До повышения 1 февраля цена проезда в городских автобусах, троллейбусах и трамваях была 30 рублей. Муниципальный транспорт не вводил дневные и вечерние тарифы — в любое время пассажиры оплачивали картой или наличными одну и ту же сумму. В коммерческом секторе пассажирских перевозок стоимость проезда до недавнего времени колебалась от 30–35 рублей днем до 35–40 рублей после 20 часов. В конце декабря 2024 года и с 1 января 2025-го цена за проезд выросла сразу на нескольких маршрутах: 5к, 23, 10, 9, 49. Теперь за дневной проезд у этих перевозчиков нужно заплатить 35–40 рублей, за вечерний — 40–45. Вслед за коммерческими перевозчиками заговорили о вероятном повышении проезда в «Иркутскгортрансе» и «Иркутскавтотрансе»: ««Нам нужно создавать конкурентные условия для сотрудников — чтобы удержать водителей, необходимо повышать зарплаты». И вот решение принято: стоимость проезда поднимется на 5 рублей и составит 35 рублей без дневной и вечерней тарификации.
О тарифах, штатной численности водительского состава и дефиците кадров «Иркутск» поговорил с Алексеем Колмаковым, директором МУП «Иркутскавтотранс».
— Основной рост расходов МУП «ИАТ» — это зарплата водителей и сотрудников ремонтной зоны. Это как раз те люди, от которых зависит полноценное функционирование и, как следствие, доходность предприятия, — объясняет Алексей Анатольевич. — Труд этих специалистов должен оплачиваться достойно, и большая часть средств, которые будут получены благодаря повышению стоимости проезда, пойдут на повышение их заработных плат. В условиях дефицита кадров и конкурентной борьбы за сотрудников повышение зарплат — очень важный и едва ли не решающий пункт.
В прошлом году в «Иркутскавтотранс» пришли работать около 40 новых водителей, однако привлечь необходимо еще десятки человек. Кроме того, нужно сохранять имеющийся коллектив: «Сегодня у нас более 250 человек работают на автобусах — развозят пассажиров и при этом дополнительно выполняют функции кондукторов. Поднятие тарифа позволит нам ввести стабильную фиксированную оплату и этой работы тоже».
Разумеется, в МУП «ИАТ» упоминают и другие (постоянные) аргументы для повышения стоимости тарифа. Они актуальны как для частных, так и для муниципальных перевозчиков. Это рост цен на ГСМ: стоимость топлива повышается регулярно, а прогноз на первый квартал 2025 года, как сообщают специалисты, плюс 15 рублей за литр. Еще один закономерный пункт — подорожание запчастей и логистики доставки.
— Автопарк требует обслуживания, требует высокой квалификации мастеров. Если автобус ПАЗ можно было ремонтировать в своем гараже на коленке, то НЕФАЗ диктует другие стандарты, — рассказывает Алексей Колмаков. — С приходом в парк новых автобусов мы направили 12 сотрудников ремзоны на обучение на завод в Нефтекамск. Разумеется, на обучение также требовались средства. Мы их изыскали, и теперь новые автобусы обслуживают сертифицированные специалисты, имеющие допуски ко всем системам. А высококвалифицированный труд также требует повышения заработной платы.
Кстати, муниципальные перевозчики «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгортранс» активно обсуждают тему введения единого электронного кошелька для пассажиров муниципального транспорта.
Внешне «кошелек» будет выглядеть как банковская карта или как электронный проездной. На него сами пассажиры будут зачислять деньги и им будут расплачиваться в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваев. У кошелька будет несколько плюсов — сниженная стоимость проезда и «пересадочный тариф». То есть если пассажир едет с пересадкой, то второй этап поездки будет стоить для него дешевле на 30–40 процентов (!).
Алексей Колмаков объясняет, как будет работать «пересадочный тариф» на примере жителя микрорайона Ново-Ленино, которому нужно попасть в микрорайон Солнечный: «Иркутянин доезжает на 37-м автобусе до Центрального рынка, прикладывает электронный кошелек к терминалу, и с него списывается стоимость проезда в полном размере, установленном для владельцев электронных кошельков. А дальше, в течение часа(!) после оплаты, он садится на трамвай № 5 и едет в Солнечный — при оплате тем же кошельком с его счета будут списаны не 100 % цены, а, например, 60 или 70. Таким образом мы рассчитываем привлечь пассажиров и уйдем от оборота наличных денег».
Еще один плюс электронного кошелька должны оценить родители, чьи дети регулярно пользуются общественным транспортом: с одной стороны, это реальная возможность сэкономить, а с другой — сохранение денег на проезд: этой картой ребенок сможет расплачиваться только за транспорт и не потратит деньги на что-то постороннее.
— Сейчас в муниципальном транспорте действуют электронные проездные. Они также останутся в пользовании, но для кого-то электронный кошелек окажется более выгодным, — рассказывает Алексей Анатольевич. — Возможно, появятся и другие опции в тарифном меню кошелька — это станет понятно при внедрении
Ирина Покоева
Фото из архива редакции и пресс-службы администрации Иркутска
* Цены на разных маршрутах и в разных видах транспорта могут отличаться как в плюс, так и в минус.
Поговорили об экономике городского транспорта
На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «А вы знаете, на что идут деньги от платы за проезд в транспорте?»
Анастасия Иванова, филолог:
— Я думаю, что выручку от продажи билетов на проезд руководителям компаний-перевозчиков приходится тратить в том числе на покупку новых автобусов и трамваев. На обновление транспорта, да? Уверена, что есть какой-то регламент, запрещающий перевозить людей на совсем уж устаревших автобусах. В Иркутске следят за техникой безопасности пассажиров, это заметно. Не представляю, сколько стоит транспорт, наверное, это довольно дорого.
Дарья Мурашова, сотрудник дистанционного сервиса:
— Я уверена, что больше всего трат — на бензин, ситуация с ростом цен на ГСМ стоит всегда остро, это первое, что дорожает. Причем топливо нужно всегда, без него общественный транспорт и не поедет, поэтому, как мне кажется, значительная часть прибыли всех перевозчиков, и частных, и муниципальных, уходит именно на топливо. Думаю, самые грамотные хозяйственники даже задумались о том, чтобы покупать бензин оптом заранее, если есть где хранить, так можно хоть как-то справиться с инфляцией.
Галина Павлова, пенсионерка:
— Ну, как мне кажется, у транспортных компаний выручка от продажи билетов за проезд практически единственная статья дохода. Так что она идет на обеспечение всех первостепенных нужд. Это выплата заработной платы сотрудникам предприятия, ремонт всего подвижного состава, а значит, и закупка запчастей, траты на приобретение бензина и вообще всего необходимого, это и машинное масло, и многое другое. Не думаю, что после всех этих расходов им остается очень много.
Наталья Саитмаметова, домохозяйка:
— Уверена, что самая большая часть выручки компаний-перевозчиков уходит на зарплату работников и обслуживание транспорта. Кроме того, я знаю, что сейчас большие требования выдвигают к уровню подготовки водителей. Не раз были случаи, когда частные перевозчики принимали на работу уроженцев ближнего зарубежья, и пассажиры жаловались на их экстремальный способ вождения. Сейчас от таких специалистов стараются избавляться, но чтобы учить новых, тоже нужны деньги.
Гавриил Радионов, руководитель социально-психологической службы:
— Мне кажется, что большую часть выручки транспортные предприятия Иркутска тратят прежде всего на содержание своих автопарков в рабочем состоянии. Невозможно не обратить внимание, что за последние два года в Иркутске появились абсолютно новые автобусы, которые ездят по всем районам города. Насколько мне известно, их закупил «Иркутскавтотранс», а это огромные деньги, сотни миллионов рублей. Так что ответ, куда уходит выручка от продажи билетов, очевиден.
С прохожими на улицах Иркутска беседовала Елена Алексеева
Фото автора