От «гопника» до «аристократа»
Культура
Газета «Иркутск» #7 (1043) от 25 февраля 2022
image
None

Он не любит давать интервью. Избегает журналистов. На шоу «Вечерний Ургант» откровенно дурачился, серьезно не ответив ни на один вопрос. Поэтому особых надежд на беседу с исполнителем роли великого шансонье у меня не было. Написала в «Инстаграм» — ответа не получила. Позвонила — «Вы ошиблись номером». Нашла агента и написала ей. Через пять минут пришел ответ: «Алексей даст вам интервью». И вот этот загадочный, неуловимый человек уже звонит мне и, кажется, вот-вот начнет мило грассировать, как в фильме, благодаря которому стал настоящей звездой.

Переиграл «все дно»

— Что для вас Иркутск?

— Я очень люблю свой город. И воспоминания у меня о нем самые разные. В основном детские. Ведь я уехал в 17 лет. Иркутск — это школа, друзья, какие-то проделки. Приезжаю регулярно. У меня здесь друзья. Мама живет в Усолье. Навещаю ее.

— Это правда, что вы не любили школу и урокам предпочитали тусовки с друзьями?

— Нет, школу я не прогуливал. Мама очень расстраивалась. Я не был никогда хулиганом. Но у меня была странная репутация: если что-то случалось, почему-то во всем обвиняли меня. Я просто был веселый, подвижный. Но ходил в школу только для того, чтобы маму не огорчать.

— А в театральном училище интереснее было учиться?

— Намного. Я познакомился с людьми, с которыми можно было разговаривать, а не только бегать и заниматься всякой ерундой. Я словно попал в другой мир — людей, которые развиваются, думают, к чему-то стремятся. В театралке я жил, даже вечером домой уходить не хотелось.

— Вы как-то сказали, что если бы не уехали из Иркутска, то, скорее всего, пошли бы в армию или поступили в ПТУ…

— Да. Спасибо моей учительнице Наталье Георгиевне Гавриловой, которая буквально взяла меня за руку и отвела в Иркутское театральное училище. Что-то она во мне разглядела, хотя я и сам ничего тогда о себе не знал.

— Кстати, именно там вы познакомились с Иваном Вырыпаевым, который потом пригласил вас на главную роль в фильм «Кислород»…

— Мы с Ваней друзья. И роль эта для меня особенная. Я очень хотел сниматься. Образ Санька такой сложный, неоднозначный, в нем много всего намешано. Сначала я посмотрел спектакль и примерно понимал, чего Иван хочет. И у нас не возникало никакого непонимания. Но когда в студии надо было записывать текст, я заболел. И с температурой 40 четыре дня писал видео со звуком. Делал перерывы, спал и опять записывал. Такая вот история.

— За 15 лет вы сыграли довольно много, но роли по сути были однотипные. Как вы признались Урганту: «Я переиграл все дно». Почему так долго не могли выбраться из одного актерского амплуа?

— Потому что режиссеры чаще всего подбирают актеров по типажу. Похож на продавца — будешь продавать. Похож на бандита — будешь «бандитствовать».

— А вы разве похожи на бандита?

— Видимо, так казалось режиссерам. Но на самом деле мне каждая моя роль дорога. Я вообще довольно легко встраиваюсь в любую команду и в любой образ.

Ходил на каблуках, полнел, недосыпал

— Вот как живописно ваш коллега Сергей Рост описал момент вашего прихода на пробы к Авдотье Смирновой: «Он пришел как какой-то гопник — сандалии, носки. Совсем не похож на дворянина, не аристократ! И Дуня говорит: «Вы опоздали, выглядите ужасно, да что с вами, почему вы такой? Вы хоть сценарий читали?» И тут наступила еще более зловещая тишина, потому что все знают, что если он скажет, что не читал, это верная смерть. А по лицу было видно, что он не читал».

— Да, я опоздал. Форс-мажор. Но я все же прочитал две серии, чтобы хоть понимать, о чем речь. Какой смысл читать весь сценарий, когда у тебя нет шансов сниматься в фильме?

— Почему вы были так уверены, что вас не возьмут?

— Много разных сложностей было. Ехал на встречу без особой надежды. Так и сказал режиссеру: «Да ладно, все равно вы меня не возьмете, я неформат». Она ответила: «А вот это позвольте мне решать, кто формат, а кто не формат!» Наверное, Авдотья посмотрела мои работы и почувствовала, что смогу исполнить роль. Даже и проб-то не было. Я переоделся, нанес грим, Авдотья посмотрела на меня и говорит: «Вертинского будешь играть ты, решено!»

— «В гримерную ушел босяк, а вышел аристократ. Алексей преобразился — у него выпрямилась спина, появились манеры, и он на одном дыхании проговорил на камеру выученный текст». Опять цитирую Роста. Получается, вы слету вошли в образ.

— Я долго раздумывал — соглашаться ли. Сложно играть известного человека, историческую личность, к тому же абсолютно на тебя непохожего. Но Авдотья сказала: «Не надо копировать Вертинского, играй свое ощущение от него».

— Что было самым сложным в работе над образом?

— Самым сложным было работать по 16 часов в день. И если раз в десять дней выдавался выходной — это было счастье. Проект был большой, и чтобы всех соединить, чтобы у всех совпали графики, приходилось снимать не блоками, а каждый день. Однажды я не приехал на смену, потому что утром потерял сознание. Не высыпаться на протяжении полугода тяжело. Организм ведь не железный.

— Во время съемок вам пришлось поправиться на 16 килограммов. Как вам это удалось?

— Я ходил в тренажерный зал, питался по специальной методике. За два-три месяца набрал вес и замечательно себя чувствовал. В кадре это было незаметно и делалось не для того, чтобы казаться толще, а чтобы выдержать тяжелую дистанцию съемок. Надо было свое здоровье немного подкрепить. Ведь когда мало спишь и много работаешь, теряешь вес. А если ты и так худой (мой вес прыгает от 55 до 60 кг), то вообще умереть можно.

— В одном интервью вы утверждаете, что надлом и трагедия Вертинского несколько преувеличены. Что вы имели в виду?

— Жизнь его была настолько интересной, яркой, местами опасной, местами беззаботной, что скучать ему точно не проходилось. Он был богемным, легким и веселым, его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы, он сказочно богател, потом все терял. Его сценический образ и необычный стиль выступлений принесли ему успех и славу. Думаю, Вертинский был счастливым человеком.

— В фильме Наташи Меркуловой «Человек, который удивил всех» вы играете тракториста. В «Вертинском» — утонченного аристократа. Наверное, сложно перевоплощаться в таких разных героев, проживать чужие жизни? У вас есть свои творческие фишки?

— В этом и интерес — пробовать что-то новое. У каждого актера своя кухня. Но это сложно объяснить словами: это тонкая внутренняя работа.

— Как вы относитесь к критике? На «Вертинского» было много и разгромных рецензий.

— Никак не отношусь. Я просто их не читаю. Это личное дело каждого. Кому-то нравится, кому-то нет. Каждый имеет право на свое мнение.

— А вы самокритичны? Когда смотрели отснятый материал, вам все в своей работе нравилось?

— Ни один актер никогда не бывает доволен собой на сто процентов. Конечно, есть эпизоды, которые я сейчас сделал бы по-другому. Актерство — такое дело, можно одну и ту же сцену сыграть по-разному. Вообще не могу оценивать свою работу объективно. Маме понравилось. Я много теплых откликов получил из Иркутска, от друзей, одноклассников. И это очень приятно.

— Вам, насколько я знаю, весь фильм пришлось ходить на каблуках высотой семь сантиметров. Было, наверное, неудобно?

— Вертинский был высокий, а мой рост 173 см. Привыкал долго, вечером спина болела. Потом привык — и нормально.

— Ну вы теперь знаете, как нам, женщинам, тяжело.

— И у меня по этому поводу возник вопрос: зачем? Чтобы выглядеть выше? Это не стоит таких жертв.

— Кстати, о жертвах. В фильме вы сами исполняете знаменитые песни шансонье. Сложно было обучиться вокалу?

— Месяца два брал уроки пения. И я не копировал Вертинского. Сегодня такое исполнение было бы немного старомодным, что ли. Но именно песни помогли мне лучше понять характер героя. В них вся его суть.

Влюбчивый однолюб

— И какой, по вашим ощущениям, Вертинский?

— Он жил от влюбленности к влюбленности. Большая история связывала его с Верой Холодной. Она помогла ему дебютировать, ей посвящены его первые песни. Сильные чувства вызывала в нем Марлен Дитрих. Они познакомились в Париже, позже встретились в Америке. Жена появляется только в последних сериях — ей по сценарию 19, ему 50. Интересно было сыграть такой возрастной диапазон. Когда я играл пожилого Вертинского, меня долго гримировали, подкладывали в костюм овечью шерсть для полноты, приходилось носить это в жару.

— Есть ли у вас и вашего героя точки соприкосновения?

— Он был нежным и чувствительным человеком. Я не такой. Хотя какие-то общечеловеческие качества нас роднят.

— А вы влюбчивый? Судя по фото в «Инстаграме», все время находитесь в окружении красивых девушек.

— Профессия у меня такая. Актеры любят показывать, какие они веселые и компанейские. Хотя я сейчас от всех спрятался, живу за городом. Но да, часто фотографируюсь с коллегами и друзьями. Влюбчивый ли я? Скорее все же однолюб. Хотя сейчас однозначно не отвечу на ваш вопрос.

— Говорят, нередко актеры влюбляются в своих партнеров по фильму. Были у вас романы на съемочной площадке?

— Такое действительно случается часто. (Задумывается.) У меня вроде не было.

— Слышала, в юности вы подрабатывали ведущим в ночном клубе, и в вас влюбилась одна девушка. Она пыталась как-то вас расположить, а потом начала угрожать бандитами. Это правда?

— Это было давно, еще в Иркутске. Девушка не то что угрожала, она попросила своих знакомых поговорить со мной. По душам. Но так получилось, что эти ребята были и мои приятели. Мы посмеялись и разошлись.

— Девушка так от вас ничего и не добилась?

— Добилась, но не таким способом. В этом деле силой ничего не решишь. Вообще, в жизни каждого человека может быть миллион влюбленностей. Они мимолетны. А любовь — это что-то более тотальное. Тебя она просто накрывает.

— То есть у поклонниц все-таки есть шанс вам понравиться?

— Конечно, я ведь живой человек.

Кино бывает много

— Как обычно проходит ваш день?

— Если я работаю, то встаю в пять-шесть утра и еду на работу. Если не снимаюсь, то занимаюсь чем-нибудь полезным. Какие-то проекты с друзьями придумываем — с актерами, сценаристами, режиссерами. Хотим снять свой фильм. Уже есть идеи.

— А чем занимаетесь в свободное время? В тренажерный зал ходите?

— Зарядку делаю обязательно. Когда бегаю, когда плаваю, когда хожу в зал. Катаюсь на роликах, на мотоцикле. По настроению.

— А в кино ходите?

— Практически нет. На работе у меня кино, еще и в свободное время кино — это перебор.

— Сейчас у вас уже есть предложения? Где зрители смогут вас увидеть в ближайшее время?

— Скоро выйдут два фильма, где я исполняю главные роли. Пока не знаю, под какими названиями они выйдут. Совсем скоро на Первом канале стартует сериал «Деревенская драма». Там я играю человека, который влюбился в жену соседа. А потом соседа убили. И моего героя посадили в тюрьму. Потом он выходит на волю и начинает искать убийцу.

— Вы мечтаете о какой-то роли, может, хотите поработать с каким-то определенным режиссером?

— Я не мечтаю. Надеюсь, что если у меня будет работа, то это будет достойная роль у достойного сценариста и режиссера. Надеюсь, что попаду в хорошую команду.

Екатерина Санжиева

Фото из архива героев публикации и открытых источников

Алексей Филимонов родился 3 февраля 1981 года в Иркутске. В 2000 году окончил Иркутское театральное училище и, поработав некоторое время в провинциальных театрах, поступил в ГИТИС. В 2006-м снялся в своей первой небольшой роли в «Бумере. Фильм второй»

Роль Александра Вертинского принесла Алексею Филимонову звание лучшего актера 2021 года. «Я не читал его книги, в основном слушал песни, смотрел видеозаписи, фотографии. Плюс добавил в образ что-то свое. Воображение многое дает актеру. Ну и, конечно, мы консультировались с историками, чтобы сделать образ более достоверным, глубоким», – рассказывает актер. На фото – Вертинский (Алексей Филимонов) и Марлен Дитрих (Виктория Исакова)

На фото — Алексей Филимонов в своей первой небольшой роли Вовки, простого парня-провинциала, в фильме Петра Буслова «Бумер. Фильм второй»

Кадр из фильма «Кислород» еще одного нашего земляка Ивана Вырыпаева. Алексей Филимонов сыграл здесь главную роль — Санька

За главную роль в фильме «Еще один год» Алексей Филимонов получил первую серьезную награду — приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль

ЛУЧШИЙ АКТЕР

2021 ГОДА

Первую роль Алексей Филимонов сыграл в 2006 году в «Бумере. Фильм второй», главную роль — в 2008-м в «Кислороде» Ивана Вырыпаева. Среди его киноработ «Короткое замыкание», «Жить», «Еще один год», «14+», «Про любовь», «Человек, который удивил всех», «Бык», «Большая поэзия», «Девятаев», сериал «Выжившие». За роль Комара в картине «Еще один год» удостоен премии за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр». Стал лучшим актером 2021 года за роль в сериале «Вертинский».

«ЛЕША – ЭТО ЯВЛЕНИЕ»

Наташа Меркулова, режиссер:

— Лешу Филимонова я первый раз увидела в короткометражке Вырыпаева и подумала тогда: где люди берут таких актеров? Таких, которым и говорить ничего не надо. Вот он две секунды на экране, а уже рассказал мне взглядом, позой, улыбкой всю историю. Не просто рассказал, заинтриговал, зацепил… Ходит, молчит, а я смотрю — и мне не скучно. Леша, конечно, явление — piece of art (произведение искусства. — Прим. авт.). Как только мы с Алексеем Чуповым (моим соавтором) начали работать над «Человеком, который удивил всех», Филимонов сразу был в голове. Я счастлива, что Леша согласился сыграть в нашем фильме.

Ольга Лучинина, одноклассница:

— С Лешей мы вместе учились с 1-го по 9-й класс в школе № 1. Он любил шутить, шкодничать, но по-доброму, с хеппи-эндом. Как-то вместе с мальчишками «выследил» после школы, где я живу. А потом пришел и пригласил в кино. Бабушка у меня была очень строгая, но с Лешей отпустила. Так ее растрогали его вежливость и галантность. Алексея помнят и все родители: когда за кем-то приходили, он выбегал в холл и со всеми здоровался. Рада, что мы общаемся и что Алексей для нас все тот же Филя (его школьное прозвище). Популярность никак его не испортила.

Наталья Гаврилова, учитель русского языка и литературы:

— Леша был верткий, интересный, своеобразный. Мог быстро перевоплотиться в кого-то. Принимал участие в классных сценках. Мальчик с юмором, с выдумкой. Я в нем эту необычность и артистичность разглядела и отвела в театральное училище. Мы до сих пор с Лешей общаемся. А перед выходом «Вертинского» он написал в нашу группу в «Вайбере»: «Ребята, посмотрите сериал и напишите свои впечатления!» Конечно, все были в восторге. Алексей мне написал: «Если бы не вы, Наталья Георгиевна, ничего этого бы не было».

А это Алексей Филимонов (слева во втором ряду) — ученик 7 «А» класса иркутской школы № 1. «Леша был верткий, интересный, своеобразный. Мог быстро перевоплотиться в кого-то. Мальчик с юмором, с выдумкой», — говорит о нем учитель русского языка и литературы Наталья Гаврилова

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg