К 2022 году компании «Слата» удалось снизить затраты на логистику, увеличить производительность сборщиков, улучшить мотивацию сотрудников. Сеть подготовилась к вызовам рынка и не ожидает проблем в логистике в III и IV кварталах этого года, а следовательно, и проблем в регионе с обеспечением продуктами питания.
Последние три года ТС «Слата» наращивала логистическую мощь в регионе присутствия.
- Общая площадь складов ТС «Слата» на текущий момент составляет 41,5 тысячи квадратных метров. На территории присутствия в регионах работают два мультитемпературных распределительных центра, которые на одной площадке объединяют все необходимые температурные режимы - от -18 до +20. Это позволило нам снизить стоимость логистики в таких регионах присутствия, как Братск и Чита, и оптимизировать логистические потоки, - рассказал руководитель дирекции по управлению логистикой ТС «Слата» Дмитрий Ишевский.
Необходимость открытия полноценных региональных складов обоснована удаленностью регионов присутствия и торговлей на территориях, где не работают стандартные цепочки поставок. Запуск центров в Чите и Братске позволил открывать дискаунтеры «ХлебСоль» даже в самых отдаленных районах.
Основными направлениями доставки товаров в сети «Слата» являются Урал, Алтай и Новосибирск, 20% приходится на Москву и Московскую область. Исключение - бананы и другие фрукты-овощи из портов в Санкт-Петербурге. На железнодорожные перевозки приходится 45% от всего объема входящего товарооборота.
В 2022 году у большинства компаний логистика ощутимо выросла в затратах (процент от перевезенного товарооборота), но «Слате» удается ее снижать. Так, первое полугодие 2022 года показало лучшие результаты к аналогичному периоду 2021 года.
- Вырос в сети и Service level, поэтому как такового дефицита, о котором говорят многие, мы не получили. По стратегически важным позициям мы увеличили страховые запасы товаров на распределительных центрах и нивелировали риски, которые были связаны с ажиотажным спросом в марте. В наличии есть все товары, - отметил Дмитрий Ишевский.
Достичь этого удалось за счет работы системы кросс-докинга. Приходящий на склад товар по кросс-доку уже на следующий день поступает в магазины, товарные запасы формируются на складах поставщика. На текущий момент доля такого товара в сети достигает 32% - это в два раза выше, чем три года назад. Несомненно, такая модель требует и определенного вложения поставщика, в том числе отлично налаженной операционной логистики.
В сети подтверждают ожидаемую проблему в декабре этого года - дефицит транспорта. Наемный транспорт давно перестал развиваться по причине занижения тарифов со стороны крупных компаний, что привело к снижению получаемых доходов перевозчиков и к массовому закрытию малых перевозчиков. В результате сегодня отсутствует достойная среда в малом бизнесе, что может привести к серьезному дефициту транспорта в декабре.
Резюмируя, в сети «Слата» отметили, что заранее удалось оценить риски и подготовиться к ним. Также сеть усиленно развивает параллельный импорт, открыла два представительства - в Индии и Китае - для наполнения и развития ассортиментной матрицы.