У каждого человека в детстве была мечта: кто-то амбициозно представлял себя в роли президента страны, космонавта или супергероя, кто-то хотел обладать красивыми вещами, а кто-то — помогать людям или попавшим в беду животным. Жительница Иркутска Анна Беседина мечтала стать многодетной мамой, но не вечно занятой делами, работой, а той, что всегда будет рядом с детьми, когда бы им это ни понадобилось. Свое заветное желание женщина исполнила: сейчас в семье Бесединых восемь ребятишек, среди них пять приемных, и каждый получает родительские заботу и любовь. В конце ноября Анне Юрьевне вручили региональную награду: знак «Материнская слава» и 150 тысяч рублей. О воспитании, целях и сбывающихся надеждах многодетная иркутянка рассказала корреспонденту нашего еженедельника.
Своя семья
Анна родилась в большой семье в Закаменском районе Бурятии: пятая из шести детей. До 18 лет имела статус ребенка-инвалида. Родители много работали, и чтобы добиться их внимания и похвалы, юная Аня отлично училась, участвовала в конкурсах, даже всероссийского масштаба, и побеждала. Ей хотелось получить профессию юриста, но по совету близких она выбрала прикладную математику в Бурятском государственном университете. Во время учебы начала встречаться с юношей, которого знала уже давно — это был одноклассник ее старшего брата Олег Беседин. С ним девушка решила создать свою семью. У молодой пары вскоре родилась дочь Лидия, через четыре года — Владислава, спустя еще три года — Арсений.
— В университете пришлось взять академический отпуск. Еще в детстве приняла решение: какова бы ни была моя учеба, работа, семья у меня будет на первом месте. Мне говорили, что раз решила рожать, то бросаю обучение, не смогу его завершить. Но я смогла — окончила вуз заочно, а потом получила еще несколько дипломов: я и математик, и экономист, и воспитатель. Теперь думаю, возможно, стоит получить еще и юридическое образование — у меня есть тяга к этому. Если поставить цель, я ее добьюсь, — говорит Анна.
Идея расширить семью, взяв приемного ребенка, возникла у нее не на пустом месте: будучи подростком, вместе с братом она приходила в качестве волонтера в детский дом, видела там покинутых малышей и очень жалела, что не может им помочь в долгосрочной перспективе. Став взрослой, Анна о приюте не забыла, поделилась своим желанием с мужем, но тот оказался против: есть своих трое, могут родиться еще. Его решение изменилось после череды невзгод, свалившихся на Бесединых почти одновременно.
— Дети подрастали, и мы решили переехать в город, чтобы у них была возможность получить хорошее образование. Выбрали Улан-Удэ — мне город был знаком по студенческой поре. Подкопили денег, взяли кредит, купили дом. На перовом этаже устроила группу для дошколят, не попавших в сад. Это была официальная работа, числилась я в муниципальном детском саду. Все шло своим чередом. Вдруг у меня начались проблемы со здоровьем, а потом — в самом начале 2015 года у нас случился пожар, дом сильно пострадал, мы, к счастью, остались живы. Но я сломала ногу — спасала документы и вещи из огня, даже не обращала внимания на боль, поэтому перелом получился со смещением и надрывом связок. Я несколько месяцев ходила в гипсе. После пожара наша семья осталась на какое-то время без крова, с долгом по кредиту… Тогда муж сказал, что это все знаки — что-то мы делаем не так. Теперь уже он предложил взять ребенка из детдома. В тот момент меня это сильно поддержало, дало силы, чтобы справиться со всеми бытовыми сложностями, — вспоминает Анна.
Беседины за пару месяцев прошли школу приемных родителей, продали машину и на вырученные средства делали своими силами ремонт — ведь ребенка (сначала супруги хотели мальчика лет шести, чтобы он мог подружиться с их семилетним сыном) нужно было привезти в теплый и чистый дом. Оперативно собрали документы, получили заключение о возможности быть приемными родителями. Дети — не один, а сразу два мальчика — нашлись быстро.
Дети, рожденные сердцем
— Я прочитала историю в интернете о шестимесячных братьях-близнецах, которых родная мать оставила в родильном доме. Мальчики были недоношенными, с кучей сложных диагнозов, врачи боролись за их жизни, но утешительных прогнозов не давали. И мы поехали с ними знакомиться. Они были такими крошечными, смотрели на нас печальными взрослыми глазами. До нас к ним приходили восемь семей, и никто не захотел стать их родителями. А у меня где-то внутри защемило, и я сказала — это мои дети! — рассказывает Анна.
Так у Бесединых стало на двух сыновей больше. Никита и Андрей занимали почти все время и внимание своей мамы. Олег уехал работать на вахту, и старшие дети тоже включились в процесс воспитания — братишек они полюбили сразу. Лидия даже прошла курсы массажиста, чтобы помогать с реабилитацией малышей. К сожалению, кроме семьи на тот момент Анну никто не поддерживал. В поликлинике, когда женщина ставила мальчиков на учет, врачи уговаривали ее отказаться от Никиты и Андрея. По их мнению, не стоило тратить силы на детей, у которых нет шанса стать обычными. Для убедительности они снова и снова перечисляли их диагнозы: порок сердца, гидроцефалия, ретинопатия — заболевание, приводящее к слепоте, расщепление позвоночника и др. И тут вновь проявились целеустремленность и ответственность Анны — раз уж взялась за дело, нужно его делать.
— Конечно, поначалу было страшно: справлюсь ли, смогу ли все дать мальчикам? Первые месяцы были самыми тяжелыми. Я спала на матрасе между их кроватками и каждые 15–30 минут подходила к ним, проверяла, дышат ли. Научилась следовать инструкции, когда у Андрея случались остановки сердца. Путем долгого подбора нашла смесь, которую желудок Никиты согласился принять. А когда мы спустя три месяца выяснили, что у него глухота на оба уха, приняла и это. Он стал нашим особенным ребенком, — делится переживаниями Анна.
Несмотря на опасения врачей, мальчики со временем окрепли и начали избавляться от диагнозов. Из самого тяжелого осталась только инвалидность по глухоте у Никиты. Однако и с этой задачей его родители потихоньку стали справляться: в распорядок семьи добавились поездки для реабилитаций и еженедельные частные занятия с сурдологом (врач, занимающийся диагностикой слуха, помогающий в адаптации и реабилитации пациентов с различными нарушениями слуха. — Прим. ред.) и коррекционными педагогами. За несколько лет Никите в Петербурге сделали две операции по кохлеарной имплантации — это дополнительные «ушки», протезы для тех, кому не могут помочь слуховые аппараты. В пять лет ребенок сказал свое первое слово: мама.
— Нужно верить в лучшее, в себя и своих детей! Все в жизни поправимо. Семья, любовь и забота способны вылечить болезни, — утверждает Анна.
Еще до операций и первых слов Никиты его родители наткнулись на историю двух ребятишек из братского детдома — четырехлетнего Ростислава и годовалой Владлены. Маленькие брат с сестрой так запали в душу Анне и Олегу, что они нашли для них место в своем сердце и в доме. Оформили опекунство, построили планы на будущее. Но спустя два года биологическая мать детей по суду восстановила родительские права. Для Бесединых это был настоящий удар…
Испытание, которое нужно пройти
Прийти в себя мать семейства заставила новая задача. Переживая за будущее Никиты, Анна начала подыскивать для него детский сад и школу. Интернат для слабослышащих и глухих детей в Улан-Удэ ей не понравился: воспитанники не выглядели счастливыми, атмосфера угнетала. И тут на глаза попалась информация об открытии в Иркутске нового образовательного инклюзивного центра «Точка будущего». Как раз шел прием заявок для участия в проекте, в него приглашали и семьи с приемными детьми — только те, которые жили в Иркутской области. Беседины поняли — ради такого шанса стоит переехать. Буквально за месяц — пришлось все делать срочно — семья перебралась в Иркутск.
— Для нас важно было, чтобы Никитка ходил в лучший сад, в лучшую школу, чтобы он там социализировался, общался, получал хорошее образование. В итоге мы прошли в проект: из 180 семей выбрали 19, нашу в том числе. Так у нас появились новый большой дом и новые надежды, а затем и цели. Мы оставались на связи с другими семьями, воспитывающими приемных детей, и узнали, что одни приемные родители собираются отказаться от ребенка — девочке было столько же лет, сколько и нашей Владлене, которую совсем недавно у нас забрали по решению суда. И внешне они были очень похожи. Я подумала: какой стресс испытает малышка! И мне захотелось ей помочь, стать ее мамой, — объясняет Анна.
Скоро двухлетняя Вероника вошла в семью Бесединых. Сначала она ревновала Анну к другим детям, прощупывала границы дозволенного: могла устроить истерику без повода, порезать вещи. В таких случаях с ней спокойно разговаривали, не наказывали физически, только лишали некоторых привилегий, доступных всем детям при условии их хорошего поведения. Постепенно девочка поняла, что эти родители не предадут ее и не оставят.
А через пару лет Вероника стала просить у мамы с папой сестру ее возраста. И в 2022 году семья Бесединых снова увеличилась — в нее приняли семилетнюю Викторию и четырехлетнего Николая, сестру и брата. У ребятишек было тяжелое и голодное прошлое, взрослым они не верили. Анне и Олегу пришлось растапливать этот «лед», учить их не только бытовым вещам, но и доверию. Очень важно было вернуть Вику и Колю в состояние беззаботного, спокойного детства. С этим снова помогли старшие дети и накопленный родительский опыт.
— Принятие приемного ребенка не только в семью, но и в сердце, постоянная забота, признание родным человеком и, конечно, воспитание меняют личность каждого в лучшую сторону. Ощущая опору, ребенку легче идти по жизни, быть увереннее, смелее в своих целях, конструктивно решать возникающие проблемы. Именно родители закладывают фундамент будущего детей. Поэтому, если у ребенка есть какая-то проблема, мы будем заниматься с ним, пока ее не удастся решить до конца, помочь ему и утешить. Помогают в воспитании ритуалы. Например, даже простые фразы «доброе утро» и «спокойной ночи» нужно говорить каждый день каждому ребенку лично, — делится опытом Анна.
Вместе мы сила!
У Бесединых, как у любой другой семьи, есть свои традиции и любовь к путешествиям. Летом они все вместе выезжают отдыхать на Байкал. Живут в большой палатке несколько дней, готовят пищу на костре, поют песни. Теперь и Никита может подпевать со всеми. Его безмолвное восприятие мира наполнилось звуками. Он не только научился говорить, но и присоединился к проекту «Пой вместе с MED-EL» — это специальная бесплатная программа, где детей с кохлеарными имплантами поэтапно обучают пению. Это не единственное увлечение мальчика, он часто принимает участие в спортивных и творческих конкурсах. Недавно занял первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» на всероссийском конкурсе «Особые таланты» и теперь вместе с мамой собирается на награждение в Москву.
Креативность и соревновательный дух — семейная черта Бесединых. В свободное от учебы время дети вместе с родителями выкладывают мозаику, рисуют картины, делают поделки из бисера и необычные картины с эффектом 3D из фоамирана (пластичная замша, использующаяся в разных видах рукоделия. — Прим. ред.). С мелкими сложными деталями помогает папа Олег — он по-прежнему работает вахтовым методом по специальности «горный мастер»: полтора месяца в «полях», полтора — дома.
— Творческий процесс затягивает, картины получаются красивыми, потом отправляем их на конкурсы, дарим друзьям. Это то, что нас объединяет. Еще мы вместе играем в настольные игры, смотрим кино и мультфильмы. Кроме того, я стараюсь найти время, чтобы периодически побыть с каждым ребенком наедине: сходить вместе в кафе, погулять, просто посидеть рядом, обнявшись. Это особенно важно в моменты, когда ребенку по какой-то причине становится трудно. Хочется, чтобы дети знали, что семья — это надежный тыл, где тебе помогают и ты помогаешь. Я уже сейчас вижу, как старшие проявляют внимание, заботу к младшим, и сердце радуется, — улыбается Анна.
В ближайших планах у семьи отметить зимние праздники всем вместе. Впервые за несколько лет глава семьи новогоднюю ночь проведет не на работе. Беседины хотят покататься с горок на санках и на лыжах, встретиться с друзьями, пожарить шашлыки на природе, съездить в новый дом, который они строят неподалеку от города.
Елизавета Клинова
Фото Валентина Карпова и из архива семьи Бесединых
"Убежден: семья — это основа общества и страны в целом. В нашем городе всегда с уважением относились к многодетным, дружным и крепким союзам. И эти ценности на протяжении долгих лет передаются из поколения в поколение. Вы — яркий пример для детей и молодежи. Глядя на вас, они учатся доброте, ответственности, патриотизму".
Мэр Иркутска Руслан Болотов
В прошлом году Беседины участвовали в муниципальном конкурсе «Почетная семья города Иркутска» и взяли гран-при в номинации «Приемная семья». С заслуженной наградой их поздравил мэр Руслан Болотов (фото было сделано на торжественной церемонии в Музее истории города Иркутска). А на региональном уровне семья Бесединых стала обладателем микроавтобуса по итогам премии губернатора Иркутской области в рамках выставки «Крепкая семья — крепкая Россия!»
Первые приемные дети Бесединых — сыновья Никита и Андрей вскоре после выписки из больницы. Анна выбрала большую семью, а не карьеру. Она работала воспитателем, фотографом, помогала писать курсовые и дипломные работы студентам. Одно время даже трудилась в банке и занимала высокий пост, но ушла оттуда на должность учителя математики в вечерней школе: чтобы больше времени проводить с детьми и мужем
Красивые фото на память — еще одно увлечение в семье Бесединых. Сейчас Анна и Олег — родители восьмерых детей. На вопрос, планируют ли они еще увеличить семью, однозначного ответа у них нет. «Я не знаю, что будет, но сейчас пока нет. Хочется закрепить прогресс в обучении Никиты, плюс скоро Коля пойдет в школу, а с первоклассником нужно больше заниматься, помогать. С мужем договорились, что пока дети не перейдут из начальной школы в среднее звено, приемных ребятишек искать не будем», — ответила нам многодетная мама
На фото слева направо: Арсений, Лидия, Андрей, Виктория, Николай, Вероника, Никита и Владислава, а позади — счастливые многодетные родители. Лидии — 23 года, она строит карьеру юрисконсульта, 19-летняя Владислава и 16-летний Арсений — студенты колледжей. Остальные дети учатся в школе «Точка будущего»
Фото с прошлогодней линейки, когда Никита учился во втором классе, а его брат Андрей — в третьем. Несмотря на разницу в один класс, мальчики посещают общие уроки: физкультуру, ИЗО, а еще вместе играют на прогулках и переменах. Педагоги школы и родители мальчиков решили, что эта мера пойдет на пользу братьям и поможет Никите лучше социализироваться
Совместное приготовление блюд объединяет и развивает в детях самостоятельность. Дочери и сыновья Анны и Олега очень дружны, помогают друг другу, присматривают за младшими, если есть необходимость. «В нашем доме всегда детский смех, шум, суета. Ведь там, где дети, кипит жизнь. Мы заметили, что каждый ребенок со временем становится похожим на нас: лицом, характером, жестами и взглядами», — делится наблюдениями Анна
Про награду
Почетным знаком «Материнская слава» награждаются женщины, постоянно или преимущественно проживающие на территории Иркутской области не менее пяти лет, родившие и достойно воспитывающие (воспитавшие) четырех и более детей, при достижении четвертым ребенком возраста восьми лет. При награждении почетным знаком также учитываются дети усыновленные (удочеренные) в установленном законодательством порядке, находящиеся под опекой или попечительством многодетной матери не менее пяти лет. К знаку прилагается удостоверение, а также установлена единовременная выплата в размере 150 тысяч рублей.