Станислава Гольдфарба вряд ли надо представлять иркутянам — доктор исторических наук, профессор, генеральный директор крупного регионального медиахолдинга. Много лет он возглавляет Иркутский филиал издательского дома «Комсомольская правда», заведующий кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа ИГУ, пишет книги по истории города и области, его литературные труды издаются в крупных российских издательствах, а по пятницам он выступает в роли одного из ведущих на областном радио «Комсомольская правда» в итоговом недельном выпуске. В конце июня Станислав Иосифович был избран председателем Общественной палаты Иркутска.
— Наша прошлая встреча с вами как с членом Общественной палаты шестого созыва и главой комиссии по связям с общественностью и СМИ состоялась в сентябре прошлого года. Мы тогда говорили о моде на добрые дела, драйвер которой во многом, по вашему мнению, — именно активисты-общественники. Тренд на добрые дела сохраняется?
— Мы, безусловно, сохраним все наработки, которые были ранее созданы всеми созывами, но у меня есть глубокое убеждение, что Общественная палата должна прежде всего стать экспертной площадкой. Конечно, конкретные дела нужны — посадка деревьев, участие в субботниках, помощь нуждающимся, — но сегодня членам палаты важнее глубоко вникать в масштабные городские проблемы, занимаясь совместно с мэром Иркутска Русланом Болотовым и председателем думы Евгением Стекачевым поиском путей их решения. Возьмем, например, мусорную реформу, которая откровенно пробуксовывает. На площадке Общественной палаты мы можем организовывать слушания, пригласив все стороны, участвующие в процессе, и выработать некий рабочий документ, где будут указываться конкретные причины существующих проблем и предлагаться пути их решения. И таких тем немало — это восстановление памятников деревянного зодчества, сохранение зеленого пояса вокруг Иркутска, строительство концертного зала и социальных объектов, которые в новых микрорайонах в большом дефиците.
Кроме этого, властные органы не всегда обладают достаточными ресурсами, чтобы разрешить какие-то конфликтные ситуации. Я вспоминаю историю из собственной практики, когда благодаря участию Общественной палаты удалось сохранить поликлинику в микрорайоне «Союз». Владельцы помещения, которое арендовалось под медучреждение, не шли на контакт ни с областным министерством здравоохранения, ни с представителями региональных и городских властей. Нам удалось собрать всех заинтересованных лиц, подключить к переговорам собственника, и в итоге конфликтная ситуация разрешилась. Поликлиника продолжает работать.
— У вас как нового председателя есть какой-то конкретный план работы?
— Уже понятно, что три-четыре раза в год мы будем организовывать экспертные слушания по самым насущным городским проблемам. Одна из них не так давно была озвучена членом Общественной палаты, руководителем художественной галереи Dias Дианой Салацкой. Это вандальные, хулиганские надписи на городских зданиях — памятниках истории и архитектуры.
Еще одна тема, к которой стоит обратиться, — жестокое обращение с животными. Она многогранная — это и воспитание детей и юношества, и совершенствование законодательства, требующее более сурового наказания владельцев, которые выбрасывают животных на улицу, и строительство приютов, и многое другое.
Наверняка мы будем участвовать в полемике, связанной с задачами Иркутска как регионального центра. Столичные функции города связаны с колоссальной нагрузкой на инфраструктуру, на транспорт, на экологию, и они должны финансово компенсироваться.
Свою роль Общественная палата может сыграть и в разъяснительной работе, связанной с реформами, отражающимися на жизни горожан, или преобразованиями, инициированными мэрией. Например, Общественной палате прошлого созыва пришлось столкнуться с историей, когда энергетики одномоментно, без какого-либо информирования населения изменили систему расчетов за пользование теплоэнергией. Сначала тариф был усредненный по всему году, а затем стал рассчитываться по факту потребления. Жители города, естественно, не поняли, почему произошел такой резкий скачок цены. Тогда мы приглашали на свое заседание представителей «Энергосбыта», «Иркутскэнерго» и совместно вырабатывали шаги, чтобы внести в этот вопрос ясность и снизить социальную напряженность.
Любое масштабное начинание, например, ремонт иркутских транспортных магистралей и мостовых переходов, должно сопровождаться большой работой, которая называется «связи с общественностью». И здесь Общественная палата с ее авторитетом тоже может сыграть свою положительную роль.
— Сегодня существует связь в работе мэрии, думы и Общественной палаты?
— Мы все в настоящее время — свидетели довольно плодотворного сотрудничества между областной и городской властью, между администрацией и думой. Что касается Общественной палаты, то и с мэром Русланом Болотовым, и с председателем думы Евгением Стекачевым мы встречаемся довольно часто — два-три раза в месяц. Это важно, чтобы понять стратегию развития города и те болевые точки, которые мешают развиваться.
— Много лет в Иркутске идут разговоры о стратегии развития. Сейчас просматривается явный тренд «Иркутск — туристический центр». Вы видите в этом реальную перспективу?
— У Иркутска действительно есть все составляющие, чтобы сказать «туризму — быть». Есть определенный микроклимат, замечательная природа, уникальные исторические и культурные объекты. Но ни для кого не секрет, что у нас слабая туристическая инфраструктура. Нужно строить высококлассные отели, делать хорошие дороги, организовывать санитарные зоны, совершенствовать то, что мы называем сферой услуг, шоу-бизнесом. И еще нужно создавать интерес к своим туристическим брендам, делать их известными, узнаваемыми. Я помню, мечтал когда-то давно увидеть Сенатскую площадь. События, связанные с восстанием декабристов, будоражили воображение, мне представлялось, что это нечто масштабное и монументальное. В реальности же Сенатская площадь — это весьма скромное с виду и небольшое по территории архитектурное пространство. То же самое было, когда я увидел египетские пирамиды и гору Машук. Но и Сенатскую площадь, и пирамиды, и прославленный Михаилом Лермонтовым горный массив посещают каждый год сотни тысяч туристов, потому что они будоражили их воображение. А у нас есть потрясающие по своей уникальности объекты, например, Глазковский некрополь в Свердловском округе города, но о них мало кому известно.
— И все-таки в основе всей работы палаты пока остаются какие-то конкретные дела, а экспертная работа — это перспектива?
— Не совсем так. Любые новые направления требуют времени, подготовительной деятельности, что сейчас и происходит. Если же говорить о текущих делах, то конечно, самым актуальным вопросом сейчас остается помощь врачам в сложной ситуации борьбы с COVID 19. Ко мне как к председателю Общественной палаты Иркутска обратилась главный врач городского перинатального центра. Нужно было организовать горячее питание для врачей, которые работают в «красной зоне». Необходимая работа была проделана, помощь оказал Иркутский государственный университет, ряд предпринимателей. Она будет продолжена при участии членов Общественной палаты.
Нина Александрова
Фото Алексея Головщикова
P. S. Пятого августа Станислав Гольдфарб отметил день рождения. Редакция еженедельника «Иркутск» поздравляет коллегу, единомышленника, знатока иркутской истории, человека с активной жизненной позицией! Станислав Иосифович, здоровья, успехов и, конечно же, новых книг!