
Виктор Иванович родился 14 октября 1926 года в Смоленской области, но вырос в деревне Тагна Заларинского района. Там он ходил в школу, работал, а в 17 лет был призван на фронт, где служил минером и много раз находился в шаге от смерти. В копилке ветерана — множество наград, в том числе ордена Отечественной войны I и II степени. Из троих братьев он единственный, кто вернулся домой живым.
Когда Семья Евстратенковых переехала в Заларинский район, отец Иван Азарович зимой работал в тайге на лесозаготовке, а летом заведовал колхозной пасекой. В архивах сохранилась информация, что за трудовые успехи он много раз поощрялся руководством колхоза имени Второй пятилетки, а в 1940 году был командирован в Иркутск для участия в областной выездной сельскохозяйственной выставке.
Мать Ирина Афанасьевна, как и многие в Тагне, работала в колхозе.
— Когда война началась, мне было 14 лет. Отец работал, я тоже помогал чем мог. Ходил с матерью за грибами, за ягодами в лес — все отправляли на фронт, — вспоминает Виктор Иванович. — Я часто спал на уроках — уставал очень. А вообще, хулиган из хулиганов был! Сделаю гвоздем углубление, пороху насыплю в него, вставлю гвоздь сверху и по шляпке стукну — оно и взорвется! У нас амбар был, а внутри — зерно. Так мы гвоздями этими столько наковыряли, что зерно стало высыпаться! Оно чистое было, а на землю упадет — с землей смешается. Напортили много…
Как и многие мальчишки тех лет, Виктор хотел вместе со всеми мужчинами защищать Родину, но по возрасту не подходил под призыв. А старшие братья с первых же дней ушли на фронт.
— Старший брат Иван в 1941 году окончил Челябинское авиационное училище, стал летчиком. А когда началась война, сразу ушел на фронт, участвовал в боях под Сталинградом. Погиб. И брат Анатолий тоже погиб. Знаем, что он участвовал в боях в Ворошиловграде (современный Луганск. — Прим. авт.), а потом уже похоронка пришла.
Виктора призвали в армию в 1943 году.
— Мне тогда исполнилось 17 лет, — продолжает рассказ Виктор Иванович. — Нас с товарищами готовили ездовыми, то есть мы должны были работать на конях. Отправили нас на границу с Монголией, оттуда должны были прислать лошадей, а нам нужно было принять их и отправиться на фронт, чтобы там с их помощью подвозить снаряды к орудиям. Но пока все решалось, наши договорились с американцами о поставке машин, и от лошадей армия в итоге отказалась. А нас передали в железнодорожные войска минерами.
Виктор Иванович вспоминает, как их учили минно-подрывному делу, в котором очень важны максимальная внимательность и осторожность:
— Я самым первым на учениях заметил ниточку, которая вела к мине. Так и оставили меня при минном взводе. В оснащении было разное оборудование, но основное — это щуп. Идешь, смотришь внимательно, все подмечаешь. Нащупаешь что-то твердое, разроешь, проверишь. Или нитку увидишь — смотришь, что за нитка, для чего натянута. А иногда не нитка, а проволока. Аккуратно ищешь, откуда идет, куда и зачем. Все проверялось очень внимательно — иначе подорвешься. Однажды мы на лодках перебирались и подорвались, моя лодка тоже взорвалась. То ли снаряд попал, то ли еще что. Лодку унесло, а я по колено в воде остался. Меня из трясины вытащили, спасли.
По словам ветерана, ему, молодому бойцу, доверяли секретную информацию о минированиях: «На картах чертили — тут снаряды, тут мины. Это все засекречено было. Знали только командир и я».
Виктор Иванович сетует, что с годами забывает подробности, но похоже, что в памяти навсегда останется эпизод с 12-летней девочкой, которую он с товарищами обнаружили в одной из освобожденных деревень.
— Мы ходили по зданиям, по подвалам — разыскивали снаряды, заложенные отступавшими немцами. И вот спустились в один подвал, заметили свежую траншею, прикрытую досками и заваленную разным хламом. Подумали, что там запасы провизии спрятаны, и приготовились поднимать найденное наверх, даже веревку взяли.
Но оказалось, что в подвале за грудой отслуживших вещей родители спрятали от фашистов свою 12-летнюю дочь, сказав ребенку сидеть и ждать, когда свои придут.
И еще один случай вспоминает Виктор Иванович — трагичную и страшную историю.
— У нас был один танк на ремонте: в бою погнулся ствол, и выправить никак не получалось. Его обрезали и хотели попробовать, как с таким обрезком танк стрелять будет. Рядом была линия фронта, и командир части запретил проводить испытания. И вдруг налетели немцы, стали бомбить. Один из снарядов угодил прямо на детей, игравших на песке. Все погибли на наших глазах… Тогда танкист решил попробовать сбить самолет из обрезанного ствола — и попал прямой наводкой! Летчик катапультировался, наши бросились его в плен брать. Командир кричит: «Не убивайте, будем судить!» Взяли его, но тронуть не решились — командир ведь приказал не убивать. А тут из леса женщина выскочила — мать тех погибших ребят. Она налетела на этого фашиста, схватила его за волосы, потащила… Ее не смогли оторвать от него… Война — это страшно. Всем на войне страшно.
До Германии Виктор Иванович дошел в составе Прибалтийского фронта.
— 9 мая объявили, что война кончилась, а 10-го наши вместе с машиной подорвались. Я один из взвода остался в живых, — вспоминает ветеран. — Командир снял меня с машины и говорит: «Пойдешь пешком. Срочно нужны все сведения о дороге, будешь записывать и передавать в штаб». Планировалось узкую проезжую часть расширять для нужд армии, это все я и должен был фиксировать и передавать. Прошел уже половину пути, когда увидел, что мои товарищи подорвались на мине. Их было шесть человек. А я остался.
За участие в боевых действиях уже в мирное время Виктор Иванович Евстратенков награжден медалью Жукова. Он также имеет ордена Отечественной войны I и II степени.
Виктор Иванович вернулся в Иркутскую область, познакомился с будущей женой Галиной. Молодая семья обосновалась в селе Хомутово. У супругов родилось трое детей — сыновья Юрий и Валерий и дочь Людмила. Позже они переехали в Иркутск, где Виктор Иванович много лет отработал в городской типографии.
— Был лучшим размотчиком — никто не разматывал бумагу так, как я! У меня она не мялась, не рвалась. За смену должен был размотать четыре ролика бумаги, в каждом из них — около тонны веса! — вспоминает с гордостью ветеран.
Сейчас Виктор Иванович живет один и неплохо справляется.
— Ирочка (невестка. — Прим. ред.) приезжает — приберет, пол помоет, еду приготовит, а мне только разогреть остается. Чего ж тут не справиться? Телевизор не смотрю — не люблю. Читать мне теперь тоже тяжело — врачи сделали операцию на одном глазу, а на другом, сказали, невозможно. На улицу осторожничаю выходить — вдруг споткнусь где-нибудь. Если куда-то нужно, Ирина меня возит.
Ирина Покоева
Фото Руслана Генаева, Ирины Белец

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Иванович Евстратенков родился в Смоленской области. Он был еще совсем малышом, когда семья, спасаясь от голода, переехала в Иркутскую область. Отец и мать устроились работать в колхоз, дети пошли в школу. Старшие братья ушли на фронт в первые же дни войны, Виктора призвали в 1943-м, когда ему исполнилось 17 лет. Вернувшись, он обзавелся семьей, у него родилось трое детей. А сейчас Виктор Иванович — дед пятерых внуков!

На этих фотографиях братья Евстратенковы — Иван, Анатолий и Виктор. К сожалению, старшие Иван и Анатолий не вернулись с войны и навсегда остались молодыми