None
На протяжении многих лет Иркутск и его жители становились заложниками непростых отношений руководства города и регионального центра. Ситуация особенно усложнилась в последние годы, что значительно повлияло на областной центр, который, по сути, вынужден был бороться за свой статус.
О том, как будет дальше жить и развиваться Иркутск, мы поговорили с врио губернатора региона Игорем Кобзевым.
— Игорь Иванович, заметно, что вы уделяете Иркутску много времени: посещаете объекты, активно работаете с главой города Русланом Болотовым, реагируете на обращения граждан. С чем это связано?
— Прежде всего я убежден, что Иркутск и его жители достойны большего внимания. Статус областного центра для города — это, безусловно, дополнительная нагрузка. Здесь расположены федеральные и областные органы власти, разветвленная дорожная сеть, широкая социальная инфраструктура. Но главное, Иркутск — самый крупный город в регионе по численности населения. Вижу, что в прежние годы городу уделялось мало внимания. Это заметно по его состоянию. Руслан Николаевич (Руслан Болотов, мэр Иркутска. — Прим. ред.) мне докладывает о нехватке объектов образования, здравоохранения, низкой обеспеченности площадками и местами для занятий спортом. Поэтому вместе с городскими властями будем решать те задачи, которые ставят перед нами люди.
— О том, что в городе есть нехватка мест в детских садах, а в некоторых школах дети учатся в третью смену, или о том, что в некоторых районах с поликлиниками беда, известно уже давно. Почему проблемы не решались?
— Мое твердое мнение: было очень много политики, межличностных конфликтов, которые стали мешать решению государственных задач. Ну не должно быть так, что губернатор и мэр не сходятся в каких-то взглядах, а из-за этого страдает целый город. К сожалению, последние несколько лет так и было. И не только в Иркутске. В итоге принимались решения, которые и сейчас тормозят развитие муниципалитетов. Для Иркутска, например, установлено софинансирование из областного бюджета: 50 % на 50 %. То есть, если областной бюджет дает на какой-либо проект в городе 100 рублей, Иркутск должен из своего бюджета добавить столько же. В других городах пропорции в пользу муниципалитетов. Считаю такую ситуацию со столицей региона несправедливой! И в ближайшее время мы этот порядок будем менять. Неэффективно реализуется закон о статусе областного центра, в результате чего город опять же недополучает значительный объем финансовой поддержки. С Русланом Николаевичем, Евгением Юрьевичем (Стекачевым, председателем думы г. Иркутска. — Прим. ред.), депутатами думы, Законодательным собранием эти темы обсуждаем и будем вносить соответствующие поправки.
— Игорь Иванович, вы приняли ключевые решения по поводу конфигурации власти в Иркутске, инициировав рокировки и в муниципалитете, и в правительстве. Для чего это было нужно?
— Задача любого руководителя — создать систему, работающую максимально эффективно, неважно, будь то управление муниципалитетом или региональными структурами. С момента моего назначения на должность временно исполняющего обязанности губернатора я в плотном режиме работал и с Русланом Болотовым, тогда председателем правительства, и с Дмитрием Бердниковым, мэром Иркутска. Твердо убежден, что Иркутску нужен крепкий хозяйственник, которого я увидел в Руслане Николаевиче.
Дмитрий Викторович, в свою очередь, умеет выстраивать отношения с людьми, с общественниками, и такой человек нужен был в Тулуне. Эти предложения я обсуждал с депутатами городской думы, на встречах жителями, с экспертным сообществом, некоммерческими организациями. Поэтому как за принятые решения, так и за людей, которых я рекомендовал, несу ответственность.
— Хорошо себя зарекомендовала система «Кобзевнасвязи», когда жители могут напрямую обратиться со своими проблемами к главе региона. О чем в основном пишут из Иркутска и всем ли удается помочь?
— С момента начала работы нашей прямой линии из Иркутска поступило почти 800 обращений жителей. В основном люди пишут о бытовых проблемах, многие вопросы не решались годами. Всплеск числа обращений происходит, когда возникает какое-либо ЧП, — например, так было, когда возник пожар в ЖК «Сантоки» или когда из-за проливных дождей затопило часть Иркутска. С мэрией города мы все вопросы стараемся отработать оперативно. Не всегда получается сразу, поскольку есть регламентные сроки, юридические тонкости, но все обращения фиксируются, назначаются ответственные, и я эти темы держу на контроле.
Например, было обращение от мамы, которая не могла устроить в детский сад сына. У нее было законное требование — трехлетнего ребенка должны взять. Но вопрос с очередью никак не решался. После того как дело взяли на контроль, место в саду нашлось.
— Игорь Иванович, а вы как житель Иркутска о каких бы проблемах написали власти?
— Прежде всего это, конечно, дороги. Ежедневно езжу по городу и вижу, что проблем очень много! Например, необходимо решать проблему ливневой канализации. В ночь с 15 на 16 июля, когда шел проливной дождь, мы вместе с Русланом Болотовым приезжали к людям, попавшим в зону затопления. Причина бедствия в основном одна — либо забитая ливневка, либо ее отсутствие. Поэтому дал поручение разобраться. Городская администрация сейчас проводит ревизию этой сферы, готовит предложения.
Больная тема — переселение из ветхого и аварийного жилья. Иркутск, пожалуй, один из немногих городов России, где очень много старых домов, в которых до сих пор живут люди. Мы обязаны в ближайшие годы обеспечить иркутян комфортными условиями проживания.
Считаю, что в XXI веке в одном из крупнейших промышленных центров страны недопустимо возить пассажиров в ржавых автобусах с отваливающимися запчастями. Это же безопасность людей! Сейчас прорабатываем с некоторыми российскими производителями автобусов возможность приобретения общественного транспорта для Иркутска, чтобы создать людям комфортные условия.
Пандемия новой коронавирусной инфекции обнажила все проблемы здравоохранения начиная от нехватки работников и заканчивая устаревшим оборудованием и зданиями больниц, поликлиник. Мы сейчас ведем строительство в Иркутске трех объектов здравоохранения. Это детская поликлиника и женская консультация медсанчасти ИАПО в Ленинском районе, детская поликлиника № 9 по ул. Радищева и стационар больницы № 8 на Баумана. Но этого явно недостаточно. По идее, надо два-три объекта сдавать в год, чтобы обеспечить потребность в качественной первичной медицинской помощи.
В образовании то же самое. Если по пять-шесть школ и садиков в год не строить, проблему второй смены не решить. Ведь сейчас в Иркутске сложно не только с устройством детей в 1-й класс — в 10-й ребята попасть не могут! У меня от жителей было такое обращение по поводу школы № 75. Нужно еще как минимум три бассейна, хорошее крытое поле для занятий футболом, баскетболом. У нас есть поручение президента по строительству Центра борьбы, сейчас этим вопросом плотно занимаемся.
— А теперь, если можно, как врио губернатора региона ответьте, что из вами перечисленного возможно сделать?
— Ничего фантастического в том, что я сказал, нет. Главное — желание, работоспособная команда и нацеленность всех уровней власти на результат.
И в региональном правительстве, и в городской администрации команды сейчас формируются. Там много единомышленников, людей практичных и работоспособных. Это, например, председатель правительства Константин Зайцев, или вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников и многие другие. Люди молодые, практичные, с ответственным подходом к делу.
Безусловно, важна поддержка законодательной ветви. И меня радует, что мы плотно взаимодействуем с депутатами Государственной думы, Законодательного собрания области и думы Иркутска. Сейчас задача — сообща работать на результат, сосредоточить усилия, уйти от конфликтов и излишней политизации. На них нет времени.
— Игорь Иванович, вы сказали об излишней конфликтности и политизации. Иркутская область всегда была одним из самых политизированных и даже протестных регионов. Возможно ли у нас работать, не учитывая эти процессы?
— Глава региона в своей работе должен учитывать все процессы, иначе они могут зайти в неправильное русло и стать неконтролируемыми. Это первое соображение. Второе: если люди выходят на протест — это не просто так. В большинстве случаев это единственная возможность, чтобы тебя услышали, чтобы добиться правды. И, конечно, это сигнал власти, что мы где-то не дорабатываем. К сожалению, у людей действительно много проблем накопилось. Ситуация усугубилась ограничениями в связи с коронавирусной инфекцией, которые мы вынуждены были ввести, чтобы обезопасить жителей.
Что касается политизации всех процессов в Иркутской области — это да, такая особенность есть. Борьба с «черными лесорубами» политизирована, работа по минимизации ущерба экологии политизирована, дороги без политики мы тоже отремонтировать не можем. А почему? Везде есть свои интересы, которые стали выше государственных. Такой подход будем менять.
— Вы отметили, что коронавирусная инфекция усугубила многие процессы. Областной центр больше всего пострадал от этой ситуации. Будут ли организованы меры поддержки?
— Действительно, в Иркутске высокое количество заболевших и максимальное число пострадавших сфер экономики. Это крупнейший экономический, транспортный узел, здесь работает и проживает наибольшее количество людей.
Я бы хотел еще раз поклониться тем людям, которые вступили в борьбу с распространением этой инфекции: медикам, работникам Роспотребнадзора, водителям, волонтерам. Всем, кто с пониманием и высокой степенью ответственности отнесся к ограничениям. Не побоюсь этого слова, но те, кто участвовал и продолжает участвовать в этой работе, совершают настоящий подвиг, потому что угроза жизни и здоровью — самая настоящая.
Твердо убежден, что меры поддержки, которые были установлены на всех уровнях, должны быть более эффективными и адресными. На региональном уровне мы продолжаем этим заниматься, инициировали еще ряд социальных законопроектов.
Так, в конце июня в первом чтении был принят проект закона Иркутской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»: в нем предусмотрены единовременные выплаты в размере десяти тысяч рублей из областного бюджета на детей от 16 до 18 лет. На мой взгляд, такая поддержка крайне важна сегодня.
На Ассоциации муниципальных образований обсудили темы выпадающих доходов городов и районов. Дополнительно на дофинансирование местных бюджетов в ближайшее время направим 1 миллиард рублей.
Иркутск, безусловно, также нуждается в поддержке. Несмотря на высокую бюджетную обеспеченность, у города есть серьезный муниципальный долг, сформировавшийся в предыдущие годы, часть доходов будет недополучена в текущем периоде. Мы с руководством города все эти вопросы решаем, рассматриваем и прямую финансовую помощь непосредственно сейчас, и работу на перспективу. Действенный инструмент — выделение областного и федерального финансирования на важные для жизни города объекты: дороги, школы, детсады, учреждения здравоохранения. Список проектов, обеспеченных сметной документацией, земельными участками, сейчас активно формируем.
Уверен, что будущий год — год 360-летнего юбилея Иркутска — позволит нам продемонстрировать, насколько областной центр и его жители важны для региона. Работы впереди предстоит много!
Поделиться в соцсетях: