Спектакль по пьесе Леонида Зорина иркутские актеры представили в Москве
Без категории
24 сентября 2020
image
None
Послевоенное время, Москва, два человека. Один указ, разрушивший их любовь. Встречи через 10, 20, 50 лет... В спектакле «Перекресток» артисты иркутских театров рассказывают о том, как тесно сплетены политика и частная жизнь людей, о том, как любовь словно оказалась в заговоре с историей. Сюжет длиной в полвека  «Перекресток» в театральной жизни Иркутска появился 28 ноября 2012 года. Премьерный показ был приурочен к 15-летию Генерального консульства Республики Польша в Иркутске. Режиссер спектакля Александр Лобыгин при поддержке Иркутского отделения Союза театральных деятелей, Генерального консульства Польши в Иркутске и Министерства культуры и архивов Иркутской области собрал артистов иркутских театров, чтобы создать эту историю любви. За основу постановки режиссер взял две пьесы драматурга Леонида Зорина «Варшавская мелодия» и «Послевкусие», которые объединил в одно повествовательное полотно. В спектакле принимают участие артистка Эмма Алексеева (драмтеатр им. Н.П. Охлопкова), народный артист России Владимир Яковлев (музыкальный театр им. Н.М. Загурского), артистка Александра Гаращук (музыкальный театр им. Н.М. Загурского) и артист Андрей Корниенко. — Я познакомился с «Варшавской мелодией». Два человека встретились в послевоенное время. Любовь, счастье… И всего один жестокий закон не дал им возможности быть вместе, — рассказывает режиссер Александр Лобыгин. — Видимо, настолько глубоко засела в сердце и душу Леонида Зорина история Гелены и Виктора, что спустя почти 30 лет он решил вновь к ней вернуться. Так появилась пьеса «Послевкусие», подарившая читателям еще одну встречу героев через 50 лет. Любовь за это время можно растерять, забыть, но они ее сохранили и помнили о ней всю жизнь. Это меня зацепило в текстах Зорина, поэтому написанную им историю любви я решил перенести на сцену. Варшавская мелодия  Послевоенная Москва. Он русский, она полька. Встреча парня и девушки в консерватории. Музыка Шопена. Вспыхнувшие нежные, теплые чувства. И вот они, счастливые люди, стоящие на перекрестке. Казалось бы, теперь они продолжат путь вместе, взявшись за руки. Но вскоре их дороги разминутся, они разойдутся на этом самом перекрестке каждый в свою сторону и станут чужими. 15 февраля 1947 года перевернуло их судьбы. В этот день в СССР вышел Указ Президиума Верховного Совета «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Смолкла прекрасная варшавская мелодия, дорогая сердцу Виктора и Гели. Но не утихли прежние чувства, которые вспыхивают вновь при каждой их новой встрече. Спустя 10, 20 лет молодые люди очень изменились. Она стала известной певицей, жесткой и своенравной. Он обрел семью, занялся наукой. А еще через 50 лет в аэропорту европейского курорта в случайной незнакомке он не узнает ту самую улыбчивую, задорную и такую любимую Гелену. — Зорин рассказывает о настоящей любви, о том, как мужчина и женщина пронесли ее сквозь года и сохранили в своем сердце, — говорит актриса Эмма Алексеева. — Конечно, Гелене хотелось, чтобы он ее узнал, именно поэтому она при помощи всяческих выдумок пытается вывести его на воспоминания. Но после понимает — ничего у них уже не получится.  Подарок судьбы  25 октября 2016 года артисты сыграли «Перекресток» в Центральном доме актера. Поездка иркутян в Москву состоялась по приглашению Леонида Зорина и стала подарком ко дню рождения драматурга, которому 3 ноября исполнилось 92 года. — Несмотря на преклонный возраст, — рассказывает Эмма Алексеева, — Леонид Генрихович — человек дееспособный, со светлой головой и удивительными голубыми глазами. — Когда ставили спектакль, то даже думать не смели, что когда-нибудь встретимся с Леонидом Генриховичем, — говорит режиссер Александр Лобыгин. — Мы готовились к бенефису Эммы Николаевны, и мне практически чудом удалось связаться с Зориным по скайпу для того, чтобы он поздравил актрису с юбилеем. После мы несколько раз созванивались с ним. И в одном из телефонных разговоров он пригласил нас в Москву. Благодаря поддержке Иркутского отделения Союза театральных деятелей мы выступили в Центральном доме актера и побывали у драматурга в гостях. Мы узнали много нового о том, как тяжело приходилось писателям во времена запретов и цензуры, как рождалась «Варшавская мелодия» и как создавалось ее продолжение. Я заметил, что артисты после встречи с Зориным стали играть иначе. Стали понимать ценность слов, к которым, кстати, сам писатель очень ревностно относится, глубже проникли в те события, которые описаны в пьесах. Можно сказать, что эта встреча для нас — подарок судьбы, о котором мы даже не мечтали. Одна любовь навеки  — Чем «Перекресток» может быть интересен современному зрителю? — задается вопросом актриса Эмма Алексеева. — Как-то мы играли спектакль в Братске, и после поклона к нам за кулисы буквально ворвался мужчина со слезами на глазах. Он сказал, что мы сыграли про него, что в его жизни была точно такая же история. В тот момент мы поняли — подобные события были, есть и будут во все времена. Для молодого поколения «Перекресток» может стать примером того, насколько от наших решений зависит дальнейшая судьба, как в один миг жизнь может перевернуться. Кто виноват, что счастье не случилось? Как и любая женщина, Гелена в глубине души винит возлюбленного в том, что не смог отстоять их любовь, не смог стать для нее опорой. Поэтому ей, такой хрупкой и нежной, пришлось оберегать себя самой. Ее показная грубость во время очередной встречи с Виктором — всего лишь защита. Она любит его, как и прежде, но старается этого не показывать, старается выглядеть сильной и независимой. И все же Гелена ждет, что он придет к ней, поэтому, пусть и холодно, говорит, в каком номере гостиницы остановилась. Винить во всем одного Виктора тоже не стоит. В то время следили за всеми, даже за простыми солдатами, как он. И даже если бы он смог чего-то добиться и что-то сделать для их будущего, то неизвестно, стало ли им бы от этого лучше. — В конце спектакля, когда Виктор прощается и уходит, моя героиня, оставшись одна, благодарит Бога за то, что он подарил ей эту встречу, — рассказывает Эмма Николаевна. — У нее было множество поклонников, несколько мужей, но единственная любовь, которой она жила, была к Виктору. Это, что называется, любовь всей ее жизни. «Когда мы стали чужими? — размышляет Виктор. — В какой момент это случилось? Кто виноват в том, что не сложилось, — я, Гелена, политика, история?» Эти вопросы после просмотра спектакля остаются в сознании зрителя и висят тяжким бременем, потому что ответ на них канул в небытие. В одном из интервью Леонид Зорин сказал о том, что главное в этих произведениях — тема обреченности. По мнению автора, любовь обречена, потому что государство в любой момент может растоптать все и всех. Если и суждено двум сердцам встретиться вновь, то соединиться они, увы, уже не смогут. Фото из архива драмтеатра
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg