Слово «вертолет» придумал иркутянин. На открытие памятника знаменитым иркутским авиаконструкторам пришли сотни горожан
Общество
Газета «Иркутск» #25 (1111) от 7 июля 2023
image
None

На этой неделе в среду, 5 июля, на улице Ленина, недалеко от Дворца спорта, состоялось открытие скульптурной композиции, посвященной нашим землякам, знаменитым на весь мир авиаконструкторам — Николаю Камову и Михаилу Милю. С разницей в семь лет они родились на соседних улицах в центре Иркутска, ходили в одну и ту же школу, параллельно мечтали о небе и поступили в один и тот же вуз Томска. Но познакомились спустя много лет за пределами родного города! Инженеры Миль и Камов в своих конструкторских бюро создали семейства вертолетов, представители которых установили множество мировых рекордов и являются одними из самых надежных и растиражированных в мире.

Решение об увековечивании памяти выдающихся земляков принято в начале 2022 года. Инициатива принадлежала мэру города Руслану Болотову и председателю думы Евгению Стекачеву, председателю Иркутского отделения Российского военно-исторического общества, первому заместителю мэра Иркутска Андрею Южакову. Инвестором выступила государственная корпорация «Ростех» во главе с почетным гражданином Иркутска Сергеем Чемезовым, благоустройство прилегающей территории выполнено при участии депутата Заксобрания региона Нины Чекотовой, в конкурсе творческих работ победил архитектор Сергей Демков.

Церемония открытия прошла торжественно и строго: почетный караул, оркестр и красное полотно, скрывавшее гранитную часть монумента. В 16 часов 29 минут, ровно за минуту до начала, над собравшимися пролетел вертолет, зазвучала музыка, раздались аплодисменты. Все, кто пришел на мероприятие, смотрели на небо, провожая взглядами легендарную машину Ми‑8.

Первым с приветственным словом к собравшимся обратился губернатор Иркутской области Игорь Кобзев:

— Николай Камов и Михаил Миль родились в Иркутске, здесь оканчивали школу, именно здесь определились со своей будущей профессией и сделали к ней первые шаги. Мы гордимся нашими земляками! Сегодня совершенно точно ясно, что они создали одни из самых лучших вертолетов в мире — это доказывают множество мировых рекордов, поставленных этой техникой. Она и сейчас надежно служит Отечеству в разных сферах — гражданских и оборонных.

— Разговор о том, что городу необходим памятник легендарным землякам, случился чуть больше года назад, а сегодня мы собрались на его открытии, и я хочу сказать спасибо всем, кто поддержал эту идею и помог воплотить проект в жизнь! — выступил перед иркутянами и гостями города мэр Иркутска Руслан Болотов. — Разработки Николая Ильича и Михаила Леонтьевича опередили свое время на десятки лет. Даже в наш век, когда технологии развиваются стремительными темпами, их аппараты и устройства остаются передовыми, а некоторые — непревзойденными. Пусть этот монумент станет не просто местом памяти и гордости за выдающихся иркутян, а символом того, как мечты воплощаются в реальность, чтобы у подрастающего поколения был наглядный пример, что возможно абсолютно все.

Председатель Иркутской думы Евгений Стекачев подчеркнул, что находиться на открытии памятника для него большая радость и честь:

— Николай Камов и Михаил Миль были не только выдающимися конструкторами, но и патриотами своей малой Родины. Для нас было важно увековечить их память — теперь иркутяне и гости города будут знать, что отечественные вертолетные школы зарождались именно здесь.

На открытии памятника присутствовали руководитель представительства государственной корпорации «Ростех» в Иркутской области Сергей Баляскин, заместитель генерального директора АО «Вертолеты России» Герой Труда Леонид Белых, генеральный директор Иркутского авиационного завода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Александр Вепрев, депутат Государственной думы Сергей Тен и другие гости.

По окончании официальной части двое юных гостей в авиашлемах «приземлили» на памятник точные копии вертолетов от обоих создателей — Камова и Миля, а собравшиеся отправились рассматривать детали скульптурной композиции.

Эти бронзовые вертолеты, приземлившиеся на памятник авиаконструкторам, — копия работы 10-летнего мальчика Артема из Улан-Удэ. Скульпторы специально попросили школьника изготовить из пластилина две модели вертолетов Ми и Ка. Архитектор Сергей Демков видит в таком решении воплощение сбывшихся детских грез Николая Камова и Михаила Миля: «С двумя винтами над корпусом — вертолет, придуманный Камовым, с одним — конструкция Миля»

На открытие памятника Николаю Камову и Михаилу Милю собрались сотни горожан — после торжественной церемонии многие с интересом изучали скульптуру, фотографировались на ее фоне. «Я знала, что многие вертолеты имеют в названии слог «ми» и какую-нибудь цифру, но то, что это первый слог фамилии нашего земляка, узнала только сейчас, — откровенно призналась студентка техникума индустрии питания Екатерина. — Этот факт меня пора­зил. С гордостью буду рассказывать о Миле и Камове своим друзьям и знакомым!»

Мэр Иркутска Руслан Болотов поблагодарил всех, кто принял участие в создании памятника знаменитым авиаконструкторам: «Основная ценность Иркутска — это его люди, те, что жили здесь до нас, те, кто живет сейчас и станут продолжателями наших традиций в будущем. Очень гордо и радостно знать, что иркутская земля богата достойными людьми!»

Вертолет вместо геликоптера

Первое название винтокрылого летательного аппарата «геликоптер» было заимствовано из французского языка. Авторство слова «вертолет» (от «вертится» и «летает») принадлежит Николаю Ильичу Камову. Впервые оно зафиксировано в протоколе заседания технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа 8 февраля 1929 года. Новое слово прижилось как синоним геликоптера, а в конце 1940-х годов полностью заменило его.

Тяжесть металла и гладкость полета

Какие идеи легли в основу художественной концепции памятника Камову и Милю?

Центр вершины скульптурной композиции — самый популярный вертолет в мире Ми‑8. От вращающихся лопастей кругами расходятся потоки воздуха. Прямые линии, пересекающие радиальные контуры, — художественный образ, означающий карандашную разметку на чертежах авиа­строителей. А свет фонарей, установленных по двум сторонам от памятника, в вечернее время создаст эффект посадочных огней вертолетной площадки.

По общему убеждению, авиаконструкторы равны по своей величине и значимости, именно поэтому архитектор Сергей Демков расположил их имена и фамилии на одном уровне.

— Николай Камов вписан первым только потому, что он старше. И заметьте, на мраморе указаны лишь даты рождения конструкторов — я считаю, что их имена бессмертны, а значит, конечной даты здесь быть не должно, — раскрывает замысел автор скульптурной композиции.

Архитектор рассказывает, как только родился слоган работы «Научившим летать металл», стало ясно, что скульптура должна быть выполнена в металле:

— В этот момент я понял, что это будут грубые, тяжелые формы, поднять которые в небо с легкостью могут только по-настоящему талантливые люди, которыми, без сомнения, являются и Миль, и Камов.

Металлические формы памятника выполнены из бронзы; на поверхностях «прочитываются» спилы, сколы и сварные швы — они олицетворяют многолетний труд конструкторов, которые через большое количество проб и ошибок создали свои легендарные винтокрылые машины.

Гладкость мрамора в скульптуре противопоставляется тяжелому труду и металлическим машинам — это приручение железа, воплощение замыслов, покорение неба и мягкость полета.

Ирина Покоева

Фото автора и пресс-службы правительства Иркутской области

Автор проекта памятника родоначальникам отечественного вертолетостроения, иркутский архитектор Сергей Демков рассказывает: «Круги вокруг винтов — это, с одной стороны, расходящиеся в стороны воздушные потоки, а с другой — это символ Иркутска, ведь имя города пошло от названия реки, которое в переводе с бурятского означает «крутиться, вертеться»! Мне кажется, Миль и Камов не случайно родились в городе, в топониме которого такая основа!»

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg