В последние несколько лет городская власть систематизировала контроль за размещением рекламных конструкций в областном центре: незаконно установленные билборды оперативно демонтируют, а на официально отведенные места под установку баннеров и прочих элементов с рекламой проводят аукционы. О том, как эта системная работа улучшает облик города, — сегодня в «Иркутске».
Недавно мэр Иркутска Руслан Болотов, выступая в рамках панельной дискуссии «Сила в людях» на Всероссийском муниципальном форуме «Малая родина — сила России» в Москве, рассказал коллегам о нашем опыте в работе с наружной рекламой.
— Специалисты администрации Иркутска постоянно проходят обучение и повышают квалификацию по федеральным программам, и у них появляются новые идеи по пополнению городского бюджета, — подчеркнул Руслан Болотов. — Приведу показательный пример: если два года назад по рекламным конструкциям в муниципальную казну поступало 20 миллионов рублей за аренду, то в прошлом году — уже 300 миллионов рублей только за право аренды!
Для того чтобы получить право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальной земле, каждый владелец принял участие в аукционе, который провела мэрия. В течение 2023 года комитет по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска провел 13 электронных аукционов, в результате заключен 381 договор с девятью организациями — распространителями рекламы.
— Мы приводим ситуацию с рекламными конструкциями в соответствие с нормами действующего законодательства. Те компании, которые выигрывают место на торгах, устанавливают свою рекламную конструкцию: баннер, призму, электронный экран или что-то другое. Желающие разместить свою информацию в конкретном месте платят собственнику рекламной конструкции, — объясняет начальник департамента потребительского рынка комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Марина Кондакова. — У нас прошли торги, и те, кто выиграл по конкурсу места размещения, получили весь пакет документов, разрешений и ставят баннеры уже на легальной основе. Город становится чище (меньше информационного мусора), и кроме улучшения эстетического облика Иркутска пополняется городской бюджет.
Те билборды, которые размещены незаконно, демонтируют. Мониторингом по их выявлению специалисты администрации занимаются постоянно. За год в Иркутске демонтировали более 200 незаконных рекламных конструкций, и эта работа будет продолжена.
— Мы призываем рекламодателей размещать информацию исключительно на площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации. Их адреса можно уточнить в администрации Иркутска по телефону 52-02-08, — отмечает председатель комитета по экономике и стратегическому планированию Татьяна Макарычева. — Если вам нужно разместить свою рекламу, то обязательно проверьте: законна ли выбранная вами конструкция. Иначе можно стать жертвой мошенников, которые успевали не только установить с нарушениями рекламную конструкцию, но и продать размещение информации на ней.
При разработке и корректировке схемы размещения учитывается сразу несколько факторов: чтобы рекламные конструкции не стояли на линиях коммуникаций, не отвлекали водителей от соблюдения правил дорожного движения, эстетично вписывались в городской пейзаж, особенно в исторической части города. К последнему пункту особое внимание, например, на улице Карла Маркса именно из этих соображений нет ни одного рекламного баннера, только небольшие рекламные конструкции.
За информационную составляющую рекламных конструкций несет ответственность их собственник, то есть рекламные компании. Они и сами понимают всю важность этого тонкого вопроса, поэтому отслеживают содержание рекламы, которую планируют разместить заказчики. И всегда идут навстречу администрации города, если текст или изображение вызывает сомнения, такое тоже может случиться.
Нашумевшая история недавно произошла в Астрахани, где всего на полчаса на плазменном экране появилась надпись «Деда Мороза не существует!». И даже за это короткое время вспыхнул общественный резонанс.
Впоследствии выяснилось, что авторами инициативы стали сотрудники PR‑службы, которой и принадлежит баннер. Дело в том, что аниматоры в костюмах Деда Мороза от расположенного рядом торгового центра долгое время рекламировали свои услуги недалеко от табло. В конечном итоге громкие и навязчивые предложения о предоставлении услуг изрядно поднадоели сотрудникам рекламной фирмы, и они решили проблему радикально.
Но в Федеральной антимонопольной службе признали незаконным слоган «Деда Мороза не существует!». В ведомстве посчитали, что такая реклама подрывает авторитет родителей. «Родители говорят детям, что Дед Мороз есть, таким образом, ролик формирует негативное отношение детей к родителям и подпадает под часть 1, пункт 1 закона «О рекламе», который запрещает дискредитацию родителей», — пояснил замглавы ФАС Андрей Кашеваров.
В Иркутске ничего подобного не происходило. А теперь, после четкого структурирования этого сегмента бизнеса на уровне муниципалитета, это практически невозможно. Уличная реклама в нашем городе теперь под строгим контролем.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова
Репортерская группа «Иркутска» вместе с сотрудниками администрации города недавно участвовала в демонтаже незаконной рекламной конструкции на улице Маяковского. Можно сказать, нам повезло: чаще всего снос происходит по ночам, чтобы не мешать дорожному движению — в основном билборды размещают вдоль автомобильных дорог. На снимке вы видите первый этап: рабочий закрепляет блок подъемного крана на баннере (рекламное изображение удалил дизайнер «Иркутска» во избежание нарушения закона «О рекламе»)
Чтобы демонтировать билборд, нужна определенная сноровка. На наших глазах буквально за три минуты специалист с помощью сварки срезал железный столб, на котором крепится стенд с рекламным баннером
Крановщик виртуозно укладывает срезанный билборд на землю. Все происходит максимально осторожно, ведь рекламные конструкции после демонтажа увозят на ответственное хранение. И собственник может их забрать, обратившись в администрацию Иркутска и заплатив за размещение рекламы на муниципальной земле. Если в течение месяца демонтированный билборд остался невостребованным, его утилизируют
Когда билборд уже на земле, специалист с помощью сварки отрезает его стержень от стенда. Его также осторожно краном вытаскивают из конструкции, чтобы ничего не повредить. Затем все разобранные части складывают в грузовик и увозят на специальный склад. Вся операция по демонтажу занимает от 30 минут до часа. За одну смену бригада убирает с улиц Иркутска до пяти несанкционированных рекламных конструкций
Сколько уличной рекламы в Иркутске?
- 84 электронных экрана (3х6 м, 2,7х3,7 м)
- 108 билбордов (3х6 м) (традиционный рекламный щит на улицах вдоль дорог)
- 2 ситиборда (2,7х3,7 м) (рекламная конструкция с внутренней подсветкой, за стеклом ситиборда можно разместить до пяти рекламных постеров, которые меняются с помощью специального механизма)
- 1 суперсайт (4х12 м) (рекламный щит огромного формата с подсветкой)
- 28 ситилайтов (1,2х1,8 м) (рекламная конструкция, устанавливаемая на тротуарах и вдоль проезжей части в местах интенсивного пешеходного движения, так называемое тротуарное панно)
- 29 пилларсов (1,4х3 м) (обособленные рекламные тумбы, имеющие несколько рекламных полей — плоских, выпуклых, вогнутых)
- 111 афишных стендов и рекламных тумб (1,22х3 м, 1,8х3 м)
- 18 рекламных мест в подземных переходах
«А вы обращаете внимание на рекламные билборды?»
Такой вопрос на этой неделе мы задавали прохожим на улицах Иркутска
Ольга, самозанятая:
— Да, обращаю. Едешь, например, на машине, застрянешь в пробке и невольно начинаешь внимательно рассматривать все вокруг, рекламу на билбордах в том числе. А вот встретить что-то полезное для себя не доводилось. Бывает, встречается что-то интересно, красиво сделанное — даже посмотреть приятно, а вот так, чтобы пригодилось для себя — кажется, ни разу.
Дарьяна, молодая мама в декретном отпуске:
— Я обращаю внимание, но у меня профдеформация, я смотрю на все рекламные конструкции с другой точки зрения. Я работала маркетологом, потом в отделе продаж, поэтому вижу ошибки, неправильное размещение, вижу нарушения закона о рекламе, замечаю, что реклама не цепляет, и сразу думаю, как нужно было сделать по-другому. Я училась рекламному делу, поэтому не могу смотреть на билборды просто как потенциальный клиент. Иногда даже позвонить хочется, указать на недочеты. А иногда, например, орфографические ошибки допускают намеренно — как маркетинговый ход.
Владислав, пенсионер:
— Иногда смотрю, да. Ничего полезного я там не ищу — просто идешь и смотришь. Глаза ведь есть — нужно куда-то смотреть. Но в целом я замечаю, как сделано, как построена конструкция, что на ней размещено. Ну и билборд — он большой, сам по себе занимает часть обзора, и смотришь невольно иногда. А бывают и оригинальные находки у рекламщиков — интересно рассматривать.
Нина Павловна, сотрудник медсанчасти:
— Никогда не обращаю внимание на рекламу. Для меня ее как будто нет — не вижу, не замечаю, не рассматриваю. И на объявления, на афиши не смотрю. Не знаю, почему так, никогда не задумывалась об этом. Если еду в машине или в общественном транспорте, смотрю на город, на дорогу, на улицу, на людей — это интереснее, видимо, для меня.
Александр Ильич, самозанятый:
— Да, обращаю. Просто идешь, мельком взглянешь и увидишь, что там рекламируют или сообщают. Некоторые баннеры долго не меняют — надоедает одна картинка, ведь все равно ходишь и ездишь примерно одними маршрутами.
С прохожими на улицах общалась Ирина Покоева
Фото автора