Из Иркутска в зону СВО нашим землякам регулярно уходят гуманитарные караваны, которые собирают все миром. Автомобили, масксети, запчасти, теплые вещи, да и просто весточка из дома — все это нужно на передовой и поддерживает солдат в том числе морально. Кто они — волонтеры, которые исключительно по собственным убеждениям тратят на помощь фронту свои время, силы и средства? Сегодня в «Иркутске» — три истории. Они необычны тем, что их герои — полицейские нашего города. Да, несмотря на немалую загрузку на службе, они находят время и на столь благородное дело. Когда успевают? Так вместо своего очередного отпуска…
Лейтенант Гроздова: путешествие в сторону войны
Оперуполномоченный Вероника Гроздова служит в уголовном розыске не так давно — три года. Пошла по стопам отца Константина Анатольевича, ныне пенсионера МВД. И у нее своя волонтерская история, случившаяся летом 2022 года, как раз перед поступлением на службу в иркутскую полицию.
Работала тогда Вероника в питомнике «К‑9» специалистом по уходу за животными. Ее любимцы — собаки и лошади. В питомнике нередко устраивают мероприятия с патриотическим уклоном, в которых принимают участие действующие военные и отставники, проводят военно-тактические игры.
Там Вероника и познакомилась с парнями, которые занимались страйкболом и приезжали в «К‑9» на выступления. Некоторые из них были военными — контрактниками из войсковой части в микрорайоне Зеленом.
— И вот однажды, уже после начала специальной военной операции, все они просто в один момент уехали в зону СВО. Настало лето, я уволилась из питомника, и перед поступлением в полицию было свободное время. Решила: а почему бы не навестить друзей?
Да, вот так просто: взять и съездить. Но, конечно, не с пустыми руками. Увлекла своей идеей отца. И они вдвоем, загрузив свою «Ладу Приору» гуманитаркой, отправились в путь.
Путешествие через всю страну в сторону войны завершилось в Ростове. Там сняли номер в гостинице и позвонили тем иркутским парням. На встречу приехали, естественно, не все, лишь те, кто в тот момент находился ближе к России.
— Ребята, конечно, удивились: из Иркутска столько ехать, — вспоминает Вероника. — Мы погуляли с ними по Ростову, пообщались. Потом передали гуманитарку да поехали обратно.
Не возникает ли сейчас желания повторить ту поездку? Вероника пока не загадывает: с нынешней службой в уголовном розыске свободное время выкроить непросто.
— Возможно, у нас с отцом это получится в мой следующий отпуск, — предполагает лейтенант полиции. — Мы с ним это обговаривали уже не один раз: взять и снова съездить. И не только до Ростова, а подальше. Хочу в соцсетях выложить объявление о сборе и нашей будущей поездке. Уверена, что люди помогут.
А пока Вероника на пару с Константином Анатольевичем продолжают свою самостоятельную волонтерскую деятельность дома — изготавливают блиндажные свечи.
Тут и пригодилась любовь к собакам, которые живут у них дома. Консервные банки из-под собачьего корма отлично подходят по размеру для таких своеобразных горелок!
— Копим сначала, а потом разом заливаем — минимум штук по 20, — говорит девушка. — Насколько я знаю, такие фронтовые свечи востребованы зимой — и еду можно приготовить, и погреться.
А автомобиль Гроздовых — теперь это «Лада Калина» — ждет, когда его под крышу загрузят гуманитаркой и направят на запад…
_SEzzICZ.jpg)
В гостях у редакции «Иркутска» — оперуполномоченный уголовного розыска Вероника Гроздова. Летом 2022 года волонтерская деятельность для нужд СВО еще не была столь массовой, как сейчас, но списки вещей, необходимых бойцам, уже распространялись. Вероника Гроздова с отцом закупили все необходимое — медицинские, бытовые принадлежности, белье и т. п. Собрали по максимуму все, что смогли, и поехали в приграничную зону
.jpg)
Это не дачные посиделки с чаем. Это Вероника и ее отец на веранде своего дома в пригороде Иркутска заливают блиндажные свечи. Бойцы используют их для освещения и обогрева укрытий, сушки одежды и приготовления пищи. Простота конструкции позволяет изготавливать такие свечи многим волонтерам
Майор Мачкалян: по кирпичику от каждого
Год назад, в ноябре, у майора иркутской полиции Михаила Мачкаляна подошло время очередного отпуска, и он отправился… волонтером в приграничную зону СВО, в центр, куда со всей страны стекается гуманитарная помощь.
— Можно было, конечно, взять билет на отдых на какой-нибудь еще не остывший юг. Но я решил провести отпуск с пользой не только для себя, не только в своих интересах… Да по-простому: мы же все в армии служили, Родину любим, и… руки чешутся, — объясняет Михаил свое решение.
Он обратился в Иркутске в организацию, координирующую волонтерскую деятельность. И там через несколько дней подтвердили: да, помощь нужна, можно ехать.
Поскольку майор Мачкалян имеет самое непосредственное отношение к автомобильной теме — возглавляет отделение пропаганды безопасности дорожного движения в иркутской Госавтоинспекции, а кроме того, имеет соответствующие категории и умения, то и направили его в место, куда свозится вся автотехника, идущая в войска по гуманитарной линии.
— В Ростове меня встретили, разместили. И началась ежедневная работа, фактически 24/7. Машины из разных регионов в зону СВО приходят каждый день. В основном железной дорогой. Представьте, сколько это автомобилей! — говорит Михаил.
Работа на такой автобазе самая разнообразная. Но цель одна — машины для фронта должны быть полностью на ходу. Чтобы бойцы на передовой не бегали в поисках того же аккумулятора, который вдруг разрядился.
— Представьте, автомобиль из регионов отправили подготовленным, — продолжает Михаил. — Но у него, пока поездом ехал три недели, аккумулятор разрядился. Или человек передал свою машину на нужды СВО еще в начале осени, когда в системе охлаждения находилась вода. А тут ноябрь, морозы… Где на линии фронта бойцы будут искать антифриз, чтобы залить его?
Вот этим и занимался Михаил Мачкалян вместе с другими волонтерами — проверить, зарядить, завести, колеса накачать и непосредственно перегнать машину ближе к фронту. С десяток автомобилей прошло через его руки за неделю.
— Но перегнал я только один — все время уходило на техническое обслуживание, работу на складах и на железнодорожной станции. А тут как-то позвонили из Иркутска: завис автомобиль, «Газель», помоги перегнать. Ее для конкретного бойца отправили из регионального управления Россельхознадзора. А боец этот был ранен, попал в госпиталь и не смог приехать за машиной сам.
И Михаил собрался в путь — еще ближе к фронту, в сторону Донецка. Эту «Газель» под завязку загрузили гумпомощью, чтобы порожняком не гонять, заправили. В сопровождение дали еще одну машину, тоже груженую.
— Проехать надо было около 300 километров до Донбасса. И вот мы едем, а я читаю всем знакомые из новостей названия на трассе: Макеевка, Иловайск — это где еще в 2014 году ополченцы зажали в котел киевских карателей… И тут же бабушки на лавочках у магазина, дети играют, а рядом — разрушенные строения. Такой диссонанс… — делится Мачкалян.
По словам Михаила, несмотря на близость фронта, люди живут обычной жизнью. И если ты, взрослый мужик, приехал помогать, то и нужно дело делать, а не думать, что вдруг что-то может «прилететь». И это вполне реально — обстрелы там не прекращаются и сейчас, хотя линию фронта наши войска отодвинули.
Ту иркутскую «Газель» забрал командир роты нашего бойца, кому она предназначалась, и отправился на ней в сторону Авдеевки. Далее такие автомобили обычно «модернизируют» — срезают крышу, чтобы было удобнее перевозить боеприпасы и раненых. По фронтовой статистике, подобный транспорт живет на линии боесоприкосновения не более месяца.
— Тот мой «отпуск» — это, конечно, капля в море помощи. Была у меня такая внутренняя потребность, и я ее реализовал, — завершает рассказ Михаил Мачкалян. — Но тут как? Я одну машину помог перегнать, десять обслужил. Другой что-то еще сделал. Из всех этих маленьких кирпичиков и создается защита государства. А знаете, какие ощущения, когда отдаешь машину, а бойцы говорят тебе спасибо?! А ты им: «Ребята, это вам спасибо, что воюете, Родину защищаете».
На вопрос, планирует ли повторить подобный «отпуск», майор Мачкалян ответил: «Конечно! Не исключаю такой возможности».

Свой отпуск иркутянин, майор полиции Михаил Мачкалян провел в Ростове, на автобазе, куда приходят машины по линии помощи СВО: «Там постоянно нужны руки… Много рук, чтобы разгружать, готовить эти автомобили и перегонять их дальше — к месту временного хранения, куда сами бойцы могут приехать прямо с передовой»

Из Иркутска в зону СВО уходит много автомобилей. Их жертвуют для наших бойцов как организации, так и обычные граждане. Эту «Газель» на фронт отправило региональное управление Россельхознадзора. Ее и перегонял майор Мачкалян ближе к линии фронта
Майор Силютин: мы так воспитаны
Майор Силютин — начальник автохозяйства иркутской полиции. Стаж службы у офицера солидный — уже более 30 лет. И он не считает помощь фронту чем-то необычным: «Мы же так воспитаны, мы же советские люди…»
Однажды в домашнем поселковом чате он прочитал, что сельчане создали группу СВО и собирают деньги, вещи и тому подобное для солдат. В списке были и маскировочные сети.
Вот тут все и сошлось: недавно Александр приобрел рыболовные сети. Планировал отправить их в подарок друзьям-одноклассникам в Новосибирск — там такие снасти намного дороже. А увидев то объявление, передумал: друзья подождут, а рыболовные сети можно переделать в настоящие маскировочные — для фронта.
Так и передал волонтерам все свои семь неотправленных подарков по 50 метров каждый. С их помощью получится замаскировать на линии боесоприкосновения вполне приличную площадь.
Эту историю из Александра Силютина журналисту «Иркутска» пришлось буквально клещами вытягивать. А вот про своего сына Дмитрия (кстати, старшего из четверых детей в семье майора) он может рассказывать долго и с гордостью.
Дмитрий Силютин с позывным Силя в армии с 2015 года. Призвали, и уже через полгода он подписал контракт. В Кяхте, в 37-й мотострелковой бригаде, занимался радиоэлектронной борьбой.
— Звонит как-то: папа, не могу я больше сидеть за компьютером, не нравится. Да он и в школе такой был: неусидчивый, шебутной — хулиган, одним словом. Классный руководитель меня постоянно вызывал, — улыбается Александр. — Добился: перевели его в разведку. Вот это оказалось его — стрелять-воевать, постоянно в полях, на учениях.
Перед самым началом СВО всю бригаду из Кяхты отправили эшелоном на учения в Беларусь, а оттуда вскоре заходили уже на Украину…
Отец сдержанно, с достоинством перечисляет награды сына: медаль «За храбрость» первой степени, медаль «За храбрость» второй степени, медаль Суворова. Представили к ордену Мужества.
— Свое последнее ранение он получил 31 декабря 2024 года. Вели пленных вэсэушников, чтобы по договоренности обменять на захваченного нашего раненого разведчика. Так те миной по ним ударили. Всех насмерть, и своих тоже. А мой шел замыкающим — жив остался, но ему прилетел осколок в шею, нога пробита. Тяжелое ранение, но он знал, что, пока на адреналине, пока болью не скрутило, надо бежать и бежать к своим, сколько сможешь. Остановишься — все, помочь некому.
Тяжелораненый Силя выбрался, хотя и потерял много крови. Затем лечился полгода, и врачи — ни в Калининграде, ни в Петербурге — так и не решились на операцию, оставив осколок в шее.
После госпиталя Дмитрий приезжал в Иркутск в отпуск. Рассказывал, что командир предложил ему должность при штабе, с какими-то документами работать, мол, хватит тебе воевать, судьбу испытывать.
— Сомневаюсь, что он согласится, — вздыхает Александр. — Конечно, переживаю за сына. А с другой стороны, горжусь, что он не отсиживается, Родину защищает. У них там и патриотизм на уровне, и боевое братство. Своих не бросают — под пулями лезут и достают. Вот откуда у них такое воспитание, я не знаю.
А для нас, в редакции «Иркутска», ответ очевиден: в первую очередь от родителей…

Автохозяйство иркутской полиции, которым командует майор Александр Силютин, за деятельность в сборе гуманитарки для фронта имеет благодарность из боевой части — от командования ДРО «Рысь»: «за неравнодушие и бескорыстие в оказании помощи военнослужащим, выполняющим свой воинский долг в ходе СВО»
.jpg)
Дмитрий с позывным Силя — сын майора Силютина — разведчик, имеет ряд государственных наград. Недавно приезжал в Иркутск в отпуск после тяжелого ранения. Отец гордится сыном, переживает за него и ждет домой с Победой
Константин Куликов
Фото автора и из архива героев публикации

Независимо от статуса, финансового и социального положения наши земляки — неравнодушные иркутяне выполняют очень важную сегодня задачу: общими усилиями приближают Победу.
Благодаря таким неравнодушным иркутянам вера в Победу становится только крепче. Спасибо всем, кто с нашими земляками. Ваш труд заметен и оценен бойцами и на передовой. Ребята знают, что тыл надежен и готов в любое время прийти на помощь.
Мэр Иркутска Руслан Болотов