Город тоже видит сны. Их можно пересказывать, разгадывать, изучать, толковать. Как и у человека, они складываются из фрагментов прожитой жизни, опыта, воспоминаний, знаний, впечатлений. Они могут быть цветными и черно-белыми, странными, символичными, причудливыми. В начале февраля в филиале Иркутского областного краеведческого музея «Окно в Азию» открылась экспозиция работ двух авторов — Татьяны Мерлиной и Сергея Андрейко. Они представили зрителям свое прочтение снов старого Иркутска, творчески воплотив его в фотографии и горячей эмали.
Татьяна Мерлина — мастер городского пейзажа. Ее дар — находить необычное в самом обыденном. Знакомые улицы, переулки, дома на ее снимках выглядят так, словно их изобразил художник: свет и тень создают ощущение движения, сочетания цветов рождают эмоцию, а сюжет дает пищу для философского осмысления.
— У нас очень многоликий город, и мне хотелось с помощью фотографии пробудить в людях желание рассматривать его, — объясняет Татьяна Мерлина. — При этом хотелось обогатить зрительское восприятие собственным видением, внутренним ощущением и личным пониманием образа Иркутска.
Лики иркутских домов — это живое воплощение истории города. Разглядывая их, найдешь черты и северной российской столицы, и азиатского востока, и американского Дикого Запада.
Художник-эмальер Сергей Андрейко, который является куратором экспозиции, соединил в «Снах старого Иркутска» современный цифровой снимок и картины, выполненные ювелирными эмалевыми красками. Идея организации такой выставки, по словам Сергея, возникла около двух лет назад. Многие отнеслись к ней скептически, поскольку не представляли возможным сочетание в одной экспозиции работ, выполненных в столь разных техниках. Но оказалось, что современная «цифра» и самое древнее из декоративных искусств прекрасно дополнили друг друга и создали необыкновенную атмосферу, располагающую к вдумчивому созерцанию.
Техника горячей эмали, в которой работает член Союза художников России Сергей Андрейко, издревле используется для создания произведений искусства и ювелирных украшений. Горячие эмали представляют собой легкоплавкое стекло, в которое введены различные минеральные добавки, например, такие, как диоксид кремния, окиси титана, борного ангидрида, алюминия, оксиды свинца, цинка, различных фторидов или щелочных металлов, которые придают сплаву яркий, насыщенный цвет. Плавление происходит при температуре 650–800 градусов. Техника сложная, материал капризный, но при мастерском подходе результат восхищает.
— Выставка «Сны старого Иркутска» задумывалась как творческое исследование нашего города. Мои работы — это въедливое рассмотрение деталей. Ювелирная эмаль позволяет воспроизвести предмет до мельчайших подробностей. Фотография же в данном случае, напротив, открывает перед зрителем панораму, — объяснил Сергей Андрейко.
В своих работах он действительно словно рассматривает город под микроскопом. Вот отслоившиеся кусочки краски, потрескавшаяся древесина, фрагмент наличника. Символично выглядят в этом контексте экспонаты в виде остановившихся часов. Эмаль — это материал, над которым время не властно, он останется неизменным спустя и 100, и 1000 лет. Так художник с помощью своих картин художественными средствами остановил разрушение старого Иркутска.
Особая роль отведена в экспозиции цвету. Он словно перетекает от работы к работе, видоизменяясь, создает единое гармоничное пространство.
Еще один способ, который предлагают авторы выставки для «путешествия» по старому Иркутску, — ассоциации с литературными и историческими сюжетами.
— Все, что художник изображает на плоскости картины или фотографии, — это повод показать, как он чувствует и понимает окружающий мир. Если говорить высоким стилем, то это исповедь на определенную тему. В нашем случае темой стал город Иркутск, — отметил Сергей Андрейко.
Выставка «Сны старого Иркутска» — это увлекательная игра со зрителями. Следуя по музейному залу, интересно не только разгадывать авторский замысел, но и найти здесь в «пиратском сундуке» золотой самородок, сложить из стекол-самоцветов авторский узор, а из пазлов — картину одного из уголков Иркутска.
По мнению Татьяны Мерлиной, выставка могла бы перерасти в проект, который представит Иркутск в других городах России.
— Мне всегда очень обидно, когда говорят: «Иркутск — город, откуда начинается путешествие на Байкал». Иркутск сам по себе интереснейший туристический объект. Красивый, самобытный, с большой историей, — говорит Татьяна.
И еще Татьяна призналась, что всегда хотела увидеть Харбин и сделать фотовыставку об этом китайском городе, где живут потомки русских эмигрантов.
В музейном комплексе «Окно в Азию» выставка «Сны старого Иркутска» будет работать до 12 марта.
Нина Александрова
Фото Татьяны Мерлиной и из архива краеведческого музея
Выставка «Сны старого Иркутска» — это увлекательная игра со зрителями. Следуя по музейному залу, интересно не только разгадывать авторский замысел, но и найти в «пиратском сундуке» золотой самородок, сложить из стекол-самоцветов авторский узор, а из пазлов — картину одного из уголков Иркутска
Снимки Татьяны Мерлиной для выставки «Сны старого Иркутска» на большом формате сделали в «Центре оперативной печати». Чтобы максимально точно передать цветовую гамму, делалось несколько пробных вариантов. Технология латексной печати позволяет не только продемонстрировать все достоинства фотоработы, но и сохранить снимок от воздействия воды и солнца
Член Союза художников России Сергей Андрейко работает в технике горячей эмали. Этот материал не подвластен времени и способен сохраниться в том виде, в каком его создал мастер, даже не на века, а на тысячелетия. Ювелирная эмаль изначально декоративна и позволяет создать уникальное сочетание цветов
Татьяна Мерлина любит фотографировать Иркутск. Чтобы выбрать несколько десятков работ для экспозиции, ее организаторы пересмотрели более 1000 снимков. На каждой фотографии мастера — дом, который сам способен «рассказать» внимательному зрителю о своей жизни и судьбе. Вместе они складываются в самобытную историю города