко мне присоединилась Ольга Машукова — подруга, которая понимает, что нужно поддерживать ребят, просто не смогла остаться безучастной, она приходит помогать в свободное время.
Поначалу спонсоров не было, на закупку материалов тратили свои деньги. На каком-то этапе с желанием помочь присоединился предприниматель Александр Абрамчук, и со временем его поддержка стала постоянной. Как он сам скромно сказал газете «Иркутск», его вклад — ничто по сравнению с тем, что — только вдвоем (!) — делают работницы его небольшого предприятия.
Сколько эти две женщины своими руками сшили и отправили вещей — они уже давно не считают, занимаются этим два с лишним года практически ежедневно. По запросу воинов, отправляющихся на передовую, могли за неделю срочно сшить, например, 40 комплектов — строчили день и ночь. В первое время отправляли все «Почтой России», посылки оплачивали сами. А когда наши бойцы из Иркутска уже узнали, какие качественные вещи производят Диана и Ольга, стали обращаться к ним напрямую. Так что на сегодняшний день их производство для СВО приобрело уже практически промышленные масштабы.
В качестве своей продукции мастерицы уверены: противодроновые одеяла тестируют военные, выезжая за город с дронами и профессиональными тепловизорами, чтобы проверить, пропускает ли одеяло тепло. Потому что в боевых условиях от этого зависят жизни наших воинов.
Бытовая химия
(ИП Немцева Анна Александровна)
На предприятии Анны Немцевой создается косметика премиум-сегмента — все строго по формулам, с жестким контролем качества, на современном оборудовании. И да, она не из дешевых. Но тем и ценнее поступок хозяйки предприятия — участникам СВО она отправила более 100 литров своей дорогой продукции (гель для душа). А что? Для поднятия боевого духа все средства хороши!
Анна Немцева занималась производством брендированной косметики для заказчика из США, но после начала СВО учредители разорвали контракт, при этом не заплатив 18 миллионов рублей. Но Анна не пала духом, в 2022 году открыла компанию «Сибирская формула» и стала производить косметику (крема, шампуни, гели для душа, скрабы, бытовую химию) под новый тренд — СТМ (собственная торговая марка). Сейчас она работает и с иркутскими брендами, и с заказчиками по всей России. Анна на этом не останавливается и создает свой собственный косметический бренд Karada (в переводе с японского — «тело», потому что вся продукция именно для его эстетики), эту марку планирует продавать через маркетплейсы и в Иркутске, в том числе как туристический продукт.
«Косметика премиум-сегмента и воины СВО?» — спросит наш читатель.
И вот что рассказывает Анна: «Я продвигаю свою продукцию разными способами, посещаю различные нетворкинги, мероприятия, бизнес-форумы. На одной из таких встреч был депутат думы Иркутска, рассказывал, как помогает СВО. И я предложила 100 литров гелей для душа. Их забрали, отвезли бойцам. Потом мы передали еще партию дезинфицирующих и партию моющих средств. Для чего мы это делаем? Чтобы нашим ребятам было полегче, чтобы они чувствовали заботу».
Окопные свечи
(ИП Павлов Степан Александрович)
Окопные свечи, которые производят на небольшом предприятии, — как огонь поддержки. Там, где сейчас находятся наши бойцы, не всегда можно разжечь костер. Дрова везде мокрые. Именно в этом состоит основное назначение окопной свечи: для распалки дров она подходит идеально. У нее высокий КПД, с ее помощью за считанные минуты, если не секунды, можно разжечь большой костер. Окопная свеча в закрытом помещении — это и свет, и тепло. Вдобавок еще и горелка, на ней можно подогреть чай или еду.
Коллектив небольшого предприятия под руководством Степана Павлова целенаправленно решил посвятить одно из направлений своей деятельности выпуску окопных свечей, нагревательных стелек и ковриков. Несколько партий уже передали «за ленточку». Вся продукция — фабричного качества, именно на этот фактор делают упор на производстве.
— Ведем производство по созданию окопных свечей и термических средств, помогающих поддерживать естественную температуру человеческого тела, — рассказал «Иркутску» Степан Павлов. — На данный момент стараемся использовать научные методы и подходы, а также специализированное оборудование для улучшения качества производимой продукции. Эти товары имеют важное значение, особенно в условиях недостатка ресурсов и в экстремальных ситуациях. Наша основная цель — это производство надежных и эффективных товаров, которые будут служить нашим бойцам в сложных условиях.
Модернизация оружия
ООО «НТФ «Медиум»
Все, что делают жители нашего города для СВО, — вещи очень нужные, необходимые и для быта наших бойцов, и для спасения их жизни. Но продукция ООО «НТФ «Медиум» — что-то просто запредельное. Это уже уровень серьезных научных разработок. Из названий интуитивно понятно, для чего нужна каждая позиция из выпускаемого оборудования: быстросъемные сошки для АК ЛС‑3, быстросъемные кронштейны МК‑5М, БК‑4С, ВК‑4У для любых АК, устройство для выверки линии прицеливания СКБ-У, саперный линемет СЛБ70У на АК‑74, мортирка противодроновая, миноходы. Но когда узнаешь технические характеристики и предназначение каждого из этих механизмов, просто гордость берет, что все это придумали и запатентовали иркутяне. Репортерская группа нашего еженедельника осталась просто в восторге и спешит поделиться им с читателями.
Директор ООО «НТФ «Медиум» Виталий Бояркин рассказал «Иркутску» о технических характеристиках каждого устройства. Предприятие на рынке уже 14 лет и все это время сотрудничает с силовыми структурами, такими как МВД и Росгвардия. Разработки ООО «НТФ «Медиум» не просто востребованы, а заслуженно пользуются популярностью в таких серьезных организациях специального назначения, как СОБР, ОМОН, «Гром», а теперь применяются и в зоне боевых действий в Донбассе.
— У нашего предприятия есть разные направления работы, производство, о котором мы говорим сейчас, относится к приборостроению. То, что мы делаем — это модернизация оружия и разработка различных систем повышения боевой эффективности, — отмечает Виталий Бояркин.
А приборы действительно уникальные. Каждый — по-своему, но все направлены на облегчение боевой задачи и сохранение жизни наших воинов.
Мортирка противодроновая — это устройство, которое тоже крепится на автомат Калашникова и позволяет поражать цель зарядами дроби на расстоянии до 80 метров. Оно предназначено для того, чтобы сбить дрон противника, который, допустим, подлетел на опасно близкое расстояние. В мортирку вставляется специальный дробовой патрон, и выстрелом боевого или холостого патрона из автомата стреляют по дрону. Вместе с пулей вылетает еще и дробовой заряд, который имеет широкую осыпь и, соответственно, значительно увеличивает площадь поражения. Зачем это нужно: дрон летит быстро, сбить его пулей очень сложно, а мортиркой, которая мощная, как пушка, сделать это гораздо проще. После этого можно перезарядить мортирку дробовым патроном или стрелять пулями штатными патронами.
Устройство для выверки линии прицеливания СКБ-У — совместная разработка ООО «НТФ «Медиум», Новосибирского военного института Росгвардии и Сибирского отделения института специальной техники и связи МВД.
— Это небольшое устройство, которое позволяет легко и быстро в стесненных условиях приводить к нормальному бою оптические прицелы гранатометов АГС‑17 или РПГ‑7 и другого стрелкового оружия, — объясняет Виталий Бояркин. — То есть один боец буквально в кузове автомашины за пять минут может привести оптический прицел гранатомета к нормальному бою так, что он будет стрелять почти как снайперская винтовка. Все это без установки выверочной мишени на расстояние 25 метров, а на это требуются еще два человека. С нашим устройством ничего этого не нужно делать, процесс облегчается в геометрической прогрессии.
Виталий Витальевич скромно умалчивает, как приборы, произведенные на его предприятии, оценивают бойцы СВО. Сказал только, что ни разу назад поставленные партии спецоборудования не возвращали, только изредка просят отремонтировать.
В ООО «НТФ «Медиум» производят также сошки и кронштейны. Сошка (именно ее устанавливает ученый Виталий Бояркин на фото на автомат) — что-то вроде подставки, она нужна, чтобы было удобно стрелять из автомата, повышает точность, расходуется меньше патронов на поражение цели. И удобно, когда в некоторых случаях автомат не нужно держать в руках (его вес со снаряженным магазином — более четырех килограммов). Кронштейны используются для установки на автомат Калашникова оптических прицелов, ночных прицелов, тепловизоров. В результате даже устаревшая модель по боевым качествам становится как самая современная
Саперный линемет СЛБ70У на АК‑74 — это устройство для дистанционного заброса саперной кошки, для разминирования мин с растяжками или подачи грузов. Оно закрепляется на автомате Калашникова, что позволяет при выстреле холостого или боевого патрона забрасывать эту кошку на расстояние 75–80 метров. После этого ее тянут из укрытия: если есть какие-то растяжки, они взрываются, и таким образом направление разминируется
Миноходы визуально похожи на большие лапти: это специальные платформы с мягким основанием. Они надеваются на ноги, сапер идет по минному пулю, а мины не взрываются! Когда человек наступает ногой в платформе даже на очень чувствительную противопехотную мину, например, ПМН‑2, «Лепесток», в этот момент нижняя часть платформы минохода принимает форму поверхности, то есть все неровности она копирует. Давление на взрывное устройство снижается, и оно не срабатывает. Так что эта, на первый взгляд, смешная обувь спасает жизни саперов
Елена Алексеева
Фото Валентина Карпова и из архивов героев публикации