В этом году Иркутский областной краеведческий музей имени Н. Н. Муравьева-Амурского отмечает 240-летие. И выставка церковного искусства «Свет невечерний» в отделе «Окно в Азию» — одно из наиболее ярких событий в череде юбилейных мероприятий. В экспозиции представлена богатейшая по своему разнообразию коллекция из музейных фондов: уникальные православные и старообрядческие иконы XVIII–XIX веков, произведения меднолитой пластики, церковного ювелирного искусства, старопечатной книжной культуры. Всего более двухсот экспонатов, среди которых такие раритеты, как Евангелие времен Петра Первого, епитрахиль святителя Софрония Кристалевского, нагрудное украшение с изображением святых — панагия XIV века. Выставка адресована и верующим, и неверующим.
— Рядом с этими святынями мы едины, для всех нас они одинаково ценны и дороги, — сказал на открытии экспозиции митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, подчеркнув, что российская история и русская культура неразрывно связаны с православной традицией, проводником которой уже много веков является церковь.
Иркутская епархия предоставила краеведческому музею возможность экспонировать свою самую большую святыню — Евангелие с дарственной надписью самого царя Петра Первого, жалованное государем Знаменскому женскому монастырю в 1708 году. Книга была напечатана в конце XVII столетия, а серебряный оклад с золочением, который весит более трех килограммов, иркутские мастера выполнили сто лет спустя. По большим церковным праздникам эту святыню до сих пор используют во время богослужения. Увидеть такой раритет воочию удается очень немногим. У иркутян и гостей города при посещении музея «Окно в Азию» такая возможность есть до конца ноября.
В фондах самого краеведческого музея находится более тысячи предметов, имеющих отношение к церковной коллекции. Каждый из них при богослужении выполняет определенное предназначение. Из этого многообразия куратор выставки, научный сотрудник музея Вевея Шаруда подбирала экспонаты, основываясь на Таинствах церкви.
— В православии выделяют семь основных церковных Таинств — крещение, миропомазание, которые сейчас соединены в один богослужебный чин, священство, покаяние, евхаристия, которую в обиходе называют причащением, Таинство Брака и елеосвящение, или упрощенно — соборование. Все предметы в витринах сгруппированы так, чтобы посетителю было понятно, какую функцию они выполняют при том или ином священнодействии, — объясняет Вевея.
Большая часть церковной коллекции музея поступила в фонды в 1931 году, когда в СССР началась активная фаза богоборчества. На изучение и подбор экспонатов у Вевеи ушло несколько месяцев. И это при том, что она хорошо знает церковные обычаи, поскольку родилась и выросла в семье священника. В итоге благодаря долгой и кропотливой работе каждая вещь обрела в экспозиции свое место. Начинается экскурсия с витрины, где представлены экспонаты, предназначенные для проведения одного из самых главных в православии обрядов — крещения. Здесь есть нательные кресты, найденные при раскопках вблизи Спасского храма и, возможно, принадлежавшие первым иркутянам, крестильная рубашка младенца, епитрахиль — обязательный при богослужении элемент одежды священника. В зависимости от Таинства, епитрахиль «меняет» цвет: при покаянии она, как правило, темная, например, фиолетовая или черная, во время венчания — из дорогой золотой парчи. В витрине, посвященной Таинству Брака, можно увидеть редкие иконы в ризах с жемчугом, сапфирами, рубинами и эмалью, венчальные венцы, торжественные престольные кресты, свечи конца XIX столетия, украшенные цветами из воска.
Очень редкие экспонаты представлены среди предметов, предназначенных для заупокойных служб, — поминальные таблички.
— Я слышала, что была традиция заказывать такие таблички приходу на вечное поминовение. В этих случаях имена людей, которые священник в определенные моменты службы должен был зачитывать, гравировщик наносил на металлические пластины. В фондах нашего музея нашлись три поминальные таблички, принадлежавшие известным иркутским купеческим фамилиям Медведниковых и Базановых, — рассказала Вевея Шаруда.
В экспозиции также можно увидеть уникальные книги, напечатанные в первой половине XVII столетия, среди которых «Сборник акафистов и канонов» 1628 года издания. Отдельно представлены колокола XIX века, и время от времени по музею разносится их звон.
— Обычно в музеях ничего нельзя трогать. Но для колоколов мы сделали исключение. Взрослые и особенно дети с удовольствием эту возможность используют, — отметила Вевея.
Отдельного внимания заслуживают элементы одежды священнослужителей, созданные трудами монастырских мастериц, — епитрахили, фелони, поручи, митры, палицы, иерейские пояса. Некоторые включенные в экспозицию предметы принадлежали епископам, имена которых неразрывно связаны с историей Иркутска. Таким особенным экспонатом является епитрахиль святителя Софрония Кристалевского — третьего иерарха Иркутской епархии. Изготовленная в середине XVIII века греческим мастером иеродиаконом Христофором Зефипом, она изображает фигуры восьми святых, чьи лики — живописные портретные миниатюры представляют собой замечательный образец «лицевого» шитья, одного из видов древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Большого внимания заслуживает «коронационное» облачение епископа Тихона, выполненное из великолепной парчи знаменитой русской текстильной фабрикой братьев Сапожниковых. Оно было подарено епископу последним российским императором во время торжественной коронации в мае 1896 года в Москве.
Еще один уникальный экспонат — покров на мощи святителя Иннокентия Кульчицкого. По словам куратора, он был обозначен в хранении как салфетка церковная.
– Нашлись фотографии, где изображен покров на мощи святителя. Он именно так выглядит и просто был неправильно атрибутирован, — пояснила Вевея.
Самый древний предмет в экспозиции «Свет невечерний» предположительно принадлежал Иннокентию Кульчицкому — это нагрудное украшение с изображением святых, панагия. Сотрудники музея Андрея Рублева ранее установили, что она была создана в XIV веке.
Также можно увидеть на выставке две невероятной красоты плащаницы — большую и малую, созданные руками иркутских мастериц Знаменского женского монастыря с использованием различных сложных древнерусских прикладных техник, которые сегодня практически забыты. Восхищение вызывают и ризы на иконы, одна из которых создана из серебра в технике скань. Глядя на эти работы, сложно поверить, что они сделаны руками человека. В каждой из них поистине есть высшее проявление таланта, трудолюбия и светлого созидательного начала.
Описать все экспонаты экспозиции невозможно, они заслуживают отдельного каталога, который в перспективе музей планирует издать.
Выставка «Свет невечерний» открылась в экспозиционном отделе Иркутского областного краеведческого музея «Окно в Азию» в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и будет работать в течение двух месяцев.
Нина Александрова
Фото предоставлены Иркутским краеведческим музеем
Митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан (на фото справа) в день открытия экспозиции подчеркнул, что святыни, представленные на выставке, одинаково ценны и дороги как православным верующим, так и неверующим, поскольку являются частью истории и культуры русского народа
В экспозиции можно увидеть уникальные книги, напечатанные в первой половине XVII столетия, среди которых «Сборник акафистов и канонов», изданный в 1628 году (на фото слева)
Научному сотруднику отдела Иркутского краеведческого музея «Окно в Азию», куратору выставки «Свет невечерний» Вевее Шаруде удалось собрать экспонаты, каждый из которых поистине уникален
Иркутская епархия предоставила краеведческому музею возможность экспонировать свою самую ценную святыню – евангелие с дарственной надписью царя Петра Первого. Книга была напечатана в конце XVII столетия, а серебряный оклад с золочением, который весит более трех килограммов, иркутские мастера выполнили сто лет спустя. Увидеть его на выставке можно до конца ноября
Дарохранительницы обычно оформляются как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с дарами в виде ларца или саркофага. При изготовлении часто применялись серебро, позолота, эмаль
Потир — чаша, которая используется в христианских богослужениях для совершения Таинства Евхаристии (причастия) (XIX век, серебро, золото, эмаль)
Покровцы брали, чтобы прикрыть потир или дискос (блюдо на широком основании) во время богослужения. Обычно их шили монастырские мастерицы, используя бархат, золотую и серебряную нити
Митра, которая предположительно принадлежала епископу Софронию Кристалевскому (XVIII век, бархат, золотая нить, стекло, кожа, шитье, живопись)