Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев дал развернутое интервью «Комсомольской правде — Иркутск». Он рассказал о том, как видит управление финансами и их справедливое распределение по муниципалитетам, о том, как строится новая система взаимоотношений правительства области с городами и районами, о том, что такое Команда Приангарья. Публикуем наиболее интересные выдержки из этого интервью.
— Константин Борисович, ходят слухи, что вы по выходным дням ездите на своей машине, сами за рулем, и проверяете, как работают наши деньги. Далеко заезжаете?
— Ну почему же слухи… Это действительно так. Я взял за правило периодически в выходные дни объезжать на личном автомобиле муниципальные образования. Довольно далеко забираюсь. Смотрю, какие там есть улучшения, как используются объекты, которые были профинансированы ранее. Могу сказать, что для меня это очень важно — оценивать эффективность вложенных средств. Если все правильно и они работают, значит, можно тот или иной опыт использовать дальше.
— За вами кортеж чиновников?
— Нет. Важны мои личные впечатления без факторов, которые могли бы на них повлиять. Потом, когда мы разбираем, что я увидел, в дискуссиях появляются какие-то объяснения, предложения. Некоторые я принимаю, а некоторые требую доработать.
— Если обобщить все эти ваши неожиданные «наезды», какая картина складывается?
— Очень разная. Часто радуешься реализованным проектам — они реально работают, а значит, и средства потрачены не зря. А где-то бывает, чего уж скрывать, печальная картина. Например, построили стадион, футбольное поле, а оно просто не используется и должным образом не обслуживается, даже траву забыли скосить. Ну, ясно же — деньги потратили, а организовать работу объекта забыли. Вот и напрашивается вопрос: для кого построили?
— Тот, кто вас знает, подтвердит, что вы не очень уступчивый руководитель. Бывает ли такое, что какие-то вопросы приходится решать личным звонком?
— У нас область очень большая, нельзя ко всем муниципалитетам применять одинаковый шаблон. Кому-то нужно развивать социалку, а кому-то экономику. Поэтому индивидуальный подход должен присутствовать. Мы за пять лет почти в два раза увеличили объем межбюджетных трансфертов муниципалитетам из областного бюджета на решение вопросов местного значения (на 30 млрд рублей). И вот эти мои поездки помогают получить обратную связь, правильно ли я воспринимаю ситуацию, которая сегодня в Иркутской области.
— Как достичь паритета, согласия, что ли, между муниципалитетами, которые в народе называют богатыми, и территориями, где исторически нет производства, крупной торговли?
— Отношения со всеми муниципалитетами строим по одному принципу. У нас нет любимчиков и нет аутсайдеров. Каждое решение имеет свое экономическое обоснование. Единственная наша идеология — это высокие профессиональные качества, работоспособность и умение поступаться личными интересами в пользу общих. Взять тот же Братск — промышленный центр Иркутской области. Там, несмотря на большую экономику, катастрофически не хватает набора социальных объектов, чтобы люди, которые сегодня наполняют бюджет области на производствах, могли после работы окунуться в удобную и комфортную среду.
— Как человек, который руководит правительством, образно говоря — оркестром чиновников, отвечает за оперативную работу, скажите, как Иркутская область выглядит в экономическом плане?
— Неплохо. Нам удалось соцсферу увязать с экономикой. Все взаимосвязано. Вот у нас младенческая смертность снизилась, уменьшилась смертность от онкологических заболеваний. Ничего не происходит просто так. Минздрав добился увеличения профилактических осмотров, и в связи с этим показатель продолжительности жизни в Иркутской области уже превысил 68 лет.
Когда мы под социальные проекты подводим строгие экономические расчеты, получается реальная картина жизни. Нужны больницы там-то и там-то, где-то детские сады, где-то спортивные комплексы, а вот здесь нужно все. Это уже практические шаги, после которых возникает равновесие в жизнедеятельности территории. Порой нужно просто наладить производственный процесс на уже существующих объектах. Чаще всего именно здесь требуется настройка.
Мы сегодня многое перезагружаем, в том числе в подходах. Раньше мы смотрели просто: территория просит школу, мы ставим ее в план, финансируем строительство и… не обращаем внимания на демографическую ситуацию. Сегодня мы это учитываем. Потому что примеров накопили предостаточно — школу строим, а демографические показатели в среднесрочной перспективе показывают значительный спад. Все. Денежки на ветер, они могли бы быть потрачены на другой объект в этой же территории.
Именно поэтому изучаем глубоко не только «сегодня», но и «завтра» и «послезавтра», горячо обсуждаем, где и что развивать. Отсюда нередко и непонимание, почему кто-то получает больше средств. Показательная картинка — Иркутск и Иркутский район: только слепой не видит, что здесь идет огромный прирост населения и через пять, максимум 10 лет Иркутский район станет вторым по численности муниципальным образованием в Иркутской области.
А экономический рост. Возьмем настоящее время. Цифры подтверждают, кстати. За 2022 год рекордный показатель, связанный с инвестициями в основной капитал — 834 миллиарда рублей. Президент России отметил это, мы в передовиках, соседний Красноярский край обгоняем.
У нас рекордные налоговые поступления по прошлому году — два триллиона рублей налогов и сборов. Из них 1,7 триллиона направлены в федеральный бюджет — это третье место среди субъектов Российской Федерации.
— Я много раз слышал выражение «инициативное бюджетирование» — это что?
— Это интересный инструмент, который не зависит от чиновников. Мне эта история очень нравится. Я вижу, что жители тех или иных муниципальных образований реально сами инициируют, что бы они хотели у себя поменять и развить. Чиновники максимально удалены от этого процесса, жители самостоятельно отбирают проекты, которые позволят решить их первоочередные проблемы. На эти цели за 13 лет выделено из областного бюджета более 8 миллиардов рублей. А это, образно говоря, не просто лавочки, это целые парки и многое другое. Где-то они интегрируются в общий большой проект — и финансирование идет из области. Плюс жители высказываются за дополнения к этому проекту — получается такой хороший комплекс. Мы будем и дальше поддерживать эту связь.
— У вас в биографии были исключительно политические должности, вы от них не уходили. Как оцениваете сейчас политическую ситуацию в Иркутской области, ведь политика влияет на всю нашу жизнь…
— Я вижу, что люди перешагивают через личные амбиции ради общей командной истории. Посмотрите, пандемия 2020 года, тяжелейшее время, на этом никто не делал «политики», никто не ругался. Тулунская история: и бюджетные организации, и политические силы, и бизнес — абсолютно все относились лояльно к тому, что бюджет был повернут в сторону Тулуна и Нижнеудинска. Потому что все понимали — людям нужна помощь, нужно восстановить жилье, инфраструктуру. Все участники процесса относились к этому с пониманием. Вполне правомерно говорить о Команде Приангарья, инициатором которой стал губернатор Игорь Иванович Кобзев.
С момента прихода Игоря Кобзева на пост губернатора мы последовательно строим команду, в которой муниципальные образования не существуют отдельно от областной власти, не остаются брошенными наедине со своими проблемами и не противопоставляются друг другу.
Когда мы говорим: «Команда Приангарья», то понимаем — это команда губернатора. Это понятие не придумано к выборам, это суть нашей общей стратегии. Мы хотим, чтобы в области сформировалась большая команда единомышленников на всех уровнях. Не только в исполнительной власти, но и в местном самоуправлении. Я как раз один из тех, кто работает в этом направлении. А по итогам выборов, надеемся, в Команду Приангарья войдет и законодательная власть. Это наша общая цель.