Живем и помним. Спектакль по повести Валентина Распутина поставили на камерной сцене Иркутского драмтеатра
Культура
Газета «Иркутск» #41 (1127) от 27 октября 2023
image
None

Валентин Распутин написал повесть «Живи и помни» в 1974 году. Тогда же она была опубликована в журнале «Наш современник», а чуть позднее издана отдельной книгой. Наряду с «Уроками французского», «Последним сроком» и «Прощанием с Матерой» это одно из самых известных произведений писателя. Место, где живут главные герои повествования — Настена и Андрей Гуськовы, их быт, манера разговора хорошо знакомы и близки сибирякам. Да и само название деревни, где происходят события, Атамановка созвучно Аталанке, где родился и вырос сам Распутин. Вероятно, ребенком в тяжелые военные годы он слышал, а может, даже был свидетелем похожей истории, которая тронула сердце и спустя годы воплотилась в прозе.

В спектакле, поставленном режиссером Станиславом Мальцевым, историю Настены и Андрея зрителям рассказывают повзрослевшие дети. Он и Она появляются на сцене и находят на старом погосте почерневший могильный крест, чулан со старыми вещами, полуразваленный дом. В этом интерьере и разворачиваются события. Дощатый настил и потемневшие стены становятся то баней, то зимовьем. По словам постановщика, для него было важно убрать из постановки и из текста все лишнее, сконцентрировав внимание на отношениях двух главных героев. Для этого все массовые сцены переведены на черно-белый экран. В формате видео зрители наблюдают собрание колхозников, встречу комиссованного по ранению фронтовика, празднование Дня Победы.

— Когда начал делать эту инсценировку, мне захотелось очистить ее от всего лишнего, чтобы это были два любящих друг друга человека, которые оказались на сломе времен, в исторической и личной катастрофе. У каждого из них своя сила, своя правда. Это история о душе. Настена борется за душу Андрея и таким образом возвышает свою душу. Это трагедия, но мы видим в ней высоту человеческого духа. В этом метафизическом состоянии и есть, на мой взгляд, смысл произведения, — пояснил режиссер свое понимание повести «Живи и помни».

Откровенно говоря, такая трактовка с позиции здравого смысла вызывает много вопросов. Фабула истории такова: Андрей Гуськов, тридцатилетний деревенский мужик, уходит на войну с первым призывом. Воюет хорошо, себя не жалеет, но после тяжелого ранения по непонятной причине ему не дают отпуск, а отправляют обратно на передовую. Он, разозлившись, не исполняет приказ и едет домой. На полпути в поезде понимает, что стал дезертиром. По законам военного времени ему грозит расстрел, а родным — позор и презрение. Спрятавшись в таежном зимовье недалеко от Атамановки, Андрей начинает тайно встречаться со своей женой Настеной. Эти недолгие встречи и мучительны, и сладостны. Вскоре выясняется, что у Настены должен родиться ребенок. Но случиться этому не суждено…

«Живи и помни» — классическое произведение деревенской прозы. Главная боль представителей этого литературного направления — умирание деревни. Все творчество Валентина Распутина — это одна большая трагическая история о том, как уходит в небытие русская деревня, а вместе с ней традиционный уклад русского быта и русская культура. Как человек большого дарования, Валентин Григорьевич понимал — остановить этот процесс невозможно, поскольку им движут стремительно развивающиеся технологии. Но свою душевную боль и тревогу за то, каким станет русский мир без его маленькой таежной Аталанки, скрывать не мог.

Трагедия Андрея и Настены Гуськовых — это его личная трагедия. В этой семейной истории закодировано предсказание судеб тысяч и тысяч российских деревень. «Почему мелели деревни в войну, и объяснять нечего, тут причина на всех одна, но из Атамановки люди начали сниматься еще раньше, особенно молодые, из тех, кто не успел зарасти своим хозяйством. Их сманивали к себе поселения побольше да пошумней, с видом на будущее, а у Атамановки его не было», — пишет он в самом начале повести.

Современные войны — порождение технологий. Войны XX века, а теперь и XXI истребили или искалечили российских мужиков. А без мужика деревня не живет, это исключительно патриархальное существо. И рада бы родить крепкая, красивая да работящая деревенская баба Настена ребеночка, да не от кого. И видит она сон, как приходит на войну к мужику и корит его, что бросил с малыми ребятишками, а он отвечает: «Нет у тебя никаких ребятишек! Откуда они у тебя взялись?»

А если нет ребятишек, то откуда возьмется будущее?..

Роли в спектакле исполняют четыре актера. Настену играют Инна Королева и Анастасия Шинкаренко, Андрея Гуськова — Антон Залетин и Сергей Солянников. Обе роли сложные, герои практически постоянно находятся в состоянии нервного напряжения. Светлое пятно — это воспоминания о прошлом, как жили до войны, как пили чай, косили сено, ходили в кино. Настоящее — лишь тревога, конфликт и безысходность.

При этом в трактовке режиссера-постановщика Настена предстает фигурой возвышенной и жертвенной, а Андрей, при всем старании актеров оправдать своего героя, — малодушным негодяем. В то же время у Валентина Распутина в повести трагедия Андрея по масштабу несопоставима с переживаниями Настены. Именно тому, как мыслит и чувствует себя в этом полностью враждебном ему мире Андрей, писатель уделяет самое большое внимание. Судьба Андрея, который сгинул, не оставив после себя следа, став лейтмотивом, придала бы постановке иную, более созвучную времени интонацию. Так же мучительно и необратимо уходит из истории русская деревня.

Несомненное достоинство спектакля — декорации. На небольшой площади камерной сцены художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт сумел передать атмосферу, в которой живут герои Валентина Распутина. В оформлении используются натуральные материалы — дерево, камень, вода, декоративные трава и огонь. На сцене шумит ветер, идет снег, слышен плеск Ангары.

Постановка длится более двух часов без антракта. При всей сложности и драматичности материала ощущение сопричастности к происходящему в глубине сцены не покидает на протяжении всего действия. Станислав Мальцев, в отличие от автора повести, ставшей основой спектакля, более оптимистичен. Ушла в небытие Атаманка, погибла Настена, сгинул Андрей, но на сцене остались повзрослевшие дети — свидетели и рассказчики их истории. Они живут и помнят…

Нина Воронина

Фото Анастасии Токарской

Главные герои спектакля — Настена (Инна Королева) и Андрей (Антон Залетин) вынуждены встречаться втайне от людей, хотя женаты уже много лет. Андрею, как дезертиру, грозят позор и расстрел. Чтобы не выдать мужа, Настена готова идти на любые жертвы

Повествование в спектакле ведется от лица Женщины (Анастасия Шинкаренко) и Мужчины (Сергей Солянников), которые ненадолго вернулись в свои родные места из города, чтобы вспомнить историю Настены и Андрея Гуськовых. Они знали их, когда были детьми. Давно нет уже дома, где жили их односельчане, да и самой деревни уже нет. Она, как и герои повествования, живет только в их памяти

Премьера постановки состоялась 14 октября. Ближайшие спектакли — 16 и 17 ноября.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg