Спасенный «Городок». История восстановления уникальной картины из бересты иркутского художника Евгения Ушакова
Культура
Газета «Иркутск» #29 (1214) от 15 августа 2025
image

Евгений Ушаков считается основателем нового вида прикладного искусства — инкрустации из бересты. Вдохновляясь летописью освоения Сибири, историей православия, картинами природы, художник создал более 100 берестяных панно на религиозную, историческую и краеведческую тематику. Он оформил в Иркутске множество интерьеров, которые украшали городские общественные здания. К сожалению, не все работы мастера сохранились до наших дней, одну из них весной удалось чудесным образом спасти.

Историю спасения уникальной картины Евгения Ушакова «Городок» на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» рассказала художник и владелица иркутской галереи LeArt Лина Ермонтович.

«Как-то по осени приходят к нам в галерею родственники Евгения Владимировича Ушакова, нашего замечательного художника — берестянщика, живописца, аквалериста, ветерана Великой Отечественной войны, и рассказывают мне, что на «Авито» кто-то продает картину «Городок» (картина программная, каталожная), а выкупить они ее не могут, слишком дорого, и вот что теперь делать, не знают. Дескать, может, мы сможем выкупить. Я, конечно, сильно удивилась: как так на «Авито»? Как же можно такие произведения продавать на «Авито»?! Но загорелась, конечно, нашла это объявление, созвонилась, договорилась о встрече. Приехали по адресу и, мягко говоря, обалдели от увиденного. Картина висела на улице! Несколько лет! Ну не совсем под открытым небом, а под навесом, но на улице, где то летняя жара, то осенняя сырость, то мороз тридцатиградусный… Первый раз встречаю такое… Конечно, надо было выкупать, спасать картину».

О том, как события развивались дальше, обозреватель «Иркутска» узнала уже непосредственно в мастерской, глядя на отреставрированную работу Евгения Ушакова «Городок».

— Эта картина входит в цикл монументальных работ Евгения Владимировича «Русь». Он создал огромную коллекцию композиций — «Русь изначальная», «Русь советская», «Русь современная», а его сын Владимир, тоже художник, ему помогал. В советское время картины Евгения Ушакова из бересты можно было увидеть в холле кинотеатра «Баргузин», в здании аэропорта «Иркутск», в Доме быта и в Доме моды на Урицкого. О судьбе многих его работ, которые были представлены в общественных местах города, сегодня ничего не известно. А ведь это уникальное достояние Иркутска, — подчеркивает Лина Дмитриевна.

Технология берестяной интарсии, когда для изображения подбирается береста разного цвета, разной фактуры и ничего не подкрашивается, а выкладывается, как мозаика, уникальна, она была разработана и запатентована Евгением Ушаковым.

— Чтобы сохранить и продолжать традицию изображения берестой, Евгений Владимирович, работавший преподавателем в Иркутском училище искусств, передал ее своим ученикам. Картины в этой технике созданы Сергеем Бордучковым, Сергеем Махоцким, Олегом Мухардановым, Александром Прохоровым. У каждого из них свой почерк, свои любимые темы, сюжеты, — продолжила рассказ Лина Ермонтович.

Картину «Городок» галерея LeArt выкупила и привезла в мастерскую. От перепада температур и влажности береста кое-где отвалилась и пожухла. Лина Дмитриевна обратилась за помощью к Александру Прохорову, и он показал, как правильно восстановить поврежденные участки. Из давних запасов бересты, которая была заготовлена в галерее для занятий с детьми в школе творчества, художник подобрала нужные цвета, аккуратно, маленькими кусочками вклеивала.

— Работа кропотливая, долгая, но захватывающая. В процессе я испытала благоговейный трепет от прикосновения к чему-то огромному, вечному. Работала и вспоминала Евгения Владимировича и его сына Володю. Как хорошо, что в моей жизни они были. Замечательные, настоящие русские художники, — сказала Лина Ермонтович и добавила: — Почему бы нам в Иркутске не сделать музей берестяной картины? Хотя бы небольшой. Это наше достояние, наша эндемика. Это важная и уникальная часть большой русской культуры.

Так считает и заведующая отделом сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Ольга Юрчук. Мы беседовали с Ольгой Петровной в выставочном зале, где были представлены берестяные панно Евгения Ушакова к его юбилею.

— Береста использовалась мастерами на Руси с незапамятных времен. Мы знаем о существовании берестяных грамот, посуды из бересты, но мозаики из бересты не было. Евгений Владимирович стал, по сути, первооткрывателем и новатором нового вида декоративно-прикладного искусства. Десятилетиями работая в этой технике, он достиг больших высот, — отметила Ольга Юрчук. — К сожалению, в запасниках нашего музея нет берестяных панно Евгения Ушакова. Все, что было представлено в экспозиции к 100-летию мастера, хранится у его родных.

Свои первые мозаики Евгений Ушаков создал в Иркутске в 1960-е годы. Они сразу обратили на себя внимание и художников, и искусствоведов, и любителей монументального искусства. По словам Ольги Юрчук, первые панно отличала условность изображения и большие плоскости бересты одной цветовой палитры.

— По первым работам видно, что художник только узнает возможности материала, изучает его. Постепенно он усложняет композицию, насыщает пространство деталями, работы становятся масштабными по формату и содержанию. Он затрагивает темы, связанные с историей языческой Руси, освоения Сибири, мифологические сюжеты. Каждая деталь мозаики тщательно подобрана и закреплена не только на специальный костяной клей, но и прибита крохотным гвоздиком, — поясняет Ольга Юрчук.

Художник никогда не использовал в работе бересту с живого дерева. Изучал ее колористические особенности, а цветовая палитра у бересты разнообразная — от белого и сажево-черного до нежно-розового и голубого. Евгений Владимирович так любил этот материал, что посвящал ему стихи:

Лесной фантазией прошита,

Рукой волшебника-ткача.

Она прекрасна, как парча —

Тепло земное в ней разлито.

У Евгения Ушакова была мечта подарить свои работы городу, но при условии, что они будут собраны в единой галерее. При жизни мастера ей не суждено было воплотиться. Сейчас многие его монументальные картины, которые украшали город, уже утрачены. Судьба «Городка», который случайно был обнаружен, сложилась, в отличие от многих панно, удачно благодаря участию неравнодушных людей, любящих русскую культуру и родной город. Как сложится судьба остальных картин? Вопрос остается открытым.

Нина Воронина

Фото Марины Тихоновой и Евгения Кузнецова

На верхнем фото: художник и владелица иркутской галереи LeArt Лина Ермонтович показала восстановленную работу Евгения Ушакова «Городок», которую случайно нашли благодаря объявлению в интернете. Она входит в цикл монументальных работ «Русь». Лина Дмитриевна считает, что берестяные картины — это настоящий сибирский бренд, который зародился именно в Иркутске. «Это наше достояние, наша эндемика. Это важная и уникальная часть большой русской культуры», — говорит она

Рассматривать сложное мозаичное панно из бересты можно бесконечно долго. «Городок» — это бытописание со множеством деталей, каждая из которых идеально подобрана художником и по форме, и по цвету. Деревянные домики, выходящие за пределы острога, ставни, ворота, заснеженные улицы. Все родное и знакомое…

Одна из самых известных работ Евгения Ушакова, триптих «Сибирь», создана в 1989–1990 годах, состоит из трех картин и представляет собой воплощение величия природы и ее могущества. Левая часть называется «Хозяин»: медведь олицетворяет силу и мощь, тогда как человек изображен как маленькая букашка, подчеркивая масштабы окружающего мира

Центральная часть сибирского триптиха Евгения Ушакова называется «Источник». У внушительных скал, возле родника — огромные сохатые, чей мощный рев слышен от Урала до Камчатки…

Третья, правая часть триптиха — «Над снегами» удивляет яркими «шапочками» глухарей. А ведь мастер никогда не использовал для своих берестяных картин колерование!

Заведующая отделом сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Ольга Юрчук отметила, что берестяные монументальные панно Евгения Ушакова в советское время были настоящим украшением города. Их можно было увидеть в самых знаковых местах Иркутска. Сейчас судьба большинства их неизвестна

И это все о нем

Евгений Ушаков (1925–2012) — советский и российский художник декоративно-прикладного и монументального искусства, живописец, член Союза художников СССР с 1980 года. Родился в Ялуторовске Тюменской области. В 1943 году был призван в армию, принимал участие в Великой Отечественной войне. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Вены». После демобилизации поступил в Московский текстильный институт на художественный факультет. В 1960 году переехал в Иркутск, где начался самый плодотворный период его творчества. В 1965-м создал свои первые мозаики из бересты. В одном из интервью Евгений Ушаков говорил: «Мои произведения нужны! И нужны они именно молодежи! Почему? Потому что они раскрывают древнейшую историю русского народа. Когда я начал заниматься творчеством, я думал: «О чем же я буду петь в своих произведениях?» Легенды, былины, языческие боги, первопроходцы, православие, природа Сибири — вот моя тематика. Я работаю для людей».

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg