None
Они изучали иркутские улицы и архитектурные памятники, рассказывали о своих семьях, анализировали экологические проблемы города, снимали фильмы. Все эти экологи, историки и режиссеры — школьники, участники научно-практической конференции «Мой город», которая проводилась в Музее истории Иркутска уже в 23-й раз.
— Конференция школьников «Мой город» проходит в стенах Музея истории Иркутска, и это неслучайно, — рассказывает старший научный сотрудник музея Наталья Гаврилова. Здание на Франк-Каменецкого хранит память о человеке, внесшем большой вклад в развитие науки и просвещения. Речь идет об Александре Сибирякове — иркутском купце первой гильдии, золотопромышленнике и судовладельце, исследователе Сибири и Арктики, почетном гражданине Иркутска.
Меценат жертвовал средства не только на строительство необходимых городу приютов и богаделен, Казанской церкви и бесплатного училища для малоимущих детей. Он уделял особое внимание образованию юных иркутян — выделял именные стипендии на обучение, пожертвовал средства на строительство Томского университета.
— Однажды у Александра Михайловича состоялся разговор с молодым человеком, которому меценат посоветовал учиться за рубежом, — отметила Наталья Гаврилова. — Он сказал юноше: «Не боги горшки обжигают. Поезжайте, овладевайте иностранными языками и знаниями».
Спустя два века, следуя совету знаменитого иркутянина, в залах музея уже в 23-й раз собираются те, кто делает свои первые шаги в исследовании и изучении Иркутска. Участники конференции — ученики 2–11 классов, которым интересна литература, история города и его жителей. Девяносто восемь ребят из Иркутска, Шелехова, Иркутского и Баяндаевского районов представили на суд профессионального жюри 85 научных докладов.
Все участники выступали в трех возрастных группах, в каждой работали несколько секций. Самой многочисленной оказалась группа младших школьников, здесь наградили всех выступавших. Ребята с пятого по одиннадцатый класс уже боролись за призовые места.
Например, пятиклассница Ксения Борюшкина воссоздала историю школы № 40 по архивным материалам — собрала информацию о первом директоре и именитых педагогах, а также о нескольких поколениях своей семьи, учившейся в ней.
Мария Сугаченко из третьей гимназии изучала памятники деревянного зодчества в Ленинском районе. В ее работе — исследования тридцати шести старинных зданий.
— В художественной школе мы часто рисуем людей и дома. После одного занятия меня заинтересовали старинные дома с резными ставнями, — рассказывает участница конференции. — Когда я стала в них вглядываться, оказалось, что наличники могут быть украшены различными символами. Например, многие связаны с мифологическим представлением людей о мире — на сандрике встречается символ солнца, фигурки берегини или колосья.
Многие школьники решили заняться изучением истории собственной семьи. Елизавета Квасникова посвятила работу своему дедушке — из простого крестьянского мальчишки, который помогал родителям ухаживать за домашними животными, он стал заслуженным зоотехником и большую часть жизни проработал на крупной птицефабрике. Елизавета также провела опрос среди одноклассников и выяснила, что половина из них не знают о профессиях своих бабушек и дедушек. Проблему преемственности поколений затронула и Евгения Хушеева — ее исследование было посвящено древним бурятским традициям, о которых современная молодежь практически не имеет представления.
Значительное количество докладов было представлено на секции «Юные экологи — городу». Так, Екатерина Томилова анализировала экологическое состояние реки Кая — брала пробы воды и по нескольким параметрам их оценивала.
- Когда я рассматривала пробы воды под микроскопом, то установила, что в ней содержатся опасные бактерии, а значит, вода из этой реки непригодна для нужд человека, — отметила школьница в своем докладе.
Николай Рыбалко тоже продемонстрировал результаты микробиологического анализа воды, взятого из источников в пригородной зоне Иркутска.
Участники конференции не ограничивались докладами, написанными по материалам из книг и интернета. Например, семиклассник Александр Шеметов собственноручно выковал в кузнице нож, когда работал над докладом о роли холодного оружия в развитии металлургии. Школьники также готовили экскурсии по памятным местам Иркутска, проводили интеллектуальные квесты среди одноклассников, рассказывали об опыте создания школьного музея. А еще снимали фильмы.
На секции «Фильм, фильм, фильм!» телевизионные проекты представили ученики школ №№ 11, 34 и 35, а также детская студия телевидения «СОК» из Иркутского Дворца творчества. Жюри высоко оценило фильм «Уроки Халхин-Гола» и проект «Живая память», в котором современные школьники рассказывали о воспоминаниях своих бабушек и дедушек — детей войны.
В 2020 году конференция «Мой город» также традиционного пройдет зимой, и сотрудники музея уже предлагают всем желающим начинать готовить свои научные изыскания.
Фото Александра Новикова
Итоги
Секция «Юные экологи — городу»
I место — Казакова Анастасия, гимназия № 3
II место — Раевская Евгения, гимназия № 3
III место — Рыбалко Николай, СОШ № 66
Секция «Историю малой Родины пишем сами»
I место — Тепнадзе Тамара, СОШ № 34
II место — Клемешева Анастасия, СОШ № 40
III место — Каменщикова Валерия, СОШ № 38
III место — Непочатова Татьяна, Тургеневская средняя общеобразовательная школа
Секция «Историческое наследие»
I место — Шеметов Александр, лицей № 36 ОАО «РЖД»
II место — Сугаченко Мария, гимназия № 3
III место — Емельянова Татьяна, СОШ № 34
Секция «Фильм, фильм, фильм!»
I место — Кедрина Анастасия, Серебряков Лев, Самарина Вероника, Коростелев Даниил, СОШ № 11
II место — Филиппова София, Кривошеенко Вадим, Мельникова Лада, Квитков Леонид, Черных Нелли, Гамерова Елизавета, Гануляк Яков, Жаворонкова Татьяна, «Дворец творчества», Детская студия телевидения «Сок»
Номинация «Дебют» — Тихомирова Ксения, СОШ № 35
Номинация «В поисках жанра» — Бородулин Евгений, СОШ № 34
Секция «Историческое наследие»
I место — Дронова Мария, Православная женская гимназия во имя Рождества
II место — Рупасова Кристина, СОШ № 63
III место — Казаков Никита, Гимназия № 3
Секция «Сыны Отечества»
I место — Ларин Иван, Гимназия № 3
II место — Зуева Александра, Сазонова Елизавета, СОШ № 6
III место — Корытов Федор, СОШ № 26
Секция «Литературное краеведение»
I место — Бондарева Полина, СОШ № 63
II место — Назарова Анжелика, СОШ № 14
III место — Костылева Екатерина, СОШ № 63
Специальным призом жюри отмечена Шеметова Виктория СОШ № 67
Поделиться в соцсетях: