None
Рабочий день закончился, на улице холод и ветер, а здесь тепло, уютно, звучит смех — взрослые люди вдохновенно обсуждают, как лучше произнести ту или иную реплику. 37 лет назад Валентина Просекина создала в Иркутске любительский театр "Диалог", через ее студию-клуб прошли сотни иркутян. Сейчас ее театр готовит постановку, которую покажут в мужской исправительной колонии, — вампиловскую "Историю с метранпажем".
"Единственный цветок"
Мы разговариваем с Валентиной Семеновной Просекиной в преддверии ее дня рождения.
— 2019-й объявлен в нашей стране Годом театра…
— У меня, знаете ли, каждый год — год театра! Я родилась в Архангельской области, и в 15 лет впервые отправилась в большой город, в сам Архангельск, участвовать в областном фестивале самодеятельного творчества. Помню, вышла на сцену филармонии в школьной форме, по плечам — две тугие косы, и стала проникновенно читать стихотворение Ивана Дремова "Мать". Если честно, мне и сегодня не стыдно за то выступление. После конкурса ко мне подошел директор архангельского культпросветучилища Юрий Угаров и посоветовал поступать к ним на режиссерско-театральное отделение. Это теперь все режиссеры, а тогда у нас в маленьком городке и слова такого не знали. Приходилось объяснять, что это за профессия. Вот так и начался мой год театра длиною в жизнь.
— По-вашему, театральный режиссер — женская профессия?
— Казалось бы, женщины тоньше чувствуют психологию, лучше разбираются во взаимоотношениях людей. К тому же в своем режиссере артисты иногда видят добрую маму, "курицу-наседку", которая может позаботиться о них… Но нет, режиссер — это все-таки мужская профессия. Ведь важно быть хорошим организатором. Режиссер должен держать удар и может быть жестким. И еще — мужчины более самолюбивы. Они не могут быть в тени другого человека, как это умеют делать женщины. Режиссер должен быть самолюбив. Думаю, эта профессия любому человеку добавит мужских гормонов.
— В Сибирь вас позвала романтика: комсомольские стройки, песни про "зеленое море". Не жалеете, что променяли поморские леса на суровую тайгу?
— Вначале я сильно скучала по своему северу. Все мне здесь казалось не так, хоть вокруг такой же лес и холодно. Но постепенно я полюбила Иркутск, и сегодня не представляю себя вне этого города. Об этом лучше всего сказал Маленький принц, когда смотрел на свою планету: "Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»
Дети своего времени
Валентина Просекина поставила более 50 спектаклей. Проработав несколько лет режиссером в Слюдянке и Иркутске, в 1982 году она решила создать свой театр.
— Я восемь лет преподавала в иркутском культпросветучилище и решила, что без своего театра не смогу реализовать свои задумки. Мы открылись 7 апреля 1982 года — в Благовещение. Горжусь нашим первым спектаклем "Страсти по Варваре" (1982) по пьесе Ольги Кучкиной. Тогда мы очень высоко подняли планку. Причем у нас были две разные версии спектакля с противоположными финалами и два состава: Елена Залялетдинова и Ирина Филатова, а также Любовь Сизых и Светлана Зубакова.
— Перечислите, пожалуйста, самые значительные постановки «Диалога».
— "Глоток чистой воды" — это спектакль 1987 года по публицистике Валентина Распутина: мы выступили против строительства трубы с "очищенной водой" от БЦБК, которая должна была сливать ее в Иркут. Начало 90-х запомнилось постановкой спектакля "Медовый месяц Золушки" по Георгию Полянскому — это инсценировка своего времени. Очень сложной получилась наша работа по Чехову — "Чайку" мы поставили в 1999 году. А после спектакля "Алые паруса" в Иркутской области стали проводить одноименный фестиваль любительских театров. Еще одна серьезная работа — постановка "Век живи — век люби" по Валентину Распутину.
— За это время ваш коллектив репетировал в самых разных помещениях: от бывшей церкви до Дома литераторов, где вы теперь находитесь. Где вам было уютней всего?
— Для театра, как и для человека, очень важно иметь свой дом. Иначе куда приглашать зрителей для нашего диалога с ними? Было здорово работать в Доме культуры имени Куйбышева. Помню, мы задрапировали наш зал какой-то производственной ветошью, в итоге получилось стильное оформление. Сегодня даже трудно представить, сколько бесплатных кружков было рядом с нами: все-таки советские люди умели проводить досуг разнообразно и интересно! Яркие спектакли получились у нас в здании Иркутского энергетического колледжа: именно в 90-е к нам пришло много молодежи. И здесь, в Доме литераторов (знаменитый "Дом со львами" на улице Степана Разина), всегда аншлаг. Причем у нас нет никакой рекламы. Здесь мы открыли литературно-драматическую студию "Слово", в которой особое внимание обращаем на творчество иркутских писателей. Люди с удовольствием идут и на спектакли, и на литературные вечера. Приходится искать дополнительные стулья. Наш театр интересен и зрелым, и молодым зрителям.
— Молодежь отучаете смотреть в смартфоны?
— На самом деле подростки не меняются: они всегда были такими восторженными идеалистами. Когда кто-нибудь начинает ругать молодежь, я всегда спрашиваю: «А вы с ними давно общались?». В моей студии занимаются подростки с 16 лет, и это очень интересные люди. Да, они дети своего времени. Вспоминаю, как в 80-е годы было трудно перенести репетицию: у нас ведь не было даже домашних телефонов. Чтобы позвонить, я бегала к соседке и, если ее не было дома, связаться со своими коллегами было невозможно. Теперь мы заходим в мессенджер и моментально решаем все вопросы... Это же классно! Ничего плохого не вижу ни в нынешнем времени, ни в его детях.
Люди одной крови
Сегодня в театре "Диалог" и в студии "Слово" у Валентины Просекиной занимаются 35 человек. Это представители самых разных профессий: педагог, врач, бизнесмен, бухгалтер, строитель и многие другие.
— Конечно, не каждому достается роль в спектакле, — продолжает Валентина Семеновна. — Зато в нашей литературной студии "Слово" все они активно участвуют в творческих встречах. Вот недавно прошли такие вечера по творчеству Пушкина и Вампилова. А сейчас мы приглашаем всех на встречу, посвященную талантливому иркутскому писателю Леониду Бородину.
— Как вы считаете, почему сегодня многие идут в любительские театры? Откуда такой интерес?
— Думаю, прежде всего из-за живого общения с близкими по духу людьми. Ведь театр — это коллектив личностей с одной "группой крови". Мы и в походы вместе ходим, и в гости друг к другу. Но прежде всего для нас необходимо общее дело, совместная игра. Мы готовим спектакль и поэтому несемся сюда через весь город, оставив рабочие и домашние проблемы.
— Иркутск, по-вашему, меняется?
— Город теперь значительно чище, красивее. Лучше стало качество дорог: сколько я себя помню, у нас всегда были с этим проблемы. И еще, по-моему, у Иркутска есть какая-то особая аура — творческая, духовная, если хотите. Я очень люблю свой город, поэтому здесь и живу.
В Иркутске Валентина Просекина воспитала двоих сыновей. Алексей — известный журналист, прошел через многие горячие точки, автор нескольких пьес. Илья — театральный режиссер. Валентина Семеновна бережно хранит литературное наследие своего супруга – писателя Михаила Просекина.
Она постоянно в творческом поиске, говорит: "Художник — всегда художник, даже когда смотрит в окно". Вот и вдохновение может найти в самых привычных вещах: прочитанной книге, новой музыке или даже в хорошей погоде.
Фото автора
Поделиться в соцсетях: