Заблокировал проезд — плати штраф! Практику взыскания недоимки из-за остановки движения пассажирского транспорта возобновили в Иркутске
Транспорт
Газета "Иркутск" #2 (1187) от 24 января 2025
image

Теперь любой случай перекрытия движения рассматривается юристами депо не только как нарушение прав пассажиров, но и как помеху ведению бизнеса. «Препятствие на путях влечет простой транспорта и, как следствие, недополучение прибыли, — рассказали «Иркутску» в муниципальном предприятии. — С конца 2023 года мы возобновили давний опыт взыскания компенсаций с виновников остановки движения и надеемся, что эта мера заставит автовладельцев более внимательно относиться к электротранспорту» (кстати, движения троллейбусов это тоже касается! — Прим. ред.). О размерах взысканий, о том, как реагируют на них автовладельцы и сколько денег удалось взыскать, сегодня в нашем еженедельнике.

Случалось ли вам видеть застывшую колонну трамваев в городе? А может, вы сами были пассажиром, который не доехал до нужной остановки? Как правило, виной такой ситуации выступают невнимательные автомобилисты: одни паркуют машины слишком близко к рельсам, преграждая движение; другие допускают дорожно-транспортные происшествия, становясь в прямом и переносном смысле поперек трамвайного пути. И хорошо, если водитель быстро устранил препятствие, однако иногда техника мешает проезду часами.

— ДТП на рельсах случаются, к счастью, не так уж часто, — рассказывает Юлия Шиверских, начальник юридического отдела МУП «Иркутскгортранс». — Многие из этих происшествий решаются в приемлемые сроки, и тогда никаких претензий к водителям не предъявляется. Но если движение остановлено на срок более 20–30 минут, то тогда мы оформляем определенный пакет документов и впоследствии направляем виновнику ситуации требование о компенсации потерь.

Как рассказывают в «Иркутскгортрансе», чаще всего задержка рейсов происходит из-за столкновения двух сторонних транспортных средств на трамвайных путях. Реже причиной остановки рейсов становятся автомобилисты, нарушившие правила парковки, еще реже — ДТП с участием трамвая.

— В любом из этих случаев действия вагоновожатого и диспетчеров примерно одни и те же, — объясняет Олег Лаповок, заместитель директора по техническим вопросам МУП «ИГТ». — Первое: водитель сообщает о происходящем в диспетчерскую службу — задача центрального диспетчера, который контролирует все, что происходит на путях, оценить обстановку, принять решения, выдать распоряжения. Если становится понятно, что движение трамваев невозможно, то на место направляется разъездной диспетчер — пока он ведет работу на месте, центральный диспетчер организовывает дальнейшее движение трамваев.

На этом стоит остановиться поподробнее. Кому-то может показаться, что ничего особенного не случится, если где-то остановился трамвай, однако на деле даже самая маленькая преграда может обернуться коллапсом для десятков вагонов.

— Если в ДТП есть пострадавшие, это значит, что его участники обязаны вызвать на место сотрудников ГАИ. Их ожидание и оформление события точно займет много времени, а значит, центральный диспетчер должен запустить движение трамваев так, чтобы избежать полной остановки, — объясняет Олег Игоревич. — Иногда из-за аварии или упрямых водителей, которые не хотят решать вопрос «полюбовно», трамваи вынуждены менять маршрут, сокращать его, а то и вовсе уходить на другую линию. Так или иначе, мы стараемся доставить пассажиров до места или минимизировать их неудобства.

Проще всего, если ДТП случилось в микрорайоне Солнечном — количество пассажиров здесь меньше, чем в других районах города, к тому же хорошо отлажена работа маршрутных такси. В любом другом месте цена простоя гораздо выше.

А пока вернемся на место ДТП, где уже работает разъездной диспетчер.

— С собой у диспетчера пакет документов. Их необходимо заполнить на месте: внести номера и марки машин — участников ДТП, известить водителей о том, что виновнику простоя будет предъявлена претензия за простой; диспетчер также спрашивает имена водителей, их контактные номера, фиксирует событие на фото и дожидается запуска движения, — рассказывают в ИГТ. — Иногда, если происшествие сложное и серьезное, это может длиться несколько часов. В других случаях водители стараются освободить проезд для трамваев, тем более зная о том, что кроме хлопот с аварией еще и взыскание за простой грозит. Но встречаются и просто упрямые водители, которые не могут договориться между собой, вызывают аварийных комиссаров или полицию и очень долго занимают проезд.

Впрочем, не всегда трамваи остановлены ДТП. Иногда виной всему нарушение правил парковки. Чаще всего водители не обращают внимания на запрещающие знаки и близость рельсов на улице Тимирязева в районе Института ортопедии.

— Как правило, люди приезжают в медучреждение или привозят своих родных — паркуются и уходят. Некоторые из них иногородние, не знают особенностей городских маршрутов. А в итоге трамвай не может проехать и вынужден ждать, когда же водитель вернется, — рассказывает Олег Игоревич.

Такие ожидания также могут длиться часами. Конечно, вагоновожатый или кондуктор трамвая пытается предпринять действия — тормошит машину, чтобы сработала сигнализация и хозяин пришел проверить автомобиль, иногда даже ищет собственника в больнице и в соседних кафе-магазинах, однако чаще всего разыскать виновника простоя не получается. В этом случае на место также выезжает разъездной диспетчер, фиксирует на фото затор, заполняет бумаги и вместе с коллегами ждет возвращения автомобилиста.

— Если разумные сроки истекли, диспетчер вызывает сотрудников ГАИ, которые эвакуируют мешающий проезду автомобиль. А дальше автовладельцу придется оплатить штраф за нарушение правил дорожного движения, услуги эвакуатора и компенсировать простой трамваев по претензии от ИГТ, — уточняет Олег Игоревич.

Возникает вопрос — как водители реагируют на требования трамвайного депо?

— Многим кажется, что если сделать вид, что ничего не случилось, то компенсацию платить не придется, — улыбается Юлия Александровна. — Однако система отлажена, и если в установленные сроки оплата не поступает, мы обращаемся с иском в суд. После рассмотрения долг взыскивается в судебном порядке.

Впрочем, почти половину от общей суммы потерь предприятия виновники выплатили добровольно!

— Если в конце 2023 года претензии нашего предприятия казались водителям дикостью и чем-то нереальным, то теперь на наши законные требования иркутяне реагируют спокойнее, — уточняет Юлия Шиверских. — Возможно, сработало сарафанное радио.

Что касается расчета суммы штрафов, то здесь используется сложная формула, в которой учтены номер маршрута трамвая, средняя выручка маршрута, время простоя, количество упущенных рейсов и многое другое. Занимаются вычислениями сотрудники бухгалтерии предприятия — сумму недоимки они передают в юридический отдел, который направляет требование по почте виновнику простоя.

— Суммы претензий разные и зависят от многого, — уточняет Юлия Александровна. — Могу сказать, что самое меньшее требование, которое мы предъявляли, было чуть больше 2000 рублей, самое крупное из взысканных — около 30 тысяч. Возместить компенсацию можно через банк или в онлайн-приложении банка.

Надо отметить, что такая же схема работает при остановке движения троллейбусов, и причиной тому может быть не только столкновение автомобилей на пути следования, но и обрыв контактных сетей.

— Мы надеемся, что эти меры научат автолюбителей быть еще более внимательными на дорогах, — говорят в «Иркутскгортрансе».

Ирина Покоева

Фото Ирины Белец и из архива «Иркутскгортранса»

На фото: улица Тимирязева, Центральный рынок. Это место смело можно назвать самым «трамвайным» — здесь сходятся пути всех трамвайных маршрутов Иркутска. В случае ДТП на рельсах только грамотные действия диспетчера могут перенастроить движение так, чтобы люди на остановках дождались свой транспорт: «Сокращают маршруты, разворачивают вагоны там, где обычно этого не делают, меняют направление, меняют цифры на вагонах и отправляют в обратную сторону — бывает всякое. Особенно если автомобили после аварии «удачно» займут оба направления движения», — рассказывают в депо

Трамваям лучше не мешать

С декабря 2023 года по декабрь 2024-го юристы МУП «Иркутскгортранс» оформили 27 претензий на более чем 225 тысяч рублей.

  • Все средства идут на содержание парка предприятия и ремонт сетей.
  • Срок оплаты в добровольном порядке потерь предприятия — 30 суток, дальше ИГТ отправляется в суд. В таком случае к недоимке прибавятся госпошлина и почтовые расходы.
  • Самый долгий простой троллейбусов, зафиксированный в прошлом году на плотине ГЭС, равен восьми часам!
  • Самый долгий простой трамваев в 2024 году — 3 часа 38 минут.
  • Самый крупный «штраф» — более 70 000 рублей — был предъявлен водителю погрузчика, который не убедился в габаритах и оборвал контактную сеть троллейбусов, попутно повредив электрооборудование. Дело находится на рассмотрении в суде.

«Трамвай же трудно не заметить»

На этой неделе мы спросили у прохожих на улицах Иркутска: «А вам приходилось выходить из трамвая, потому что машина заблокировала ему дорогу?»

Артем, студент университета:

— Трамваем я пользуюсь регулярно. Был такой случай, когда трамвай, в котором я ехал, остановился, потому что какой-то человек неправильно припарковал свою машину и она мешала проезду. Но он как-то быстро пришел, и ситуация разрешилась — мы не успели никуда уйти, и скоро трамвай поехал дальше. Это было в районе Центрального рынка. В целом я считаю, что все участники дорожного движения должны думать друг о друге и не доставлять неудобств.

Александр, юрист:

— На трамвае я езжу примерно раз в месяц, но окна офиса выходят на трамвайные пути, и я регулярно наблюдаю, как невнимательные водители сталкиваются друг с другом, а иногда и с трамваем, на перекрестке, где проходят рельсы. Всякий раз я этому очень удивляюсь — трамвай же трудно не заметить, да и испытывать свою машину на прочность в состязании с вагоном неразумно. Мне кажутся такие ДТП нелепостью. Это даже не невнимательность, а халатность какая-то. Считаю, что взыскание компенсации — хорошая инициатив, возможно, это научит кого-то быть внимательнее. Лишь бы сумма взыскания была относительно приемлемой.

Мария, сотрудница авиационного завода:

— На трамвае я обычно езжу с Центрального рынка в гости к подруге — так до нее удобнее всего добираться. При мне однажды была такая ситуация с трамваем. В районе улиц Степана Разина и Горького неаккуратный водитель въехал в наш вагон. К счастью, никто не пострадал, на трамвае даже следов не осталось, а машина, конечно, помялась. Водитель вышла, они поговорили, подписали документы, что не имеют друг к другу претензий, и мы поехали дальше. Кто очень торопился — вышли из вагона и ушли. А я сидела и наблюдала, чем дело кончится. Минут 15 это длилось, а потом мы тронулись и поехали дальше.

Юлия, врач:

— На трамвае я езжу нечасто — только когда мне нужно в Солнечный. И да, я попадала в такую ситуацию — как-то раз в районе Центрального рынка всем пришлось выйти из трамвая, потому что впереди было ДТП и проехать было никак невозможно. Я спокойно к этому отнеслась — бывает! С тех пор, кстати, стараюсь больше ходить пешком, чтобы не приходилось попадать в пробки и из-за этого куда-то опаздывать. У меня подружка часто пользуется трамваем и регулярно вынуждена задерживаться из-за ДТП на рельсах — она часто подобные истории рассказывает.

Татьяна, индивидуальный предприниматель:

— На трамвае езжу через день да каждый день — живу рядом с трамвайной остановкой и иногда даже две остановки проезжаю. Вспомнилась история, как я была на Центральном рынке, купила продукты, долго ждала трамвай, и когда подъехал нужный, счастливая, села в него со своими сумками. Проехали мы совсем немного, как вдруг вагон останавливается и водитель объявляет, что вагон дальше не пойдет! Кажется, случилась авария! В итоге я шла со своей поклажей до дома пешком! Еще приходилось выходить из вагона из-за ДТП на перекрестке Декабрьских Событий и Тимирязева, на перекрестке с Энгельса и так далее — много раз такое бывало. Многие водители стали очень невнимательными — вижу, как говорят по телефонам и по сторонам особо не смотрят. А надо бы!

С прохожими беседовала Ирина Покоева

Фото Ирины Белец

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg