В ИРНИТУ уже более полутора лет успешно работает Сибирская школа геонаук
Наука
Газета «Иркутск» #5 (1041) от 11 февраля 2022
image
None

Каждый год десятки тысяч выпускников стремятся поступить в вуз. Кто-то выбирает осознанно, кто-то прислушивается к родителям, а кто-то идет наобум: «потом разберемся». Сломать стереотипы решили в Сибирской школе геонаук, открывшейся летом 2020 года в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Здесь студентам с первого курса дают возможность, что называется, собственными руками пощупать будущую работу. И даже неплохо заработать. Причем попробовать себя можно сразу в нескольких разных ипостасях (читай, специальностях).

В настоящий момент, несмотря на свою молодость, это самая динамично развивающаяся структура университета. «Исследовательский институт в составе ИРНИТУ, — как написано в представлении на сайте вуза. — Фокус тематик научной и практической деятельности Сибирской школы геонаук направлен на оптимизацию методологии и технологии разведки недр в сложных условиях на основе новых оригинальных технологий и методов получения и обработки «больших геоданных».

— В России есть несколько университетов, которые дают качественное классическое образование в области наук о Земле, — поясняет научный руководитель Сибирской школы геонаук Александр Паршин. — Но чтобы дать по-настоящему качественное инженерное образование, необходима практическая деятельность обучающихся, их вовлечение в R&D проекты, востребованные организациями реального сектора экономики. Лучше всего, если университет выполняет масштабные, в идеале — уникальные геологические проекты. В них не могут участвовать все студенты, даже если вы находитесь в Иркутске, а в «центральных» университетах их вести еще сложнее, ведь рядом нет крупных объектов — все они в Сибири или на Дальнем Востоке. Мы считаем, что в нашей отрасли все сведения, полученные даже от лучших преподавателей, бесполезны, они не станут знанием, пока студент не попытается воспользоваться ими при выполнении реально сложных научных или производственных задач. Наш инженерный вуз расположен в очень перспективном месте. Именно в Сибири есть масса производственных и научных проблем, которые надо решать.

Принять участие в проектах Сибирской школы геонаук достаточно просто. Для этого даже не нужно учиться на профильной специальности. Двери открыты для студентов всех институтов и факультетов ИРНИТУ. Нужно лишь желание расти в профессиональном плане. Конечно, через работу, серьезную и порой совсем непростую.

— У нас можно сделать карьеру, еще будучи студентом, — продолжает Александр Паршин. — Наш человек будет выходить из стен школы не просто дипломированным специалистом, а профессионалом, у которого есть личная история, референц-лист и, возможно, даже свое академическое лицо. А еще, что немаловажно для карьеры в горнорудном бизнесе, реальный производственный стаж в три-четыре года — если студент участвует в проектах школы с младших курсов. Наши студенты обязаны регулярно представлять результаты деятельности, скажем так, объективно и публично — в форматах докладов на российских и зарубежных научных конференциях, в виде публикаций в рецензируемой печати.

Так что вся их история подтверждена документально — соавторством производственных отчетов, научных публикаций, докладами на конференциях. Сразу видно, где, когда и как человек работал, что он знает и умеет. С возможными работодателями, даже самого высокого ранга, выпускник Сибирской школы геонаук может разговаривать совсем по-другому, нежели просто выпускник вуза, и будет претендовать на более высокие кадровые позиции.

В Сибирской школе геонаук можно зарабатывать серьезные деньги, не отрываясь от учебы. Опять же все зависит от студента.

— Обучающийся должен понять, что любые знания имеют свою цену, — считает научный руководитель Сибирской школы геонаук. — Для этого мы внутри Школы выстроили систему кадрового роста. Первый уровень — это отбор на позицию лаборанта-исследователя, следующий — старший лаборант. По-моему, это лучше, чем подрабатывать доставщиком еды, сторожем или официантом, как делают некоторые студенты. На низшем уровне мы сделали зарплаты студентам сопоставимыми с зарплатами в непрофильных индустриях, специально, чтобы мотивировать их делать карьерный выбор. Далее, по мере продвижения по карьерной лестнице внутри Школы, они смогут зарабатывать существенно больше. Но для этого придется как следует поработать.

Сейчас у нас в штате около 40 студентов. В ближайшее время будет трудоустроено еще 70–80. Правила для всех едины, никаких преференций: проявил себя во время наших мероприятий первого уровня — вот тебе должность и зарплата. Через год ты можешь автоматически продлить контракт, если доказал свою полезность Школе — иначе снова конкурсный отбор и второй шанс. Третьего может не быть.

Наши студенты должны понять, что для нас они не дети, а полноценные штатные сотрудники, а наша Школа — это совсем не благотворительная организация. В идеале уже на ранних курсах они должны получить такие компетенции, чтобы, вовлекая их в научные и производственные работы, мы достигали экономического эффекта выше, чем если бы просто наняли профессионала. И бизнес-модель Школы состоит в том, что когда у нас будут сотни высококлассных специалистов, мы сможем выполнять такое количество проектов высочайшей сложности, какое не сможет сделать ни одно геологическое предприятие в России. По сути, в течение двух-трех лет мы должны стать крупнейшей сервисной и одновременно юниорной геологической корпорацией России (в области рудных полезных ископаемых), а на горизонте пяти лет — одной из крупнейших в мире.

Студент третьего курса Института недропользования (специальность «геоинформатика») Игорь Матюхин прошлым летом впервые принял участие в проекте Сибирской школы геонаук. Вместе с товарищами по курсу проводил исследования участка в Свирске. Составили карту, обозначили границы, взяли пробы…

— Работа не очень сложная, но интересная, — вспоминает Игорь. — Три раза ездили на участок, потом уже в Иркутске проводили пробоподготовку (фильтрация, сушка) и химико-аналитические исследования. Изучали результаты анализа проб, составляли карты концентраций различных загрязняющих веществ в почве, то есть работали непосредственно по своей специальности. Обрабатывали результаты беспилотных геофизических и аэрофотосъемок. Осенью представили результаты исследований на нескольких всероссийских молодежных научных конференциях, везде стали лауреатами. Сейчас готовимся к еще одному геоэкологическому проекту. Зимой будем брать пробы снега и составлять полиэлементные карты загрязнения атмосферы. Занимаемся этим в свободное от учебы время. Университет выделяет один день в неделю под научные проекты. В Школе геонаук зацепило то, что одновременно занимаешься и теорией, и практикой.

Магистрант Сибирской школы геонаук Евгения Валькова приехала в Иркутск из столицы. Коллеги ее в шутку так и называют — «человек из Москвы». Получила диплом Российского государственного геологоразведочного университета в 2019 году. В Иркутске, еще будучи студенткой 4-го курса, проходила производственную практику под руководством Александра Паршина. Потом приехала к нему работать, ну и заодно решила еще поучиться.

— Люблю получать новые знания. К тому же в магистратуре мы плотнее изучаем робототехнику, электротехнику, программирование. Я могу теперь, к примеру, сама устранить поломки на дроне, аппаратуру настроить, — говорит Евгения. — А полевые работы — это вообще моя тема! С шести лет меня отец брал в экспедиции. Он археолог. То, что приехала из столицы в Сибирь, — это нормальная практика. На востоке находится все интересное по моей специальности «геофизика». Побывала в экспедициях, о каких и не мечтала! Летом 2020 года были в Якутии. А весной прошлого года — в Карелии. 500 квадратных километров обследовали методами БПЛА геофизики.

Андрей Семакин

Фото автора и из архива Александра Паршина

Занятия слушателей Сибирской школы геонаук во время учебно-полевой практики на базе ИРНИТУ в Черноруде. Восстановленная после десятилетнего простоя база в Ольхонском районе должна, по задумке руководителей, стать хорошим плацдармом для первичных научно-исследовательских работ студентов первого курса

Руководитель Сибирской школы геонаук Александр Паршин во время одной из экспедиций запускает беспилотник с уникальной аппаратурой для проведения геологических исследований. По словам Александра Паршина, за время существования Школы геонаук участники экспедиций поучаствовали в проектах на обширной территории. География впечатляет — от Кольского полуострова до Камчатки, от Таймыра до Средней Азии. Проводили интересные, наукоемкие, сложные, но пока отдельные виды работ. В сезоне 2022 года задачи амбициознее — занимаемся только комплексными исследованиями, характеризующимися уникальностью и высокой наукоемкостью, такими, за которые другая компания вряд ли возьмется...

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg