Две недели назад, 14 марта, в Иркутске состоялось торжественное награждение победителей муниципальных конкурсов профессионального мастерства среди педагогов. Лучшим учителем года компетентное жюри признало Марину Алексеевну Анисимову, преподавателя истории и обществознания Центра образования № 47. Мэр города Руслан Болотов вручил ей сертификат на получение квартиры.
Марина Алексеевна Анисимова работает учителем истории в Центре образования № 47 в микрорайоне Солнечном. А родилась и выросла она в Зиме. Историю полюбила еще в четвертом классе. Говорит, что очень повезло с учителем — Галиной Федоровной Краснянской. Уже после первых ее уроков история стала для Марины самым любимым предметом.
— В девятом классе учитель у нас поменялся. Истории нас стал учить директор нашей школы, фронтовик, ветеран, очень уважаемый человек, прекрасный историк Виктор Николаевич Сорокин, — вспоминает Марина Алексеевна.
После окончания школы она сразу определилась с профессией. Родители знали о выборе дочери и приняли его легко.
В 1980-е годы на факультет истории ИГУ пытались поступить сотни абитуриентов, конкурс был очень высоким. Юная Марина успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой.
— Тогда я совсем не думала об учительстве! Университет готовил в основном преподавателей вузов и партийных работников. Но все изменилось, когда мы с одногруппниками влились в ряды легендарного педотряда «Товарищ».
Каждое лето Марина ездила работать в пионерский лагерь «Лесное» Коршуновского ГОКа в Железногорске-Илимском.
— Постепенно поняла, что работа с детьми — это мое, у меня достаточно организационных навыков и я могу и хочу это делать.
К окончанию вуза Марина вышла замуж за одногруппника. Он тоже приехал учиться на исторический факультет из Зимы, но до поступления будущие молодожены знакомы не были.
— Когда пришло время распределения, выбрала Саянск. Там открывали новую школу и набирали учителей, — рассказывает Марина Алексеевна. — Дальше все как полагается: вот тебе рабочие часы и классное руководство.
Молодая учительница быстро сблизилась со своими пятиклассниками, но через два года приняла решение вернуться в Иркутск к мужу.
— Ребята писали мне письма, я им отвечала. Им было трудно принять мой отъезд, они долго привыкали к новому учителю. До сих пор хорошо их помню: классным руководителем я больше не была, и в этом смысле они остались моими единственными учениками, — делится Марина Алексеевна.
В Иркутске ее пригласили в 47-ю школу — будущему Центру образования был всего год, но уже тогда он был на слуху. Школу открывали как экспериментальную, полного дня, с гуманитарно-эстетической направленностью. В ней внедрялись инновационные методы, о ней говорили как о новом явлении не только в нашем городе и регионе.
— У школы были научные консультанты, а классными руководителями становились освобожденные специалисты: они не преподавали, только занимались детьми. Я же пришла именно учителем истории.
В школе уже тогда была кафедральная система, и позже Марина Алексеевна стала заведующей кафедрой общественных наук — занималась административной работой и преподаванием.
— Я с удовольствием погрузилась в огромный спектр направлений деятельности с детьми! Это не только уроки истории, это, например, занятия с участниками олимпиад, которые ведут проектную, исследовательскую работу; подготовка детей к экзаменам, ведение экспертной деятельности в рамках итоговой аттестации и многое другое. Этих «например» так много, что мне хватает контактов с детьми и их внимания.
Кстати, сейчас Марина Алексеевна ведет историю, обществознание и экономику (по второму образованию она экономист. — Прим. авт.) у всей параллели седьмых классов. В центре их семь.
— У нас в школе действует принцип преемственности — ты отвечаешь за результат, поэтому берешь всю линейку и ведешь их с 5-го до 11-го класса. Так что учу этих детей уже третий год.
Как только со сцены две недели назад прозвучало имя победителя конкурса «Лучший учитель года — 2024», Марине Алексеевне тут же посыпались поздравления.
— Дети писали в Дневнике.ру, их родители передавали добрые слова через классных руководителей. Родные, друзья, знакомые, коллеги поздравляли через все чаты и мессенджеры… Сообщений было множество!
Но до этого торжественного дня было очень много работы.
— Всегда с интересом наблюдала за конкурсом, следила за победами коллег, но самой захотелось поучаствовать только в этом году. Причем случилось все спонтанно: в ноябре в чате кафедры прозвучал вопрос, хочет ли кто-нибудь принять участие. И я неожиданно для себя ответила: «Может быть, я?»
Первой частью подготовки к конкурсу стало создание личного сайта. Техническую часть взял на себя сын Марины Алексеевны, наполнение готовила она сама.
— Сначала переживала, чем же его наполнить. Потом оказалось, мне есть что рассказать, и даже пришлось фильтровать информацию, чтобы не перегружать посетителей.
Медиавизитка — вторая подготовительная часть: вместе с командой телевидения Центра образования собрали архивный материал, сняли дополнительный и смонтировали трехминутную самопрезентацию Марины Алексеевны.
— Это был заочный этап — на него нам давали месяц, после чего готовые работы мы отправили жюри. Затем было официальное открытие конкурса в Доме учителя. На нем присутствовали все 28 соискателей, и в этот же день состоялось первое состязание — «Педагогический поединок».
Учителей разделили на команды, и им нужно было представить решение определенных ситуативных педагогических задач, например, конфликта «ученик — родитель — учитель».
— Примерно через час после того, как мы разошлись, в чате объявили результаты — из 28 человек в конкурсе остались 12.
Марина Алексеевна не думала о том, пройдет ли она дальше, желание было одно — выглядеть достойно на фоне сильных коллег.
В декабре конкурсанты собирались еще семь раз. Все этапы проходили на базе школы № 19, но не всегда учителя встречались друг с другом — некоторые стадии конкурса были изолированными, и смотреть за выступлениями могли только члены жюри.
— Ни на одном из этапов мы не знали, у кого сколько баллов, кого как оценили. Знали только, кто прошел дальше, и все. Наверное, это нужно было, чтобы не создавать лишнего напряжения, — считает Марина Алексеевна. — Каждую новую встречу мы начинали с нуля.
Следующим после «поединков» стало «Эссе» — работа с текстом Константина Ушинского, поиск отражения его идей в сегодняшнем дне. Далее следовал «Разговор со школьниками» — классный час на заданную тему. Марина Алексеевна говорила с восьмиклассниками 19-й школы о традиционных семейных ценностях. Затем конкурсанты провели уроки.
— После этого в конкурсе остались восемь человек. Впереди были «Методическая мастерская», «Образовательный проект», «Мастер-класс» — и нас осталось шестеро. Все вместе мы поучаствовали в «Профессиональном разговоре».
В городе в это время проходили еще девять конкурсов профессионального мастерства педагогов, и нужно было дождаться их окончания.
— Конечно, мысли то и дело возвращались к конкурсу, я надеялась, что попаду в тройку лидеров, но думать о победе побаивалась, ведь мои соперники — сильные профессионалы! А затем настал тот день, когда нас проинструктировали, как будет объявляться победитель, как нужно действовать. Мы до последнего не знали даже тройку призеров, не то что победителя!
Когда в руках у Марины Алексеевны вспыхнул фонарик, извещающий, кто стал победителем конкурса, в зале раздались аплодисменты, а сама она почувствовала мощную энергию, исходящую от коллег и зрителей.
— Я уверена, лидеры наступали друг другу на пятки и жюри трудно было выбрать победителя. А для меня, конечно, это был момент счастья!
Ирина Покоева
Фото Ирины Белец и из архива героини публикации
В 2008 году Марина Анисимова стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации, он проходил в рамках нацпроекта «Образование». В 2007-м она получила нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» и почетную грамоту мэра Иркутска.
Учитель истории и обществознания центра образования № 47 Марина Алексеевна Анисимова: «Трудно поверить, но я не знала, какой будет главный приз конкурса. Решила поучаствовать, чтобы посмотреть, на что гожусь. Мне захотелось подвергнуть себя мотивирующим профессиональным испытаниям, чтобы избежать выгорания. И это получилось! А еще я познакомилась со множеством интересных людей, с интересным опытом коллег, почерпнула много новой информации. Без сомнения, конкурс вдохнул в меня новые силы!»
За все время существования ЕГЭ в Иркутской области было всего четыре стобалльника по обществознанию, и среди них — ученица Марины Анисимовой: «Из всей параллели моих прошлых выпускников в 9-м классе историю как экзамен выбрали 32 человека из 253, обществознание — 202! К 11-му классу детей становится меньше, но пропорциональность выбора примерно сохраняется: ЕГЭ по истории сдавали 28 человек, обществознание — 68 из 107 учеников параллели». На фото — Марина Алексеевна с выпускницами 2014 года