Музыкальный коллектив «Доктор Джаз» 14 апреля отметил свое 20-летие концертом в Иркутске. Создатель и руководитель ансамбля, музыкант, продюсер, организатор фестиваля «Джаз на Байкале» Александр Филиппов в преддверии юбилея рассказал газете «Иркутск» о своих творческих и образовательных проектах, планах и общественной работе.
Создатель и лидер группы «Доктор Джаз» Александр Филиппов по профессии педиатр, продолжатель династии медиков – папа профессор мединститута, известный врач-педиатр, мама – провизор. О том, что прочно свяжет свою жизнь с джазом никогда не предполагал. Как многие дети учился в музыкальной школе. Считает, что повезло заниматься не классикой, а именно джазом в оркестре Владимира Романенко. Классика мальчику казалась скучной – зачем подолгу учить ноты, когда можно импровизировать, создавая собственную музыку.
Профессионально заняться джазом Александра, который к тому времени уже закончил мединститут и работал врачом, вдохновил Заслуженный артист России Анатолий Берестов. Еще в восьмидесятые годы прошлого века в Новокузнецке на базе государственного Дома культуры он смог создать джазовый клуб «Геликон». На фестивали в небольшой шахтерский город приезжали звезды мирового уровня, участники джазовых коллективов «Геликона» поступали в престижные музыкальные вузы и сами становились знаменитыми.
Анатолий Михайлович мечтал о том, чтобы развивать фестивальное движение в других городах России. Александру Филиппову он обещал всестороннюю поддержку и помощь, если тот возьмется за организацию джазового фестиваля в Иркутске.
- Я вдохновился его опытом и подумал, если такое возможно в Новокузнецке, то значит возможно и в Иркутске, - пояснил музыкант.
Первый «Джаз на Байкале» прошел в Иркутске в 2006 году. Так случилось, что за два месяца до его начала Анатолий Берестов трагически скончался. В отличие от «Геликона» у «Джаза на Байкале» не было государственной финансовой поддержки. Фестиваль, который Александр Филиппов организовал на собственные средства, прошел на высоком уровне и… принес огромные убытки. Но музыканта это не остановило, он с упорством героев фильма «Мы из джаза», шел дальше. Сегодня фестиваль «Джаз на Байкале» - это бренд, который неразрывно связан с Иркутском, а новые проекты его организатора направлены на создание школы, где молодые музыканты могли бы учиться джазу и совершенствовать свой мастерство. Сегодня начинания Александра Филиппова финансово подкреплены грантами президента РФ, регионального министерства культуры, администрации Иркутска. Сам Александр уже второй созыв подряд участвует в работе городской Общественной палаты.
- В нашем городе вы известны, прежде всего, как музыкант, и организатор фестиваля, на который приезжает Игорь Бутман и другие джазовые звезды. Наверняка, далеко не все знают, что вы входите в состав Общественной палаты Иркутска, где уже участвуете в работе комиссии по культуре. Это как-то помогает вам в реализации ваших проектов?
- Как правило, люди, входящие в Общественную палату, сами много занимаются социальными проектами. В 2015 году в Иркутске моей командой был учрежден Фонд поддержки инновационных творческих проектов и музыкального развития «Джаз на Байкале». Я являюсь его руководителем. Эта некоммерческая организация, в частности, занимается реализацией образовательных и творческих проектов. Во время фестиваля «Джаз на Байкале», например, проходит молодежный эстрадно-джазовый конкурс, на который приезжают участники со всей страны и из-за рубежа. Фонд поддерживает молодых исполнителей, привлекая средства партнеров. Эта работа подвигла на то, чтобы избраться в Общественную палату, что дает возможность работать с молодежью более продуктивно. Ведь благодаря Общественной палате можно эффективнее доносить проблемы до различных представителей власти и бизнес-сообщества, чтобы совместно их решать.
При поддержке Фонда президентских грантов сейчас реализуется образовательный проект, который называется «Центр развития таланта «Джаз для смелых». Задача заключается в том, чтобы выявить талантливых людей, у которых нет возможности оплачивать свое обучение, и интегрировать их в музыкальные коллективы. Начали мы заниматься в октябре прошлого года. В проекте по итогам кастинга участвуют ребята с 12 до 25 лет. Их набралось более 40 и сейчас у нас уже сформировалось три коллектива – инструментальный, вокальный ансамбли и хор.
- Какие проблемы в сфере работы с молодежью вы считаете наиболее актуальными для областного центра?
- Поскольку я музыкант и общаюсь с творческой молодежью, то вижу, как непросто им реализовать в нашем городе свой талант. Прежде всего, не хватает площадок, где те же музыканты могли бы собраться, найти единомышленников, репетировать, проводить концерты, общаться со зрителями, с наставниками. Была надежда, что эта проблема решится с появлением Дома молодежи. Но для него в городе, по-прежнему, нет помещения. Шла речь о перепрофилировании кинотеатра «Звездный», но вопрос так и остался открытым.
Проект «Джаз для смелых», например, мы реализуем на площадке Иркутского государственного университета. За счет средств гранта нет возможности оплачивать аренду ив необходимом объеме приобретать инструменты, он, в основном, направлен на проведение обучающих занятий.
Наш коллектив – «Доктор Джаз» работает в штате Иркутского музыкального театра, где участвует в постановке спектаклей.
Поэтому вторая проблемная тема - финансирование творческих молодежных проектов. Все, как правило, держится на энтузиастах. Но далеко не все рискнут воплощать свои творческие замыслы, вкладывая собственные средства, как это сделал я.
- В прошлом году из-за пандемии коронавируса джазовый фестиваль на Байкале, который обычно проходит в апреле, состоялся в ноябре. Вы уже определились, когда он будет проходить в этом году?
- Фестиваль планируется проводить с 26 ноября по 1 декабря. Из-за пандемии так сложились партнерские отношения, что сроки реализации снова пришлось сдвинуть на осень. Нужно было время для подготовки, к апрелю мы не успевали.
Кроме «Джаза на Байкале» мы проводим еще летние джазовые сезоны, которые проходит на открытых площадках, в частности, на Юности.
Кстати, и фестиваль, и летние джазовые сезоны, с точки зрения событийного туризма могли бы стать в нашем городе знаковыми.
- В Иркутске были попытки проведения крупных фестивальных проектов, например, «Культурная столица». Но большинство из них, просуществовали недолго. Вы упорно, несмотря на все трудности, продвигаете джаз. Не жалеете о том, что расстались с медициной? Что стали в провинции, где на культуру всегда не хватает средств, профессионально заниматься музыкой?
- Особо об этом не думал. Первый фестиваль состоялся, следующие 10 лет постоянное напряжение, борьба за то, чтобы сохранить проект. Надо было идти вперед, развиваться… Нет, не жалею. Это часть моей жизни. Могло все сложиться иначе. Сложилось так.
Нина Александрова
Фото из архива Александра Филиппова