![image](/media/wp-content/uploads/2020/09/xg2epqybuxc.jpg)
Число участников экспедиции зависит от объема работы: если раскопки большие, то могут и сто человек отправиться. С собой археологи помимо рабочего оборудования и снаряжения берут все, что может пригодиться в полевых условиях, например теплые вещи, аптечку, пластырь, ведь в процессе работы порой случаются ранки и мозоли от лопат.
— В основном на раскопки ездят мужчины, но женщин-археологов тоже немало, — поясняет наш герой. — Представителям сильной половины достается более тяжелый труд, а женщины занимаются расчисткой материала, шифровкой, упаковкой и т.д. Вообще выбор инструмента зависит от ситуации. В наш инструментарий входят лопаты (совковые и штыковые), мастерки, совки, кисточки, щетки (иногда зубные).
Медвежий след В экспедиции часто отправляются и волонтеры — молодые люди, интересующиеся раскопками и желающие интересно провести лето. А археологи помимо своих профессиональных научных изысканий проводят обследование и экспертизу участков, предназначенных для последующего строительства. — Наша помощь действительно нужна при подготовке к строительным работам. Например, строят турбазу на Байкале — территорию надо предварительно обследовать, — объясняет Матвей. — Если владелец участка не согласовал строительство с археологами, это является нарушением Федерального закона о сохранении объектов культурного наследия. В основном полевой сезон длится с конца весны до начало осени, но иногда, приходится работать и зимой. Тогда землю прогревают, ставят крытый павильон, в котором растапливают печки наподобие буржуек или применяют тепловые пушки, чтобы прогреть воздух. Но на раскопках в северных районах области даже летом почва на определенной глубине промерзшая. С Северного Байкала Матвей вернулся 29 июля. Команда из семи человек отправилась в район села Байкальское. Искали металлургические горны (печи для восстановления железа из геологических пород), погребения и петроглифы (наскальные изображения). В поездке произошла забавная история. — Один из участников нашей экспедиции, геофизик Сергей Викторович Снопков, с помощью геофизических методов и приборов пытался обнаружить следы древней металлургии, — рассказывает Матвей. — Прошел десятки километров вокруг, облазил все скалы, но ничего не нашел. Но как-то во время телефонного разговора с женой в нескольких метрах от лагеря он наткнулся на остатки горна: на поверхности показался металлургический шлак.![xg2ePqyBuxc](/media/wp-content/uploads/2020/09/xg2epqybuxc.jpg)
В экспедициях приходится не только жить в диких условиях, но и встречаться с дикими зверями. Сам Матвей медведей не встречал, но был случай, когда вместе с ребятами, выйдя поутру из палатки, он увидел следы хищника и перевернутые валуны…
— От знакомого археолога я слышал историю, как они с товарищами, возвращаясь с раскопок, наткнулись на медведицу с медвежатами, — вспоминает мой собеседник. — Повезло — они просто смотрели друг на друга какое-то время и мирно разошлись. Иногда доставляют хлопоты и местные жители. Как-то раз ночью вокруг лагеря парни разъезжали на мотоциклах. А во время одной экспедиции на Северный Байкал, кто-то, порывшись в раскопе, большими буквами написал на земле: «Вы все умрете».
Один и тот же сон Известно всем, что берега Байкала — места сакральные, и жители трепетно оберегают свои обычаи. Тревожить духов раскопками, по мнению прибайкальцев, нехорошо… — Мы уважаем местные обычаи, — говорит Матвей. — Ни в коем случае не ведем себя как хозяева. В священных местах бурханим. Существуют легенды о различных видениях. Старшие коллеги рассказывали, как в одной из экспедиций нескольким археологам приснился один и тот же сон: женщина в белом одеянии с распущенными длинными волосами предупреждала о том, что здесь копать нельзя… Матвей и сам в 2013 году столкнулся с мистикой на Малом Море, когда раскопки проводили в районе деревни Курмы: — Мы наткнулись на древнее захоронение. После весь отряд пошел в лагерь готовиться к обеду, а наша руководитель Маргарита Львовна Бородина и еще одна девочка остались зарисовывать костяк (так археологи называют скелет). Представляете, степь, сильнейшая жара! Мы идем, вдруг оглядываемся назад и видим: прямо над мысом, где мы обнаружили погребение, висит огромная черная туча и хлещет дождь! Вокруг солнце, ни облачка. Я человек не религиозный, но в духов местности все же верю. Держась за руки Одними из самых запоминающихся находок для Матвея стали наконечники стрел, часть пряслица, скребки, а также нуклеусы — камни, от которых в древности откалывали куски для изготовления орудий. Наконечники и пряслице он нашел на Северном Байкале в этом году, а нуклеусы в 2015-м недалеко от села Буреть Усольского района. Также молодой человек был свидетелем другой интересной находки — колец из белого нефрита, нефритового ножа, подвесок из костей марала, костяных шильев. Это произошло на Байкале. Они с командой нашли парное погребение, в котором скелеты держались за руки. Предположительно, это захоронение можно отнести к раннему бронзовому веку, к погребениям Глазковского типа.![dWeWwdqlY48](/media/wp-content/uploads/2020/09/dwewwdqly48.jpg)