Еще до избрания городским головой Сукачев живо интересовался деятельностью этой единственной и самой авторитетной научной организации Иркутска. Активно общался с деятелями ВСОРГО, оказывал финансовую поддержку экспедициям и проектам ученых, содействовал пополнению фонда библиотеки и экспозиции музея Географического общества. А после пожара 1879 года выделил большой участок земли на набережной, где и было выстроено прекрасное здание для Восточно-Сибирского отдела.
О близких, товарищеских и деловых отношениях городского головы с ученым сообществом Иркутска свидетельствуют письма ученых ВСОРГО, адресованные Владимиру Платоновичу, находящиеся в архиве Иркутского художественного музея и различных архивах страны. Наиболее плодотворные и доверительные отношения сложились у Сукачева с сибирскими учеными — Г. Н. Потаниным, М. Н. Ядринцевым и Д. А. Клеменцем.
В 1865 году Потанин был арестован по делу Общества независимости Сибири и отправлен в ссылку. В 1874 году по ходатайству Императорского Русского географического общества был амнистирован, после чего посвятил себя активной научной работе. Совершил несколько научно-исследовательских экспедиций, в результате которых были получены обширные научные сведения.
В 1887 году Г. Н. Потанина избирали правителем дел ВСОРГО, в связи с чем ученый переехал в Иркутск, где сыграл выдающуюся роль организатора науки в Сибири. Стал вдохновителем ряда научных экспедиций, в которые была вовлечена большая группа политссыльных (Д. А. Клеменц, И. Д. Черский, Ф. Я. Кон и другие). В Иркутске Г. Н. Потанин активно сотрудничал в газете Ядринцева «Восточное обозрение». В отделе открылись секции физической географии, этнографии, статистики. Стали постоянными публичные лекции, открытые доклады, которые привлекали много посетителей, а также устраивались специально для школьников.
Сразу сложились близкие отношения Потанина с городским головой — Сукачевым. Владимир Платонович был известным меценатом, и значительной частью его расходов являлось выделение средств на нужды ВСОРГО. В архиве музея сохранились письма Потанина, в которых ученый рассказывает о подробностях своих путешествий. В одном из писем мы узнаем о драматическом событии во время возвращения экспедиции в Иркутск: путешественники столкнулись с серьезной проблемой — закончились деньги, а Географическое общество не выслало средства вовремя. На помощь пришел Сукачев, которому о проблеме сообщил Потанин в письме, он немедленно выслал необходимую сумму, благодаря чему экспедиция благополучно вернулась в Иркутск. По заданию главы ВСОРГО Сукачева Потанин из каждой экспедиции привозил новые экспонаты для музея — этнографические предметы, минералогические коллекции, гербарии, образцы шкурок птиц и животных, редкие образцы растений, собрание наземных раковин, предметы национального быта и изобразительного искусства.
Н. М. Ядринцев принимал активное участие в основании и деятельности землячества студентов-сибиряков, в среде которых зародились идеи сибирского областничества. В 1865 году вместе с Потаниным, Колосовым, Щаповым был арестован по делу Общества независимости Сибири. В 1874 году получил помилование. В 1886 году Ядринцев по поручению РГО организовал экспедицию в Минусинский край, на Ангару, Байкал и к верховьям Орхона. Экспедицией были обнаружены развалины древних городов, найдены памятники древнетюркской письменности, обнаружение которых имело мировое значение. Были найдены развалины Каракорума, выстроенного Чингисидами в XIII веке. Ядринцев собрал огромный материал по хозяйству и быту народов Сибири.
В 1887 году ученый переехал в Иркутск и перевел сюда издательство своей газеты «Восточное обозрение». Городской голова В. П. Сукачев горячо приветствовал это решение и всячески содействовал деятельности редакции. Целью издания была консолидация интеллигенции края, формирование профессиональных журналистов. Н. М. Ядринцев сумел поднять провинциальную газету до уровня центральной и сделать ее конкурентоспособной столичным изданиям, появлявшимся в Сибири с большим опозданием. Его газета была частью общедемократического движения и считается самым удачным журналистским проектом дореволюционного Иркутска. В 1893 году при финансовой поддержке городского головы В. П. Сукачева Ядринцева командировали на всемирную выставку в Чикаго, где ученый знакомился с достижениями европейской и американской промышленности. Своими впечатлениями он подробно делился в письмах к Сукачеву: «Образованных американцев, с которыми я встречался, я стремился убедить, что Сибирь не только страна ссылки, но и страна, представляющая все условия грандиозного развития промышленности. Поражают разнообразием, масштабностью отдел европейской и американской мануфактуры, а также техника, я мог только дивиться недостатком и бедностью русских произведений, что касается предметов из Сибири, то я их нигде не видел…»
Д. А. Клеменц учился в Казанском и Санкт-Петербургском университетах на физико-математическом факультете, который не успел окончить, занявшись активной политической деятельностью. Примкнул к кружку чайковцев, где дружил с П. А. Кропоткиным, активно занимался «хождением в народ», участвовал в нескольких революционных организациях. В результате чего был арестован и сослан в Якутию. В Сибири пробыл около 15 лет, изучая антропологию и этнографию, предпринимал продолжительные путешествия по Сибири, Монголии, Тыве, оставил множество научных трудов.
В 1890 году по приглашению Г. Н. Потанина Д. А. Клеменц приехал в Иркутск. Здесь начал активную работу в музее ВСОРГО, проводил интересные экскурсии и лекции для детей и подростков. В 1894 году покинул Иркутск, на прощальном обеде в его честь городской голова В. П. Сукачев произнес благодарственную речь. В ответном письме к Сукачеву Клеменц выразил самую искреннюю и теплую благодарность меценату за содействие в работе: «Много ли, мало ли мы сделали, не нам судить, но, по крайней мере, успех, удачи, плодотворная мысль кого-либо из товарищей всегда бывали чуть ли не праздником для комитета. И ведь Вы должны внутренне сознаться, что в установке этих отношений большая, очень большая капля меду — Ваша. Ваше отношение к нам всем полно доверия и чуждо всякой тени ученой зависти, недоброжелательства к кому бы то ни было. Ваше постоянное стремление отмечать хорошие стороны в деятельности других, отсутствие мелкого критиканства, присущего маленьким ученым группам, установили известный общий тон и характер взаимных отношений».
Очевидно, что благодаря своей неутомимой энергии, желанию сделать Иркутск прогрессивным, культурным, образованным городом В. П. Сукачев собрал вокруг себя самых замечательных представителей сибирской интеллигенции. Городской голова привлекал лучшие умы трудиться во благо города — ученые, архитекторы, учителя, благотворители, купцы составляли цвет городского общества, поощряемые и ободряемые Владимиром Сукачевым. Семья Сукачевых подавала пример всему обществу, создав в собственной усадьбе центр светской и культурной жизни, открывая двери своей галереи для горожан, организовав школу для девочек, проводя благотворительные мероприятия.
Кристина Ильюшкина
Фото из открытых источников
175 лет исполняется в этом году со дня рождения (июль 1849 года) Владимира Платоновича Сукачева. История Иркутска неразрывно связана с ним: городской голова, почетный гражданин города Иркутска, общественный деятель и меценат. Еженедельник «Иркутск» посвящает цикл публикаций человеку, имя которого носит Иркутский областной художественный музей, основой которого стала картинная галерея, собранная Сукачевым
Жизнь и деятельность Владимира Сукачева доказывает, насколько огромна роль лидера в истории, когда глава города лично переживает о каждой сфере жизни горожан, с энтузиазмом вовлечен во все происходящее, искренне и сочувственно относится к нуждам людей, внимателен и заинтересован в идеях, прогрессе, развитии. И все это поощряется, расцветает в свободном обществе, в публичных дискуссиях, раскрывает безграничный потенциал края и его граждан