Мы привыкли видеть руководителей и депутатов «застегнутыми на все пуговицы»: говорим с ними только о проблемах, о способах решения задач, пользуемся при этом формулировками «достигнуть результата», «обеспечить процесс», «достигнуть договоренности». И когда встречаешь человека, профессионала, готового уйти от этих клише, открыто общаться на любые темы, то понимаешь — повезло. Так и произошло в беседе с Ольгой Клевцовой — депутатом от избирательного округа № 29, главным врачом больницы № 5: поговорили не только о профессии врача, депутатской работе и перспективах строительства новой детской поликлиники, но и о реставрации мебели, походах в горы и почему важно быть донором крови.
— Ольга Владимировна, следующим летом заканчивается ваш депутатский срок: будет пять лет, как вы проработали в избирательном округе № 29…
— Почему заканчивается? Я это вижу и ощущаю по-другому. Все только началось.
— Снова пойдете на выборы?!
— Безусловно. А как иначе завершить начатое? Бросить? Это не мой путь. Что я людям скажу?
— От какой партии пойдете на выборы?
— Я беспартийная, но пойду при поддержке «ЕР». Потому что сегодня это единственная партия, которая может что-то сделать.
— А вы помните, как принимали решение избраться в думу Иркутска четыре года назад?
— Это было очень интересно. (Смеется.) Звезды сошлись в буквальном смысле слова. На определенном этапе жизни я осознала, что развитие больницы, которой я руковожу, невозможно продвинуть, не имея депутатских корочек. На какой бы уровень я ни выходила с письмами и просьбами, все упиралось в тупик. Пришло понимание: надо идти в политику. Но не было опыта предвыборной борьбы, денег: я же бюджетный работник… Нужна была поддержка, в общем. Пока я размышляла обо всем этом, мне предложили поучаствовать в выборах в городскую думу, предложили поддержку и ресурсы. Такое совпадение, понимаете? И я выиграла.
— И что в итоге? Статус депутата городской думы помогает в работе главному врачу больницы?
— Несомненно. Мы отбили землю под бывшим кинотеатром «Чайка» для детской поликлиники: это абсолютная заслуга депутатов городской думы. Пришлось побороться, потому что были разные предложения… Если помните, тогда активно пиарили проект Дома молодежи, говорили, что там будут различные коучинговые пространства, коворкинги… И уже когда, казалось, все было решено в пользу поликлиники, лоббисты Дома молодежи обратились к губернатору за поддержкой. Пришлось снова доказывать, собирать подписи жителей.
— Вы разделяете две свои профессиональные ипостаси — главврача и депутата?
— То, что я работаю главным врачом, помогает в депутатской работе. И наоборот. Как главный врач я знаю все про госзакупки, сметы, капремонты и т. д. Так что одна ипостась поддерживает другую. При этом, подчеркиваю, я не прерываю врачебную деятельность, потому что когда-то мне придется освободить кресло руководителя больницы, я всегда смогу работать врачом, не потеряв квалификацию.
— Расскажите про ваш избирательный округ № 29, в чем его специфика?
— Округ довольно протяженный: это большая часть предместья Глазково плюс Затон, поселки Мельниково и Черемушки. Огромный частный сектор! Очень много пожилых людей. Но в последние годы округ стал активно застраиваться многоэтажными домами, соответственно стало больше молодежи, и все они прикрепляются к нашей поликлинике.
— Как ведете прием людей? С какими проблемами чаще всего приходят к депутату?
— Для повышения эффективности мы разработали такую схему: один мой помощник принимает людей в депутатской приемной, второй помощник принимает звонки по телефону, а я принимаю раз в неделю по средам на своем рабочем месте главного врача. Здесь есть компьютер, и какие-то вопросы можно быстро решить. Чаще всего мои избиратели обращаются по вопросам благоустройства: детские площадки, лавочки, тротуары, проезды, лестницы, мусорные контейнеры. Есть очень активные жители, в основном это женщины, они делают много полезного.
— Правда ли, что, когда требуется принять коллективное решение, население очень трудно расшевелить?
— К большому сожалению, так и есть. Возьмем детские площадки. Несколько лет назад в соответствии с федеральным законодательством в городе снесли все аварийные игровые конструкции, в том числе находившиеся на тепловых сетях. Конечно же, жители стали спрашивать про новые площадки. Мы провели большую работу, нашли места, где их можно установить. Объясняли, что для того, чтобы установить детскую площадку за бюджетные средства, люди должны проголосовать за дальнейшее содержание объекта. И все затормозилось на этом этапе. Хотя речь идет о сумме менее ста рублей с квартиры. Но люди, когда слышат, что надо платить за содержание, сразу идут в отказ. Не хотят понять, что кто-то должен убирать площадку, ремонтировать, следить за безопасностью.
— Ольга Владимировна, мы уже упоминали о строительстве нового здания детской поликлиники на месте кинотеатра «Чайка». Там все в силе?
— Да, сейчас идут изыскания, в следующем году начнется проектирование. К этому земельному участку не смогли привязать ни один типовой проект поликлиники, поэтому будет индивидуальный проект. Очень надеюсь, что все получится: депутаты Законодательного Собрания Максим Девочкин и Сергей Баляскин активно занимаются лоббированием этого проекта. Детская поликлиника рассчитана на 350 посещений в смену, кроме того, в том же здании будет женская консультация на 150 посещений — с разными входами для детей и для взрослых. Это очень удобно. Если в следующем году проект утвердят, то в 2025 году уже может начаться строительство. И при самом благоприятном стечении обстоятельств, возможно, строить будет корпорация «Ростех». Это организация полного цикла, которая не только строит, но и оснащает оборудованием.
— А не маловат этот участок, будет ли там место для парковки?
— Места вполне достаточно, парковка будет под землей.
— А что со строительством новой взрослой поликлиники при вашей больнице на улице Челнокова?
— С моей стороны медико-техническое задание уже сделано и направлено в минздрав. Пока информации об утверждении нет. Мяч на их стороне.
— Чтобы построить новую поликлинику, там надо сносить все постройки?
— Нет, основное здание трогать нельзя — это памятник архитектуры регионального значения. А вот панельный пристрой и деревянные здания пойдут под снос. Площадь, которую сейчас занимает взрослая поликлиника, составляет 1,47 га. Земельный участок изогнут в виде гантели, и поставить там нормальное типовое здание очень сложно. Раньше он был вполовину меньше, теперь его увеличили за счет включения бесхозной земли. Кроме того, прямо сейчас расселяется ветхий дом на Челнокова, 12. Когда люди оттуда съедут, земля тоже отойдет к нам. На очереди — дом на Профсоюзной, который также участвует в программе переселения из ветхого жилья.
— По срокам есть ясность?
— Прогнозировать не берусь, но мы активно работаем. Нашей больнице в следующем году исполнится сто лет. Это веское основание для строительства нового здания.
— Расскажите о ситуации с парком Парижской коммуны. Возможно ли его благоустроить?
— Очень много просьб поступает от жителей, просят сделать дорожки, лавочки, освещение. Но как мы знаем, на территории парка находится единственный в мире некрополь эпохи верхнего палеолита, археологический памятник «Глазковский некрополь». Там реализуется проект музея под открытым небом, есть дорожная карта. Срок реализации — лет 15. И нельзя ничего трогать, копать. Тем не менее я выяснила, например, что сейчас производят скамейки из вторично переработанных полимерных материалов, которые можно просто поставить, не вкапывая в землю, так как они очень тяжелые. Служба сохранения архитектурного наследия дала добро. Возможно, в следующем году мы их закупим и установим.
— Ольга Владимировна, трудно не испытывать диссонанс в общении с вами. Вы же доктор, женщина, а профессионально рассуждаете о городском хозяйстве…
— Научилась, разобралась. Иначе зачем быть депутатом?
— А как вы решили стать доктором? Почему именно мединститут?
— А у меня не было выбора, потому что я из семьи врачей. Я с грудничкового возраста по больницам с родителями, они работают, я, маленькая, рядышком. Папа Владимир Яковлевич — анестезиолог, работал главным врачом городской больницы № 2 в Черемхово, затем руководил больницей № 1 в Черемхово же. Мама Татьяна Прокопьевна работала заведующей бактериологической станцией в Черемхово, дальше работала в клинике медсанчасти «Востсибугля». Папы дома никогда не было, у него было 15 дежурств в месяц, потому что больше работать было некому. Кстати, трое из нашей семьи почетные доноры: папа, я и мой родной брат Максим. Почему мы доноры? Потому что медики. У папы, когда он работал в ЦРБ Черемхово, а это в 90-е был криминальный город, в день бывало по три пациента с ножевыми и четыре с огнестрельными. И что делать, если крови нет? Вот он и сдавал за смену по две нормы.
— А дети? Ваши дочери продолжают династию?
— Старшей, Дарье, 24 года, она окончила медуниверситет, у нее сейчас второй курс клинической ординатуры по неврологии. Младшей, Елизавете, 19 лет, она студентка 2-го курса педагогического университета, чему мы очень рады. Муж Евгений Валерьевич преподает в техническом университете, он доцент кафедры геодезии, картографии и маркшейдерского дела.
— Ольга Владимировна, как восстанавливаете энергию? И работа главного врача, и депутатская деятельность весьма насыщены общением с людьми, решением их проблем. А это тяжелый труд.
— Творчество. Люблю работать руками. Семь лет назад увлеклась реставрацией мебели. Училась сама — по книжкам и видео, постепенно втянулась. В гараже у меня оборудована мастерская. Мебель покупаю на «Авито», или мне дарят. В основном это этажерки, столы, комоды 30-х годов. Например, попался мне на «Авито» убитый совершено комод, я его сделала в стиле прованс с дубовыми дверцами. А однажды купила недорого (хозяева уезжали) очень красивый резной комод. Специалист мне сказал, что это комод конца XIX века, скорее всего, был вывезен из Германии в качестве трофея. У каждой вещи своя история. Реставрация мебели процесс небыстрый — шкуришь, шлифуешь, заделываешь повреждения, сколы. Очень успокаивает.
— Дайте совет нашим читателям, как на долгие годы оставаться здоровым и энергичным.
— Нужно работать. Как можно дольше тянуть с выходом на пенсию — я убеждена в этом. Потому что дома человек быстро начинает стареть, утрачиваются социальные и когнитивные навыки. Я своих врачей пенсионного возраста уговариваю работать хотя бы на четверть ставки. Чтобы раз в неделю встать пораньше, привести себя в порядок, красиво одеться и прийти на работу. Нужно общаться с людьми. Это очень важно. Надо работать, нельзя расслабляться.
Ольга Савина
Фото из архива Ольги Клевцовой и пресс-службы администрации Иркутска
Ольга Клевцова в депутатском кресле всего четыре года, но уже 14 лет она работает в городской клинической больнице № 5, расположенной на территории избирательного округа № 29, причем последние шесть лет — главным врачом. «На моих глазах за эти годы многое здесь изменилось, но я уверена, что самое интересное и важное еще впереди, — говорит Ольга Владимировна. - Я поступила в медицинский институт с первой попытки в 1993 году. И став доктором, каждый день мысленно говорю спасибо своим преподавателям: Елене Феликсовне Шапран, Александру Федоровичу Портнягину, профессору Юрию Николаевичу Быкову, Алле Вадимовне Куприяновой, Ивану Семеновичу Батьянову. Благодарю их за путевку в жизнь».
В центре — Ольга Клевцова, будущий главный врач иркутской больницы № 5, юная студентка медицинского института, второй курс факультета «Лечебное дело», кафедра микробиологии. После института Ольга Владимировна работала в больнице № 10 на Синюшиной Горе, а с 1 сентября 2009 года в больнице № 5. Сначала заведующей отделением функциональной диагностики, затем начмедом, а с 2018 года главным врачом
Ольга Клевцова, ее брат Максим Зарубин и отец Владимир Яковлевич — заслуженные доноры России. В 2019 году семья победила в федеральном конкурсе донорских династий. «Мы сдали больше 407 литров крови!» — рассказывает Ольга Владимировна. Кстати, Максим Зарубин возглавляет областную станцию переливания крови
Общегородской субботник, 30 сентября. Вместе с мэром Иркутска Русланом Болотовым территорию, примыкающую к реликтовой зоне «Кайский бор», убирает депутат городской думы Ольга Клевцова
«Это был очень трудный период, — вспоминает ковидное время Ольга Клевцова (на фото она в полной экипировке для работы с пациентами в то время. — Прим. авт.). — Мы теряли пациентов, коллег, работали 24/7. Но многих спасли. И это главное»
И это Ольга Клевцова, депутат думы Иркутска, главный врач больницы № 5! Восхождение на Шумак. Да, Ольга Владимировна — опытный турист-походник. И это еще одна неизвестная избирателям и пациентам часть жизни Ольги Клевцовой
Шлифовальная машинка в опытных руках реставратора старинной мебели. Ольга Клевцова неожиданно для самой себя увлеклась лет семь назад восстановлением пострадавшей от времени мебели, и результат — на фото. Стиль прованс (этажерка и комод) — милый, уютный, домашний. И кто поверит, что это сделано руками женщины, врача и депутата?