В Иркутске с 2022 года началась масштабная транспортная реформа, которая рассчитана на несколько лет. Мэр Руслан Болотов заявил об этом на пресс-конференции в декабре 2021 года. Реформа состоит из множества позиций, которые касаются не только замены транспортного состава муниципальных предприятий. Хотя и ему уделено максимальное внимание — впервые за все почти сто лет своего существования МУП «Иркутскавтотранс» получит уже к началу этой осени 40 новых низкопольных автобусов НЕФАЗ большой вместимости. Об этом и других нововведениях реформы мы поговорили с человеком, который знает все про автобусы и маршрутки в городе, — руководителем «Иркутскавтотранса», депутатом думы Иркутска Алексеем Колмаковым.
— Алексей Анатольевич, и вас, и нас — иркутян можно поздравить с поступлением такой большой партии автобусов повышенной комфортности в парк предприятия. На прошлой неделе поступили первые машины, а когда ждать остальные?
— Да, действительно, это большой прорыв в реформе городского транспорта, которая идет семимильными шагами. Двадцать новых НЕФАЗов уже на нашем предприятии, десять — в пути, еще четыре выйдут с нефтекамского завода в Иркутск сегодня или завтра (разговор состоялся 17 августа. — Прим. авт.). То есть до 25 августа мы получим 34 автобуса. Еще шесть машин должны прийти к 15 сентября — они сейчас в производстве. А пока мы готовимся к прохождению процедуры государственного техосмотра, потом поставим новые автобусы на учет в ГИБДД, оформим все необходимые документы — лицензии, страховки, и в середине сентября новые автобусы выйдут на линию. За руль этих НЕФАЗов сядут самые лучшие водители предприятия, их кандидатуры определены по результатам профессионального конкурса, который шел в течение года.
— Очень долгое время в Иркутске был самый недорогой проезд в муниципальном общественном транспорте в области и, пожалуй, даже в стране. Недавно тариф повысили до 25 рублей, насколько это было необходимо?
— Многолетнее недофинансирование отрасли привело к тому, что не обновлялся подвижной состав ни у частников, ни масштабно — в муниципальных транспортных компаниях. И хочу обратить внимание — цену напроезд в муниципальных автобусах «Иркутскавтотранса» городская власть повысила только после покупки новых, современных НЕФАЗов. Сейчас цена проезда (которую, кстати, не повышали с 2016 года) — 25 рублей, а себестоимость одной поездки — свыше 50 рублей. Несмотря на то что экономически обоснованная стоимость проезда значительно выше, новую цену утвердили с учетом доступности для горожан.
— Но изменит ли ситуацию повышение стоимости проезда?
— Конечно, нет! Повышение тарифов не было самоцелью, и одна лишь эта мера не панацея, а только часть реформы, которую готовит городская власть. Сейчас идет процесс серьезной разработки новой транспортной схемы, чтобы исключить дублирование маршрутов. Специалисты ИРНИТУ, которые обладают нужными знаниями, анализируют ситуацию по заказу администрации Иркутска. Цель — определить: какие предприятия и какие автобусы на каком маршруте должны возить пассажиров. Если брать, допустим, МУП «Иркутскавтотранс» — он, несомненно, должен работать на больших магистральных маршрутах в отдаленные районы города. Это Ново-Ленино, Иркутск II, Зеленый, Синюшина Гора, Юбилейный — там, где необходимы автобусы большой вместимости.
— Если говорить о дублировании маршрутов… В Иркутске довольно много межмуниципального общественного транспорта…
— Около семидесяти маршрутов из пригородных поселений ездят по Иркутску. Есть маршруты, у которых восемьдесят процентов трафика приходится на город, при этом они считаются пригородными! Вот, например, получает частный перевозчик маршрут «Луговое — Иркутск». И в нем — тридцать остановок по Иркутску и две в Луговом. И это, конечно, неправильно. Без сотрудничества, без понимания нашей ситуации в министерстве транспорта, без поддержки губернатора при создании единой транспортной концепции трудно будет воплощать иркутскую транспортную реформу в жизнь.
— Алексей Анатольевич, а сколько автобусов город отдает на садоводческие маршруты?
— Мы вынуждены отправлять ежедневно двадцать шесть автобусов большой вместимости на эти маршруты. Я этот вопрос озвучивал на заседании городской думы, даже было обращение депутатского корпуса Иркутска к губернатору региона с просьбой обратить внимание на эту проблему. Нужна помощь нашему предприятию для покупки тридцати автобусов большой вместимости, часть из которых в том числе могла бы обслуживать эти сезонные межмуниципальные маршруты, которые действуют только летом (!). Ведь немуниципальному предприятию полгода стоять без работы и не платить зарплату — это нереально. А у нас в «Иркутскавтотрансе» сейчас на восемьдесят шесть процентов изношен подвижной состав.
— То есть имея, с одной стороны, самый недорогой проезд в стране, а, с другой, мы «владели» разбитым транспортом и предприятиями-перевозчиками в предбанкротном состоянии…
— Это было настолько неправильно организовано, что все уже понимали: если по той же схеме продолжать, то это бессмысленная трата бюджета и никакой стабильности в развитии предприятий не будет. Реформа, разумеется, назрела.
— Как, по-вашему, выглядит совершенная транспортная система города?
— Наше муниципальное предприятие должно выпускать на линию двести двадцать-двести пятьдесят автобусов каждый день. И мы должны стремиться к максимальному переходу на безналичную оплату проезда — транспортной картой.
— Многие иркутяне, особенно из Ленинского округа, жалуются, что на их направлении ездит много уже откровенно стареньких ПАЗов, автобусов малой вместимости…
— Несколько лет назад, еще при предыдущей городской власти, в лизинг закупили сорок ПАЗов, бывших в употреблении, по цене новых машин. В итоге переплатили из городского бюджета вдвое.
— О каких суммах идет речь?
— При цене нового автобуса такого класса в один миллион семьсот тысяч рублей в итоге каждый неновый обошелся в три миллиона семьсот тысяч рублей. Расследованием занимались следственные органы и прокуратура, но они не увидели уголовного деяния — посчитали неграмотно принятым финансовым решением. Сейчас все закупленные тогда машины уже идут под списание, как бывшие в употреблении в прошлом и в дальнейшем отработавшие уже полностью свой ресурс.
И на мой взгляд, все-таки ПАЗ — это не машина для перевозки пассажиров в областном центре, хотя было время, когда люди были рады и им. В столице Восточной Сибири должен быть современный качественный красивый транспорт. И как раз поэтому шестьдесят процентов новых НЕФАЗов будут направлены на обслуживание Ленинского округа.
— Одним из ноу-хау транспортной реформы в Иркутске стали выделенные полосы для общественного транспорта. Пока такая есть только на Трактовой. По уже полученной практике что можете сказать — это помогает общественному транспорту двигаться быстрее?
— Однозначно! Не знаю, где еще удастся в городе сделать такие выделенные полосы, тут я в планы нашего мэра заглянуть не могу. Но в направлении Ленинского округа нам стало работать очень комфортно. Автобусы двигаются без пробок, люди в разы быстрее добираются даже в часы пик. А когда к этому мы добавим и новые автобусы большой вместимости, это кардинально снимет напряжение в транспортном потоке, прежде всего в Ленинский округ, и плюс к этому — в Студгородок, Первомайский.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова
Торжественный момент, без преувеличения. Первый за многие годы новенький автобус большой вместимости НЕФАЗ заезжает на территорию «Иркутскавтотранса», проделав путь в 4000 километров с завода-изготовителя. Вместимость каждого автобуса (всего их сорок) — 105 пассажиров. Практически все эти машины поставят на самые напряженные маршруты — в Ленинский округ, микрорайоны Топкинский, Зеленый, Синюшина Гора, Юбилейный.
В Иркутске работает 115 муниципальных автобусов, выполняющих рейсы по 33 городским маршрутам и 20 — садоводческим.
КАК ТОЛЬКО НЕ НАЗЫВАЛИ!
Какие названия носил современный «Иркутскавтотранс» за годы своего существования?
1926 год — Городская транспортная контора
1936 год — Иркутская контора пассажирских перевозок
1944 год — Иркутская автобаза № 2 «Верхлентранса»
1952 год — Автобаза № 2 «Облавтотреста»
1963 год — Автобаза № 2 «Облавтоуправления»
1965 год — Автобусный парк № 2 Восточно-Сибирского территориального транспортного управления (ВСТТУ)
1969 год — Иркутское пассажирское автотранспортное предприятие № 2 (ИПАП 2)
1972 год — Иркутское производственное пассажирское объединение пассажирского автотранспорта № 1 (ИППОПАТ № 1)
1991 год — разделение ИПОПАТ № 1 на 3 муниципальных предприятия
1992 год — Муниципальное Иркутское унитарное пассажирское автотранспортное предприятие (МИУ ПАТП 2)
2004 год — МУП «Иркутскавтотранс»