None
Парус, ветер, скорость, азарт — все это буерный спорт. Уже пять лет лед Байкала — волшебное место для спортсменов из разных уголков планеты, которые приезжают в Сибирь поучаствовать в соревнованиях по буерному спорту. Вот и в этом году около 60 буеристов из девяти стран прибыли сюда, чтобы показать свое мастерство в укрощении льда и ветра. Со 2 по 9 апреля во время Байкальской буерной недели в бухте Сарма проходят чемпионат России, Кубок Азии, Кубок Байкала и первенство России среди юниоров.
Что мы знаем о буерном спорте? Справка гласит, что это вид спорта, заключающийся в гонках по прочному льду на парусных лодках, к нижней части которых приделаны металлические коньки. Родиной этого вида считаются Нидерланды, где первоначально лодки с парусами на коньках для перемещения по льду использовались для перевозки товаров.
Мы успели как раз к старту. Для того чтобы буер набрал скорость, спортсмены разгоняют свой тяжелый транспорт. Поэтому на ногах у них должны быть шиповки. Когда лодка набирает скорость, буеристы на ходу запрыгивают в нее и ложатся внутрь. После этого берут руль и управляют передним рулевым коньком.
Трасса состоит из трех кругов длиной более 1,5 км каждый. На некоторых участках скорость участников достигает 100 км в час, порой буера переворачиваются на полном ходу. Впрочем, все зависит от мастерства, ветра и везения.
С чем можно сравнить летящие на скорости буера? Как ни странно, с бабочками. Когда несколько десятков белых парусов кружат по льду, поневоле вспоминаешь этих насекомых. Между тем буеристы, покатавшись, возвращаются обратно.
Байкальские соревнования проводят в апреле — это связано с тем, что большинство участников из Европы не могут приехать раньше. Зато когда в Европе становится тепло и мероприятия заканчиваются, на Байкале лед еще есть, хотя и не в самом лучшем виде.
— Лед сегодня на четверочку, средний, — говорит Йорг Бон, командор европейского флота Ассоциации водителей буеров DN. — Каковы перспективы проведения здесь чемпионата мира? Как вы знаете, в мире происходит глобальное потепление. Не исключено, что через несколько десятков лет Байкал станет единственным местом, где можно будет проводить соревнования по буерному спорту. Но есть некоторые сложности. Это, в первую очередь, логистика. Доставить сюда 250 человек, разместить, организовать процесс — это не просто. Сейчас организация происходит за счет спонсоров, а спортсмены ездят за свой счет.
По словам Йорга Бона, уровень сибирских соревнований очень высокий, и это привлекает ведущих спортсменов мира. Но больше всего иностранцев притягивает в наши края красота Байкала.
— Я приезжаю сюда каждый год с момента основания Кубка Байкала, — признается Йорг. — Считаю, что если человек хоть раз побывал на Байкале, ему необходимо возвращаться сюда еще и еще, чтобы переживать вновь чувства и эмоции, которые дарит озеро. В первый раз на Байкал приехало три спортсмена из Германии, а нынче — 30! Просто мы рассказывали друг другу, как здесь великолепно. Я всей душой влюблен в Байкал.
Не приехал нынче пятикратный чемпион мира, американец Рон Шерри. «Большой друг Байкала» — так его называют организаторы. Он был в прошлом году, но так получается, что титулованный спортсмен приезжает на соревнования через год. Вообще, все буеристы давно дружат между собой, и Байкальская буерная неделя для них — это еще и возможность встретиться со старыми товарищами.
— Уже пять лет, с самого основания турнира, я участвую в соревнованиях, — говорит Роман Копылов из Новосибирска. — Мы, буеристы, берем отпуск и приезжаем встретиться с друзьями. Вот Себастьян, он из Баварии, мой давний друг. Встречаемся с ним только на Байкале или где-нибудь в Европе.
— Везде, где есть лед и скорость, присутствует элемент опасности. Буерный спорт травмоопасен?
— Когда скорость ветра больше девяти метров в секунду, экипаж может перевернуться, — отвечает Роман. — Бывает, что и зубы выбивают, и руки-ноги ломают. Скорости большие, друг друга не заметили или кто-то сломался, стоит, а в него другой врезался... Года два назад парню из Братска сломали ногу! Но он, кстати, все равно не покинул буерный спорт.
— То есть во время гонки нужно следить не только за своим маршрутом, но и за тем, чтобы никто в тебя не врезался?
— Видите, какие большие «окна»? — Роман показывает на прозрачные вставки в белом парусе. — Они нужны для того, чтобы смотреть за ветром, порывами, кто куда идет. Это помогает избежать столкновения.
Спортсмены проходят три круга, контрольное время — 9 минут. Если не уложился — гонка аннулируется. За каждую гонку начисляются очки, кто приходит с первым результатом, получает одно очко, со вторым — два очка и т.д. При подсчете баллов побеждает тот, у кого меньше всего очков.
— Погодные условия оставляют желать лучшего, — признается Роман. — То есть ветер, то нет. Приходится его ловить. Получается лотерея — кто оказался в районе ветра, тот победил.
— В разную погоду разные гонщики могут быть и первыми, и последними, — добавляет заслуженный мастер спорта, участник кругосветных регат москвич Сергей Бородинов. — При сильном ветре преимущество у более тяжелых спортсменов (тут как в бобслее — чтобы боб катился быстрее, спортсмену нужно быть массивным), а при слабом — у легких. В чем отличия буерного спорта от парусного? На льду скорость гораздо выше! Скорость принятия решений тоже высокая, на льду больше гоночных ситуаций происходит, другие аэродинамические возможности парусов.
Фото Алены Перегудовой
Поделиться в соцсетях: