Царство льда в самом центре Иркутска. Уже в эту субботу, 24 декабря, на главной городской площади откроется ледовый городок
Общество
Газета «Иркутск» #49 (1085) от 23 декабря 2022
image
None

Почти месяц его создавали иркутские мастера — настоящие волшебники своего дела. Чтобы поставить праздничные декорации, они работали, невзирая на мороз и ветер, и сегодня благодаря их усилиям в сквере имени Кирова вырос ледовый городок из 18 фигур. Репортерская группа «Иркутска» побывала на новогодней стройке и узнала секрет — как куски льда превращаются в настоящие произведения искусства.

— В этом году погода нам благоприятствует, — рассказывает Георгий Чантурия, руководитель подрядной организации, занимающейся оформлением ледового городка. — В прошлом году, например, в декабре была плюсовая температура, мы даже боялись, что наши ледовые фигуры растают, приходилось закрывать их солнцезащитными конструкциями. А самая низкая температура, при которой нам приходилось работать, — минус 42 градуса! Это тоже плохо, так как лед становится слишком хрупким. Самая оптимальная температура для нашей работы — от минус 10 до минус 15 градусов.

Мой собеседник — опытный специалист, который уже четверть века каждую зиму создает ледовые городки по всей области. Строительство, поясняет он, начинается в конце ноября с заготовки льда на открытых водоемах, где вода замерзает естественным путем. Лед выпиливают блоками длиной 2 метра и толщиной 45 сантиметров, а потом привозят на место. Здесь стандартные блоки распиливают на заготовки поменьше, собирают в конструкцию по эскизам и смораживают (слепляют) друг с другом. И только после этого к работе приступают скульпторы.

— В этом году в центр города мы завезли 87 тонн льда, — продолжает Георгий. — Это чуть больше, чем нужно, но мы всегда готовим лед с запасом. Конструкция на бумаге — это одно, в реальности же иногда приходится корректировать задуманное. Вот эта арка, например, по проекту небольшая, но, посмотрев, мы поняли, что в таком виде она будет не очень красивая, и решили добавить льда — увеличили конструкцию в высоту и ширину.

Входная арка, о которой идет речь, находится со стороны площади Графа Сперанского. Она, как и все остальные фигуры в этом уголке, посвящена творчеству режиссера Леонида Гайдая. 30 января Иркутск будет отмечать столетний юбилей нашего знаменитого земляка, поэтому и было решено поставить такие скульптуры, как «Кинолента», «Машина», «Трон Ивана Грозного», «Доска объявлений», а также фигуру Юрия Никулина в образе героя фильма «Бриллиантовая рука». Когда репортерская группа «Иркутска» была на ледовой стройке, мастера вовсю трудились как раз над этой частью городка: строили трон и ту самую арку.

— На то, как быстро продвигается дело, влияют разные факторы, — говорит скульптор Александр Коногорский. — Если очень холодно, например, мы чаще делаем перерывы и греемся — каждые два часа вместо трех. От трудоемкости работы тоже много зависит: на небольшую фигуру, если она чуть меньше двух метров высотой, уходит три-четыре часа. Если надо добавить мелких деталей — еще день. А громоздкие конструкции и вовсе неделю делать можно.

Трон Ивана Грозного, над которым корпит Александр, не самая сложная фигура в сквере, но и здесь есть свои особенности — его надо покрыть кружевами, а это весьма тонкая работа.

— В этом случае нужно терпение, — объясняет скульптор. — Не каждый человек способен несколько часов стоять на морозе в одной позе. Конечно, трон можно было бы сделать и более ажурным, более близким к оригиналу, но тогда он стал бы и более ломким. А поскольку сидеть на нем будет много людей, решено сделать трон крепким и устойчивым и украсить только узорами.

Александр Коногорский — неоднократный участник и призер конкурсов ледовых скульпторов, и ему по плечу любая задача. Самое удивительное, что работу скульптора он совмещает со своей основной профессией — литейщик на ИркАЗе. Весь год Александр плавит алюминий, а зимой берет отпуск, чтобы посвятить его работе со льдом.

— Для меня это отдушина, — улыбается он. — В 1997 году я вырезал свою первую скульптуру. И с тех пор каждый декабрь городки делаю, а в январе езжу на фестивали по всей стране. Мне нравится со льдом работать. Очень здорово делать что-то красивое, прозрачное и при этом общаться с людьми, которые не проходят мимо, останавливаются, делятся со мной впечатлениями. А еще это энергетика! Весной вся эта красота, конечно, растает, но успеет зарядиться положительными эмоциями людей и вернется потом в виде дождя — вновь принесет нам весь этот позитив. Во всяком случае, мне приятно думать об этом именно так.

Сложнее всего, признается Александр, вырезать изо льда портреты. Так как лед прозрачный, схожесть с оригиналом часто зависит от освещения: при утреннем солнце, например, оно практически стопроцентное, а ночью, при фонарях, почти нулевое. И хотя лед прощает много ошибок, в идеале любая замороженная скульптура должна состоять из цельного куска. Раньше сложнее всего давались главные и самые высокие персонажи на площади — Дед Мороз и Снегурочка. Самая большая фигура — у Деда Мороза: почти пять метров в высоту. Снегурочка чуть ниже — четыре метра. В этом году, по словам мастеров, самая сложная — территория Гайдая.

Появятся в ледовом городке и другие скульптуры: напротив Тихвинского сквера, например, поставят вторую входную арку — в стиле «Енисей, Ангара, Шаман-камень», а еще цифры 2023, Снеговика-почтальона и маленькие ледовые фигуры.

Любоваться красотой ледового царства иркутяне смогут до марта. Но это, разумеется, если сами не будут ничего ломать и разрушать.

Марина Александрова

Фото Натальи Федотовой

Волшебство в этом царстве льда начинается традиционно — с отсекания всего ненужного. Процесс этот, надо сказать, небезопасный. Особенно тяжело скульптору Андрею Гирфанову приходится на самом верху композиции. Прозрачный лед только кажется хрупким и невесомым, при этом блоки весят по 400–450 килограммов! Делать все приходится аккуратно, и это сказывается на скорости работы — эту входную арку мастера делали несколько дней

Ледовый скульптор Иван Гирфанов трудится над созданием входной арки, посвященной Леониду Гайдаю. Вместе с братом Андреем они уже больше десяти лет режут лед. Когда-то отучились в художественной школе, а теперь вот освоили одну профессию на двоих. И творить предпочитают вместе. Один наносит краской рисунок на ледовые блоки, другой выпиливает по ним контуры электропилой. Еще один рабочий инструмент — стамеска, ею очень удобно резать лед

Александр Коногорский совмещает две, казалось бы, совершено разные профессии: работает литейщиком и ледовым скульптором. Еще в детстве он любил рисовать и лепить фигурки из пластилина, сегодня предпочитает создавать их изо льда и дерева. Холод его не смущает, так как экипируется он, как и все ледовые мастера, основательно (мерзнут только руки и иногда ноги), а работать предпочитает с музыкой. Так веселее, и от работы никто не отвлекает

Главное, чего нужно добиться при создании ледовых фигур, — обтекаемость. На скульптурах не должно быть острых углов. Также важно сохранить прозрачность, ведь только в этом случае фигурки будут переливаться на солнце как настоящие алмазы. А это по силам лишь настоящим мастерам, которые умеют отсечь все лишнее, сохранив целостность льда. Маленькие ледовые фигуры расположены по всему периметру сквера Кирова. Эти милые зайцы, например, ждут вас у фонтана

ЖДЕМ ПРАЗДНИКА

Новогоднее убранство города почти готово. На острове Конном закончены монтаж 14-метровой ели и заливка катка — его открытие запланировано на 24 декабря. Небольшую ледовую площадку для юных иркутян организуют и на улице Урицкого в районе Дома быта, здесь открытие состоится 25 декабря. Всего в Иркутске на 32 общественных пространствах установят 17 новогодних елей, будут работать 6 фотозон и 16 объемных световых фигур. Улицы города украсят около семи километров гирлянд.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg