Борьба с теггингом в Иркутске выходит на новый уровень. На днях в администрации Свердловского округа прошло заседание административной комиссии, где рассмотрели дело о вандализме, а молодой человек, в конце декабря расписавший каракулями стену дома, павильон и урны, был оштрафован. Это первый случай в городе, когда наказание за подобное деяние было вынесено публично. Сотрудники администрации Иркутска надеются, что данный прецедент станет хорошим уроком и для нарушителя, и для всех, кто продолжает покрывать стены уродливыми надписями. На заседании побывала и репортерская группа «Иркутска».
— Рассматривается протокол об административном правонарушении в отношении Мурашова Владислава Дмитриевича, 1998 года рождения, — начала заседание секретарь административной комиссии Татьяна Клокова. — В материалах дела имеются рапорты, обращения, акт фиксации административного правонарушения и фотоматериалы. Есть также объяснение гражданина, взятое сотрудниками полиции.
Из объяснения следует, что 17 декабря 2022 года в два часа ночи Владислав Мурашов вместе с друзьями решил прогуляться в магазин. По дороге он несколько раз останавливался, чтобы нанести надписи аэрозольной краской. В новом сквере возле бассейна «Изумруд» покрасил в оранжевый цвет две урны. Потом в районе остановки «Улица Шмидта» краской цвета хаки нанес надпись на дверные жалюзи павильона по продаже автомасел и запчастей. На обратном пути оставил рисунок оранжевой краской на стене дома № 17 на улице Чернышевского.
— Вы хотели бы что-то дополнить к этому? — зачитав протокол, спросила молодого человека Татьяна Владимировна. — Почему вы это сделали?
Владислав Мурашов пояснил, что уже больше 10 лет занимается творчеством, является членом неформального объединения молодежи «Кавардак». В сообщество входит около 30 человек разного возраста (художники, музыканты, аниматоры, фотографы, поэты), они собираются вместе, общаются, иногда принимают участие в официальных городских мероприятиях. Прошлым летом, например, на фестивале «Голос улиц» Владислав Мурашов расписывал панно на трех остановках — «Госуниверситет», «Музтеатр» и «Улица Трилиссера».
— Но этого мало для самовыражения, — говорит он. — В городе не хватает мест, где уличным художникам разрешено рисовать официально. Возможно, в связи с этим у меня и произошел взрыв эмоций. Мне захотелось самостоятельно выбрать место, где можно что-то нарисовать. Я прекрасно понимаю, что это неправильно, и сожалею об этом.
— Владислав, а я вас помню! — подключилась к разговору председатель комиссии, начальник управления ЖКХ комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска Валентина Осипова. — Вы были на заседании Общественной палаты в прошлом году, как раз на обсуждении фестиваля «Голос улиц». Почему же вы не подошли ко мне? Я бы дала вам несколько адресов, где можно рисовать совершенно легально. У нас есть такие стены — в гаражных кооперативах на улицах Мухиной и Гоголя. Есть дома, где жители сами просят, чтобы им расписали подпорную стену, — Юбилейный, 78, например. Мы даже можем подпорную стену на территории администрации выделить!
— Тут есть проблема, — продолжил объяснять Владислав. — Жители, как правило, согласны только на то, что устраивает их. Например, все хотят нерпочек. А что хочет нарисовать сам художник — это никого не волнует.
— А что именно вы хотели бы нарисовать? — спросила Валентина Осипова.
— Я, например, абстракцию люблю, авангардное творчество, как у Малевича. И кстати, уже рисовал в таком стиле на будках в центре города — легально, по согласованию с администрацией. Но это, как правило, никто не понимает. Бесполезно объяснять людям, почему черный квадрат — это красиво и интересно.
— При этом вы думаете, что ваша надпись на урне вызовет какой-то отклик у населения? — удивилась председатель комиссии.
— Нет, это было необдуманное решение. Уже давно подобным не занимался, и мне даже стыдно, что поддался эмоциям. Удивляет, что вы нашли именно меня. В городе много людей, которые занимаются этим регулярно — каждую неделю что-то рисуют. А я сделал это после долгого перерыва…
Владислав признался также, что ему самому, как жителю города, порой неприятно находиться на остановках, исписанных тегами. Желание нанести каракули сам объясняет исключительно юношеским максимализмом.
— Рисовать я, конечно, не перестану, но наносить теги точно больше не буду, — пообещал он членам комиссии.
— Знаете, Владислав, а ведь у нас в районе много трансформаторных подстанций, обклеенных объявлениями и исписанных теми же тегами, — сказала в ответ Валентина Осипова. — И мы могли бы согласовать ваше творческое видение на этих подстанциях. Мы можем даже вести просветительскую работу среди жителей, ведь авангардизм в любом случае лучше тегов!
Валентина Осипова рассказала, что в городе существует программа «Неформальные каникулы», направленная на привлечение иркутян к новым формам образования, в рамках нее проходят различные мастер-классы, в том числе и по рисованию. И предложила Владиславу применять свою энергию и эмоции, приняв участие в этой программе.
— Предлагаю встретиться еще раз, — добавила Валентина Осипова. — Но свои надписи на трех объектах вы должны закрасить! В срок до 1 мая вы должны привести все объекты в надлежащее состояние.
После недолгого совещания члены комиссии (в их числе — представители отдела полиции и сотрудники администрации) также вынесли решение о наказании для Мурашова — денежный штраф по всем трем протоколам.
— Мы даем вам время на выплату штрафа и на устранение нарушения, — добавила Валентина Осипова. — А после я вновь жду вас, чтобы уже вместе согласовать места для вашего творчества.
Марина Александрова
Фото Натальи Федотовой
Так сейчас выглядит урна, «разрисованная» Владиславом Мурашовым. Согласитесь, красивее от этого она не стала. Зачем художники идут на нарушение закона, лишь бы оставить после себя такие уродливые следы, понять сложно. Хуже всего, что урнами они не ограничиваются… И это при том, что администрация Иркутска готова идти «творцам» навстречу, предлагая самые разные варианты для их самореализации. Но иногда приходится действовать в соответствии с законом. В частности, теперь Мурашову придется самому закрасить урны возле бассейна «Изумруд», а параллельно и штраф заплатить
А эту надпись иркутянин Владислав Мурашов оставил на стене дома на улице Чернышевского, 17. Его жители, к слову, стараются уберечь фасад от подобных действий и покрыли антивандальной краской одну сторону здания. А вот вторую не успели — ее и изрисовал Владислав. Теперь молодой человек будет вынужден за свой счет закрасить свое «художество». По его признанию, неразборчивые каракули не что иное, как подпись творческого объединения «Кавардак». Но понять ее могут только посвященные, но в этом, как считают сами граффисты, и смысл
- Теггинг — вид граффити, представляет собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах. Является разновидностью вандализма. Попадает под административную и уголовную ответственность.
ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
По словам начальника управления ЖКХ комитета по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска Валентины Осиповой, проблема с теггингом стоит очень остро во всем городе. «Потребность в самовыражении отдельных жителей существенно портит внешний вид Иркутска, — говорит она, — и на ликвидацию несанкционированных надписей из бюджета выделяют крупные суммы. Мы в свою очередь готовы к сотрудничеству с художниками. Любой иркутянин может прийти в комитет, принести эскизы своих рисунков, и мы рассмотрим возможность предоставления площадок. Также будем продолжать работу по выявлению нарушений общественного порядка. Каждый граффитист должен осознавать, что за рисунки в неположенных местах предусмотрено наказание».