Волшебный пластилин
Без категории
24 сентября 2020
image
None
19 декабря в иркутском Доме ремесел откроется выставка «Наталья Петровна Балакина и ее ученики». На первый взгляд, все работы, которые будут представлены на ней, — просто хорошая живопись. Но эти картины спасли многих детей, страдающих ДЦП, от обездвиженности. Сегодня мы поговорим о жизни, мироощущении и творчестве известной в Иркутске художницы, основательницы женской студии «М’Арт», Натальи Балакиной. Картины с секретом Мы в творческой студии-мастерской художницы. Наталью Балакину постоянно окружают дети, павлины, коты, пейзажи и натюрморты… Радуют глаз яркие павлины, грациозные лошади, таинственно мерцает гуашевая зеленоглазая кошка на черном картоне, мягко светятся гобелены, натянутые на подрамники. Но некоторые работы в студии обладают особенным секретом. Или даже двумя. Первый — подойдите поближе. Видите? Множество мазков сделаны не кистью, а пальцами. Не масляными красками, а пластилином. И второй секрет: многие из этих картин написаны детьми, о которых врачи говорили родителям: «Ну что вы, мамочка! Какая живопись? Ваш ребенок ложку в руках не может держать, а вы — живопись!» Эти картины сотворили чудо: они вернули детям, страдающим ДЦП, способность двигаться, мыслить и внятно говорить. Наталья Петровна не только проводит выставки женского объединения «М’Арт» и сама в них участвует, ткет гобелены и пишет картины, но и много лет работает в иркутском училище для инвалидов — помогает детям обрести себя и найти свое место в мире. Миллион отпечатков пальцев Детские работы — их сделали в технике пластилиновой живописи ученики художницы — занимают здесь большое место. По своим эскизам Балакина создала матрицу, на которую дети сами наносят пластилин, раскрашивая работу в самые необычные цвета. Это позволяет ребенку быстро развивать ту самую мелкую моторику, от которой зависит и речь, и письмо. К тому же маленькие творцы познают живопись не только с помощью зрения, но и через кончики пальцев. 43-7-plastilin-3 — Эти картины несут удивительную, добрую энергетику! — рассматривает художница детские работы. — В каждой из них — миллионы детских отпечатков. Современная пластилиновая палитра ничуть не беднее, чем у масляной живописи. Но при написании картины маслом между художником и холстом есть кисть. А здесь нет никакого промежуточного звена: ребенок касается пальчиком каждого кусочка пластилина. И картины становятся по-настоящему живыми и одухотворенными. Поэтому все эти тигры, павлины, лошади совершенно особенные. Десятилетний Ваня вынимает из пакета пластилиновые брусочки. Он важно рассматривает свою незаконченную работу и «пристреливается» к ней, как меткий стрелок. С чего бы начать? Вот мальчик уже разминает кусочек черного: это будут рот и нос тигра. Ваня — опытный мастер: он сделал немало работ в технике пластилиновой живописи. — Я свои картины дома выставляю на спинку дивана, чтобы все видели. А диванов у нас дома уже не хватает! — рассказывает Ваня. — Папа мне еще и лошадь, и льва нарисовал, а я дома их пластилином раскрасил. Получилось здорово! — Летом родители с Ваней поехали на Алтай отдыхать, — говорит Наталья. — Уезжали на три недели, но уже в середине первой мама мне позвонила: «Ванька уже весь извелся! На ваши уроки рвется!» Как только вернулись, сразу прибежал ко мне. В мастерской еще один художник — Дима. Он занят пластилиновым натюрмортом. Тщательно раскатывает кусочки материала на тонкие жгутики темно-синего и зеленого, а потом с помощью мазков завершает верхнюю драпировку. У Димы — ДЦП. Когда впервые пришел к Наталье Петровне, он не мог держать в руках ни кисть, ни карандаш, ни ручку. Диме было тогда пятнадцать лет. 43-7-plastilin-2 — Мы с ним уже шесть лет работаем! — говорит художница. — Когда мы только начинали лепить, ему с трудом удавалось держать в руках брусочек пластилина. Но он упорно трудился. Мама у Димы — просто золото! Она посещала каждое наше занятие, переживала за сына, морально помогала ему. И вот результат: в его работах есть четкость, аккуратность, талант. Все его картины — яркие, необычные, четко вылепленные. Сейчас Дмитрий без посторонней помощи держит в руках кисть. У него прекрасно развита мелкая моторика, развилась и речь. Екарный бабай  — Ах, как это красиво! Вот это да! — такова первая реакция человека, который видит работы Натальи Балакиной. Ничего удивительного в этом нет: ее произведениями можно восхищаться. Среди них есть и шуточные, которые вызывают у зрителя еще и улыбку. — В изобразительном искусстве обязательно должны быть две составляющие: красота и добрый юмор, — уверена Наталья Балакина. У художницы отдельные фразы русского языка вылились в весьма оригинальные и неожиданные образы. Она взяла для своей серии о языке… не совсем литературные выражения. Если быть совсем точной — разговорную лексику. В свое время Василий Шукшин целую статью посвятил этому разделу народной речи. — В русском языке существует ненормативная лексика. Но интеллигентные люди не могут себе позволить ее использовать. Они взяли и изобрели такие слова-заменители. Емкие, несущие особую смысловую нагрузку. Я задумалась — а как выглядит то, что люди так часто произносят? И почему слово есть, а образа как бы и нет? — рассуждает Наталья. — И решила, что эти образы в жизни есть. Они просто в один прекрасный момент взяли и родились. Вот это — «Ёперный театр». Или вот «Ёкарныйбабай». Такой дедка-бабайка страшный, злой. В руке у него петух. Япона мать — такая нежная и добрая мама, которая баюкает на руках маленького японца. Наталья Балакина — удивительный художник, талантливый педагог. Создатель целого мира шутливых и самобытных образов. Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg