Игорь Кобзев: «Думаю и работаю как иркутянин». Журналист еженедельника "Иркутск" беседует с губернатором региона об Иркутске
Персона
Газета «Иркутск» #20 (1205) от 9 июня 2025
image

Иркутск отпраздновал день рождения — в субботу ему исполнилось 364 года. А следующим летом будет хоть и не совсем юбилей, но красивая круглая дата. За 365 дней до 365-летия столицы Приангарья мы встретились с губернатором Игорем Кобзевым: поговорили о перспективах развития города и роли региона в этом процессе.

Иркутск — это любимые места

— Игорь Иванович, хотелось бы начать с личного вопроса: какое ваше любимое место в Иркутске?

— У меня их два. Во-первых, Дом молодежи. Очень рад, что получилось запустить этот проект. Для меня важно, что изначально это была инициатива самой молодежи: общественников, студентов, представителей вузов. Мы на уровне области с удовольствием поддержали их идею. Открытие площадки стало праздником, сейчас она продолжает развиваться, наполняется новыми технологиями и смыслами. Сотни разных активностей в год и десятки тысяч участников — лучший показатель ее востребованности. Здесь особая энергетика и очень живая атмосфера: молодежь общается, творит, придумывает и воплощает свои проекты — видно, как у ребят горят глаза.

И вторая точка, которую я хочу выделить, тоже связана с молодыми людьми: Суворовское училище. Оно единственное в Сибири. Важно, что это не только кузница будущих защитников страны. Даже если ребята не идут по линии военной карьеры, они в любом случае становятся разносторонними личностями, вырастают настоящими патриотами. Им строить будущее города. Значит, мы можем быть уверены, что это будущее окажется в правильных руках.

Мне кажется важным, что в каждый период времени в Иркутске создается что-то такое масштабное, чем город может по праву гордиться. Уверен, так будет продолжаться и дальше.

— Сегодняшним этапом развития города мы тоже можем по праву гордиться?

— На недавней встрече с мэрами муниципалитетов наш президент очень точно сформулировал: «Иркутск заметно развивается, хотя и исторически накопившихся проблем еще много».

За три с половиной столетия у города бывали и великие периоды, и отрезки замедления развития. Сейчас главное не сожалеть о времени упущенных возможностей, а закатать рукава и энергично наверстывать.

Конечно, администрации города еще много над чем предстоит работать. Объективно проблемы есть, как и везде. Можно ли просто щелкнуть пальцами и мгновенно все их решить? Нет, нельзя. Это планомерная работа, которая охватывает все направления: экономику, инфраструктуру, социальную сферу. Нам нужны не точечные успехи, а устойчивый рост. Все это есть в стратегии развития Иркутска до 2036 года.

Иркутск — это мобильность

— Для крупного города, центра огромного региона, один из ключевых моментов — транспортная доступность. Люди, машины, товары должны перемещаться максимально быстро. Можем мы рассчитывать на развитие дорожной инфраструктуры?

— Безусловно, решение транспортных вопросов — первоочередной момент. И касается он не только наземных потоков. Базовая вещь — крупный современный авиахаб.

Десятилетиями говорилось о том, что Иркутску нужен новый аэропорт. Действующий уже сегодня не справляется с нагрузкой и тем более не рассчитан на перспективное развитие. Необходимо выносить его за черту города. Даже не только ради экономики, а в первую очередь ради безопасности пассажиров и комфорта жителей.

Это один из самых сложных аэропортов в плане взлета и посадки. Здесь было 10 крупных авиационных происшествий с трагическими последствиями.

Ограничения для прилегающей к аэродрому территории уменьшают возможности областного центра. Город должен развиваться и жить своей жизнью, а аэропорт — своей.

На федеральном уровне принято принципиальное решение о размещении нового авиаузла на площадке «Ключевая». Есть все необходимые согласования и поддержка президента. Эта территория станет новым драйвером роста экономики, местом притяжения инвесторов, прежде всего малого и среднего бизнеса.

— Вернемся с небес на землю. Как будет решаться проблема пробок на выездах из Иркутска? Ситуация особенно усложняется, когда начинается дачный и отпускной сезон.

— Есть конкретный план работ по всем основным направлениям. Уже определен подрядчик, который займется расширением дороги в сторону Хомутово, а документация на строительство долгожданной развязки направлена на экспертизу. По участку Иркутск — Шелехов также ведется подготовка к началу работ по расширению, это давно назрело. В сторону Листвянки ситуация объективно менее острая. Ранее уже была проведена реконструкция участка Байкальского тракта, работы на этом направлении продолжатся.

— Дороги внутри города сейчас далеки от идеала. Не сравнить с тем же Байкальским трактом. Будет ли меняться ситуация?

— Это одна из самых острых тем. Поступает много жалоб, в том числе в моем официальном телеграм-канале. Я все их вижу и прекрасно понимаю, почему у авторов эмоции порой зашкаливают: людям жалко автомобили, да и себя тоже. Поэтому первое, на что мы ориентировали дорожное хозяйство города, — в этом году начать ямочный ремонт как можно раньше. Не дожидаясь, пока погода позволит приступить к капитальному, чтобы максимально обеспечить возможность нормального проезда.

Знаете, на какие улицы жители жалуются чаще всего? С большим отрывом всех опережают Чапаева и Розы Люксембург. Этим летом на обеих начнется ремонт. А всего по городу по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» будут комплексные работы на 33 участках — это более 30 километров. Разные виды ремонта затронут десятки улиц.

Понимаем, что город большой, средств может не хватать на все сразу, поэтому договорились с мэром Русланом Болотовым, что если есть жалобы на ямы, то по крайней мере верхний слой дорог надо оперативно приводить в порядок.

Еще один момент хочу отметить отдельно: в год 80-летия Победы мне кажется символичным, что мы ремонтируем улицы, носящие имена героев Великой Отечественной войны. Например, Марии Цукановой — легендарной санитарки, Героя Советского Союза, генерала Карбышева, стойкость и героизм которого стали примером для многих поколений. Считаю, что состояние улиц, названных в честь таких людей, должно быть соответствующим. Это один из вариантов отдать им дань уважения.

Меняем и подходы к контролю. Я поставил задачу главам всех муниципалитетов, включая город Иркутск, перейти на еженедельный контроль состояния дорог. Каждую среду лично проводить объезды, особенно по участкам, на которые жалуются жители. 

Организовывать работу по решению проблем. Дополнительно мы решили привлечь к этому процессу общественных активистов: они тоже будут следить за ходом ремонта, сообщать о проблемных участках, обеспечивая объективный контроль со стороны.

И еще один момент: поручил проверить все участки дорог, где еще не вышел срок гарантии на ремонт. И в случае выявления недочетов добиться от подрядчиков устранения брака за свой счет, без дополнительных затрат со стороны бюджета. Все эти меры в комплексе должны привести к результатам, которые будут ощутимы для иркутских автомобилистов.

Параллельно продолжаем активную работу по модернизации уличного освещения. За предыдущие три года оно обновлено более чем на 35 километрах улиц. Это важно, потому что напрямую касается безопасности водителей, пассажиров и пешеходов.

— Автомобилями пользуются не все горожане. Какие перспективы по развитию общественного транспорта в Иркутске?

— На ближайшие пять лет ставим задачу довести до 85 % долю общественного транспорта, возраст которого не старше нормативного. Процесс уже идет. Для муниципального автотранспортного предприятия при поддержке области закуплено 126 новых автобусов. В основном это НЕФАЗы большой вместимости. Вы их сегодня видите на улицах города: это совсем другой уровень комфорта для пассажиров.

У жителей есть вопросы по поводу маршруток. Техническое состояние машин, соблюдение графика, стиль вождения водителей вызывают множество жалоб. Объективно мы понимаем, что этот формат общественного транспорта себя изжил и постепенно его доля должна сокращаться. Но для этого нужна серьезная подготовительная работа. Мы не можем допустить, чтобы в большом городе пассажиры почувствовали хотя бы малейшие ухудшения или испытывали какие-то неудобства. Наоборот, любые перемены должны приводить к ощутимым улучшениям.

Сейчас в Иркутске прорабатывают варианты изменения схемы движения общественного транспорта, создание новых остановочных площадок. Перемены назрели. Но крайне важно, чтобы администрация города при принятии решений максимально учитывала мнение жителей, их комфорт и удобство. Люди должны высказаться, нужны ли им такие изменения.

Иркутск — это город для жизни

— Транспортная инфраструктура — одна из составных частей качества жизни. Но далеко не единственная. Чего нам ждать по остальным направлениям?

— Наша задача в том, чтобы у людей в Иркутске всегда был стимул связывать всю свою жизнь только с родным городом. А это складывается из возможностей получить здесь качественное образование, найти хорошую работу, завести семью и решить вопросы с жильем, без проблем устроить ребенка в детский сад и школу, рассчитывать на развитую современную медицину. И при этом в городе должно быть интересно жить.

За последние годы, например, по программе «Молодым семьям — доступное жилье» более 2200 семей смогли улучшить свои жилищные условия.

В сфере здравоохранения построена поликлиника № 9 — шестиэтажное современное здание на улице Радищева полностью обеспечено всем современным оборудованием. Это позволяет обеспечить совсем другие стандарты обслуживания. К ней приписаны 14 тысяч детей. Закончили строительство детской поликлиники № 8 в микрорайоне Ново-Ленино: ее заложили еще в 2015 году, а потом много лет она была долгостроем. Теперь она может обслуживать до 30 тысяч ребятишек.

Детская поликлиника № 10 должна быть сдана в этом году. В эти же сроки нужно закончить строительные работы по поликлинике № 15.

В сфере образования закончили строительство блока начальной школы № 75, с 1 сентября дети здесь сядут за парты. Активно возводятся школы: в микрорайоне Союз — семь блоков на 1225 мест, на улице Ярославского — на 1550 мест, эта школа будет самой большой в городе. Уже заключен контракт на строительство школы на улице Мелентьева на 825 мест. Каждый из этих объектов долгожданный для жителей.

За последние годы также построены четыре новых детских сада. И на этом работы не закончатся — план строительства и капитального ремонта расписан до 2030 года.

— Если от социальной сферы перейти к теме трудоустройства, можно сегодня говорить, что Иркутск — перспективный город, в том числе для молодежи?

— Есть данные платформы «Работа России»: сегодня у нас на рынке труда около 30 тысяч вакансий. При этом уровень безработицы у нас сейчас самый низкий за всю историю — 3,1 %. Пять лет назад эта цифра была в два раза больше.

С 2022 года у нас проходит ежегодный Молодежный карьерный форум. В нем принимают участие до 7,5 тысячи молодых людей. Этот формат позволяет выстроить карьерную траекторию в единой связке: выбор профессии — выбор места обучения — выбор места работы. При Кадровом центре Иркутской области запущен новый формат — молодежные клубы. Ежегодно регион и город участвуют во Всероссийской ярмарке трудоустройства.

Один из видимых результатов: по статистике, более 80 % молодых людей, обратившихся в центры занятости, находят работу в короткий срок. А уровень регистрируемой безработицы среди молодежи всего 0,2 % — это в два раза меньше, чем в более старшей возрастной категории.

— Давайте вернемся к городским вопросам. Еще одна давняя проблема Иркутска — ветхое и аварийное жилье. Будет ли продолжаться его расселение?

— Да, эта работа идет. Запланировано расселение более 42 тысяч квадратных метров старого жилого фонда.

За предыдущие несколько лет совместными усилиями федеральных, региональных и местных структур уже удалось расселить 102,1 тысячи квадратных метров аварийного жилого фонда. Квартиры получили более 6600 человек.

Недавно был в одном из таких новых домов — объективно это очень качественное жилье, придраться не к чему. Очень приятно видеть, как счастливы люди, которые справили здесь новоселье.

— В городе есть здания, которые нужно не расселять, а спасать. Речь про памятники архитектуры. Часть из них находятся в плачевном состоянии. Что с ними будет?

— Поручил Службе по охране объектов культурного наследия за ближайшие пять лет обеспечить восстановление не менее 30 объектов культурного наследия, расположенных в историческом центре города. Мы вошли в федеральную программу, список составлен, для некоторых зданий уже найдены инвесторы и начаты работы.

В центральной части города Иркутска почти 700 памятников архитектуры разных эпох. Это действительно уникальное историко-культурное наследие всероссийского и даже мирового значения. Но главное — это история города. Мы обязаны ее сохранить. Да, работы с ними еще много. Но многие здания уже приведены в порядок или находятся сейчас в процессе активной реставрации.

Посмотрите на Дом офицеров на Карла Маркса: в год 80-летия Победы его восстановление завершится — фасад уже годов, а к осени здесь разместится молодежный центр патриотического воспитания.

В этом году будет продолжено обеспечение художественной подсветки исторических зданий. Сейчас она есть на 16 объектах. И это совсем другое впечатление: вечером они смотрятся просто шикарно! (Подробнее об этом — на стр. 6 этого номера. — Прим. ред.)

Поручил обеспечить аналогичное оформление еще 10 зданий в центре. В ближайшее время все иркутяне и гости города смогут оценить результат. Это добавит еще больше красоты улицам Иркутска в преддверии следующего Дня города. И это будет лишь одно из многих мероприятий к праздничной дате.

Иркутск — это мой дом

— Вы часто говорите, что Иркутск стал для вас родным городом. Откуда такое ощущение?

— Для меня принципиально было сразу приехать сюда вместе со всей семьей. Моя жена здесь, мои дети учатся в иркутской школе. Но при этом жителей Иркутска я вижу гораздо чаще, чем своих родных. Наверное, 98 % всего времени я провожу на работе — здесь, в городе. Так что можно с долей юмора сказать, что на 98 % я человек иркутский. А если серьезнее, то время добрать оставшиеся два процента еще есть — впереди много работы.

Ловлю себя на мысли, что прочно прикипел к городу. Чувствую себя здесь своим. В рабочих поездках объехал весь Иркутск, встречался со множеством людей. Это без преувеличения тысячи рукопожатий. 

Не у каждого коренного жителя столько наберется. Так что если считать не процентами, то можно сказать — я иркутянин на тысячи рукопожатий. И горжусь этим.

— Если посмотреть на более отдаленный горизонт — не один год, а 10–20 лет — каким вы видите Иркутск этого периода?

— Не перестаю восхищаться, сколько тут красивых зданий — и каменных, и деревянной застройки. Еще интереснее, когда начинаешь вникать в их историю. Узнавать, с какими людьми и событиями они связаны. Если к нам приезжают родные из других регионов, обязательно провожу для них небольшую экскурсию.

Сегодняшний Иркутск мы обязаны беречь и сохранять. Не только здания, но и дух города. Он ведь действительно особенный, со своим неповторимым менталитетом: «иркутское» как знак качества. И в какой-то степени у меня самого оно за эти годы тоже появилось, потому что невозможно прожить здесь много лет и не проникнуться всем этим.

Но город не должен застаиваться, ему нужно динамичное развитие. Поэтому мы уделяем столько внимания развитию транспорта, логистических связей, стимулированию местного производства, в том числе с прицелом на перспективные экспортные рынки, в первую очередь соседние Китай и Монголию. Иркутская область — это ворота в Сибирь, потому что за нами уже начинается Дальний Восток. Нужно использовать это положение.

А за развитием экономики неизбежно появляется новое качество городской жизни: современные кварталы, новые форматы общественных пространств, креатив, движение.

Вот вы спросили, каким будет Иркутск через 20 лет. Уверен, что он точно не будет похож на такие города, как Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород или Ставрополь. Не будет копировать других, а пойдет своим уникальным путем — как и было всегда в его более чем 350-летней истории.

Людмила Измайлова

Фото из архива редакции и Алексея Головщикова

Молодежные движения объединяют тысячи иркутских школьников и студентов

Знаменитые зеленые НЕФАЗы Иркутска. Для муниципального предприятия «Иркутскавтотранс» закупили рекордное количество техники — 126 новых автобусов

Новая детская поликлиника № 8 в Ново-Ленино. Раньше амбулаторную помощь детям оказывали в двух зданиях, одно из которых располагалось в приспособленном помещении на первом этаже пятиэтажного дома. Общая площадь нового здания в 10 (!) раз больше — свыше 13,5 тысячи квадратных метров

Улицу Академическую после ремонта расширили на восемь метров на участке от перекрестка с Сеченова до развязки на Старо-Кузьмихинской

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg