None
Откуда у иркутского художника такая необычная фамилия -- Авенариус? С этого простого вопроса началась наша беседа с известным иркутским живописцем, членом Союза художников России Павлом Анатольевичем Авенариусом.
— Я даже точную дату и место появления моей фамилии знаю — 1516 год. Лютеранский пастор Иоганн Хаберман из чешского города Эгер латинизировал (перевел на латынь) свою фамилию и стал родоначальником огромного, имеющего 500-летнюю историю рода Авенариусов. Потомки рода живут во многих странах Европы, Америки, есть даже в Австралии. В 1742 году другой лютеранский пастор, Георгий, с женой Гризильей и их семеро детей поселились недалеко от Санкт-Петербурга, позже в их семье родилось еще пятеро детей. Так появилась русская ветвь Авенариусов, отличающаяся пытливым умом, любознательностью и трудолюбием. Многие их потомки стали известными врачами, строителями, литераторами. До сих пор представители этой древней и благородной фамилии поддерживают ставшие международными родственные связи, встречаясь на «фамилиентагах» и продолжая писать историю своего рода.
Павел Авенариус родился в Москве, в четыре года вместе с родителями и старшим братом переехал в Иркутск. Отец был преподавателем Иркутского военного авиационного технического училища, поэтому рос Павел в военной среде. Выбор будущей профессии был предопределен. Авиации Павел посвятил почти три десятка лет.
— Как в инженере-авиаторе сумел прорасти и вырваться из военных рамок на свободу художник?
— От судьбы не уйдешь, не спрячешься. Рисовать любил с детства: в студенческие годы выпускал самые разные стенгазеты, которые иллюстрировал собственными рисунками и шаржами. С годами незаметно желание рисовать то, что просила душа, стало большим и непреодолимым. Купил кисти, акварельные краски -- и началась совсем другая жизнь, наполненная образами, цветом, набросками, зарисовками, этюдами и живописью.
— Я из того поколения иркутян, которые хорошо помнят послевоенный деревянный город, наполненный какой-то особенной жизнью, — вспоминает художник.
На его живописных полотнах иркутские дома, храмы по-прежнему сохраняют ту вневременную теплоту и красочность, которая имеет собственный, ни с чем не сравнимый колорит. Даже главенствующий иркутский цвет — серый — звучит у художника иначе.
— Это не обычный скучный цвет, — считает Павел Авенариус. — Серый имеет множество оттенков. Поэтому у иркутских пейзажей всегда особое настроение. В наших старых иркутских домах очень много разных жизненных историй. В целом Иркутск очень живописный город.
Любой человек, долго проживший на берегах великого Байкала, не только получает от него силу и мощь -- он становится частью этого особенного мира, рождающего смыслы и образы. На полотнах Павла Авенариуса -- различные байкальские пейзажи, написанные с уважением, почтением и искренней любовью к этому удивительному природному объекту.
— Какие чувства в вас рождает Байкал?
— Раньше я испытывал только любовь и восхищение. Он всегда был чист и прекрасен! Не было такого огромного количества черных бакланов, не было в воде этой ядовитой зелени. А сейчас, бывая на Байкале, я чаще испытываю боль. Дикий туризм губит озеро и окружающий мир. Эти следы повсюду: мусор, туалеты на берегу, нелепые новостройки, толпы галдящих туристов…
— Вы считаете себя реалистом. Почему вы сделали такой выбор?
— Реализм дает более четкую и правдивую картину и в то же время раскрывает творческие возможности автора. У формализма нет критериев оценки, и невозможно сказать, хорошо или плохо что-то сделано. В реальном мире можно определить фальшь, неправду, цинизм и корысть. И уж точно -- оторвавшись от реальности, невозможно чувствовать и передавать искренность, любовь и сострадание. К сожалению, все чаще нас отвлекают вымышленные иллюзии и мы оказываемся все дальше от реальности. И это происходит не только в живописи, но и в обычной жизни.
Павел Авенариус — человек разносторонний, но в одном вполне определился: он всегда следует за своими внутренними творческими потребностями и мечтами. Так появилась и получила развитие еще одна необычная грань его таланта: он создает модели парусников, которые в его руках превращаются в точные уменьшенные копии оригиналов и настоящие произведения искусства.
— Увлечение парусниками — это, наверное, из детства, — улыбается Павел Анатольевич. — Мне всегда не хватало моря. Считается, что корабль с парусами — это символ безграничной свободы. Когда вникаешь в историю каждого корабля, узнаешь много нового -- такие подробности о технике, умениях наших предшественников! А какими ловкими, сильными и выносливыми были моряки на этих парусниках -- узнаю и не перестаю удивляться и восхищаться.
Фото Валентина Карпова
Досье
Павел Анатольевич Авенариус родился 29 августа 1944 года в Москве. В 1964-м окончил военное авиационно-техническое училище в Иркутске, затем Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Якова Алксниса.
28 лет он прослужил в ВВС: ИВАТУ, служба борттехником Ан-12 в авиационном полку, РВВАИУ им. Я.Алксниса.
В 1984 году окончил пять курсов на отделении станковой живописи и графики ЗНУИ г. Москвы, с 1995 года -- член Союза художников России.
Постоянный участник зональных, областных, всероссийских выставок. Его работы размещены в Омской, Новосибирской картинных галереях, в галерее «Останкино» в Москве, в частных коллекциях граждан России, Швейцарии, США, Польши, Израиля, Японии, Южной Кореи, Китая, Германии и Голландии.
Занимается судомоделированием. Его модели находятся в частных коллекциях Санкт-Петербурга и Москвы.
Женат, имеет двух взрослых сыновей, четырех внуков, трех внучек и одного правнука.
Поделиться в соцсетях: