Шаманы поклонились духам - покровителям Иркутска
Без категории
24 сентября 2020
image
None
Субботним утром на одной из полян в поселке Молодежном можно было наблюдать необычное зрелище. Люди неспешно кружили по огороженной красными лентами территории, ставили навесы, жгли костры. Народ готовился к тайлагану — бурятскому общественному молебну. Обычно он посвящается одному или нескольким божествам, хозяевам местности, духам. В этот раз молебен был особенным: шаманы поклонялись хозяину-покровителю Иркутска для защиты жителей города. Едва мы подошли к месту проведения обряда, как нас отправили за красную ленту: на территорию самого молебна женщинам ни в коем случае проходить нельзя. Также обязательное условие — наличие платка и юбки. Между тем посетить тайлаган может любой желающий, с собой нужно принести молоко, чай, конфеты, печенье или пряники, любую молочную пищу. У бурят молочные продукты называются сагаанэдеэн и считаются священными. — В Иркутске бурят много, но мы делаем этот обряд не только для своих, но и для всего города, — говорит шаман Юрий Бубаев из Эхирит-Булагатского района. — Сегодня здесь собрались десять шаманов, мы друг друга поддерживаем и работаем вместе. На женской половине идет процесс регистрации: каждая семья записывает на листочек имена членов своей семьи, фамилию, год рождения и род (у бурят четыре основных рода: эхириты, булагаты, хонгодоры и хори). Эти бумажки потом сжигают на костре. — Когда костер горит, кажется, что кто-то перелистывает бумажки с именами, как будто читает их, — подсказывают участники обряда. Пока мужчины начинают молебен на своей территории, женщины варят чай и саламат — традиционное бурятское блюдо, которое готовится из сметаны. — Для приготовления саламата используется только натуральная деревенская сметана, — подчеркивает Ольга Раднаева, — ничего магазинского нет! Еще одна особенность тайлагана: для обряда требуется тарасун — бурятская молочная водка. Раньше ритуал проводили обычной водкой, но так как этот алкогольный напиток стал синонимом пьянства и непотребного поведения, шаманы постепенно отказываются от него. В тарасуне всего 17 градусов алкоголя. Готовят его при помощи специального аппарата: забродившее молоко постепенно нагревают в котле, от котла тянется трубка к чугунному кувшину, стоящему в холодной воде. В этот чугун попадают пары от забродившего молока, которые превращаются в хурэмгэ — слабый алкогольный напиток. Он имеет мутновато-зеленый цвет и служит основой для тарасуна. Напиток прогоняют через трубку еще несколько раз, с каждым кругом градус повышается, напиток становится более крепким. В самом котле остается кислый жидковатый творог арса. Он, кстати, регулярно употребляется бурятами в пищу и содержит множество полезных микроэлементов и витаминов. — Буряты раньше были очень здоровой нацией, — добавляют другие участники тайлагана, — не было заболеваний желудочно-кишечного тракта, потому что ели натуральную пищу и кисломолочную продукцию. Организатор этого тайлагана — Центр культуры коренных народов Прибайкалья. Общественная организация существует с 1991 года, первым председателем был Виктор Харнахоев. Значительный вклад в развитие центра внес деятель бурятской культуры Гавриил Богданов. — В 2006 году мы встретились с губернатором Александром Тишаниным, было решено создать госучреждение — Центр сохранения и развития бурятского этноса, — говорит руководитель Центра Александр Амагзаев. — 19 декабря 2006 года, впервые за 100 лет, мы провели съезд бурятского народа Прибайкалья. С тех пор и проводим национальные праздники: Сагаалган, Сурхарбан, тайлаганы, Дни бурятской культуры в Прибайкалье. При Центре работают три ансамбля: «Аянга», «Ангара» и «Улаалзай». «Улаалзай» специализируется на песнях и танцах Монголии, Агинского округа и Бурятии, «Ангара» — на традициях бурят Прибайкалья, «Аянга» (в переводе с бурятского «мелодия») — фольклорный ансамбль для старшего поколения. — Мы возрождаем культуру, учим молодежь, — говорит Наталья Ильина, ранее руководившая ансамблем. — Вспоминаем песни, изучаем традиции, например свадебные обряды бурят. В разных местностях они отличаются. Я сама осинская бурятка и расскажу, как делают у нас. Все начинается с зачинки — когда жених с родней идет сватать невесту. Будущая свекровь надевает на невесту золотую цепочку в знак того, что девушка принята в их семью. Мужчины — будущие сваты — меняются кушаками, трубками, а женщины — теща и свекровь — платками. — Затем договариваются о дне свадьбы, — продолжает Наталья. — Когда невесту провожают, привозят приданое: постель, посуду. Потом невеста варит чай и угощает всех гостей. В Иркутске были случаи, когда нас приглашали провести свадебный обряд. Возле загса мы встречали молодоженов белой пищей, обменивались кушаками, пели определенные песни. Считается, что каждый бурят должен знать свою родословную до седьмого колена. Если эта связь утеряна, то буряты отправляются на родину и расспрашивают родственников и старейшин о своих предках. Если и это не помогает, тогда приходится прибегнуть к помощи шамана. Он входит в транс и подсказывает направление. Звучит невероятно, но буряты верят в силу шаманов. Виктор Мотошкин стал шаманом только в 60 лет. Удивительно, как в нем сочетаются наука и религия: он является кандидатом технических наук, доцентом ИрГУПС. — Когда в деревне умерли все шаманы, мне приснился сон, - рассказывает Виктор Владимирович, — будто сидят они впятером, двоих я знаю. Один из этих двоих сказал, что мне надо принять шаманский обряд. Пришлось повиноваться, ведь если не захочешь помогать людям на этом свете, то сразу заберут на тот. В 2006 году был основан Совет шаманских общин Иркутской области, и год спустя провели первый тайлаган. Обряд, посвященный покровителю Иркутска, выполняют раз в три года. Его может провести даже один шаман, но лучше, когда их много. — Сегодня мы молимся покровителю города, который смотрит за деятельностью всех иркутян, в том числе русских, — говорит Виктор Мотошкин. — Проводить его нужно раз в три года, но так получилось, что с прошлого тайлагана прошло почти четыре. И вот нынче в иркутских лесах вертолет разбился — видимо, потому что вовремя не сделали… Общественные молебны защищают бурятский народ от природных катаклизмов, бед, засухи. — Помню, в детстве в нашей деревне, когда не было осадков, закололи барана и провели тайлаган, — вспоминает Ольга Раднаева. — Не успели дойти до дома — хлынул ливень. Между тем на мужской половине вовсю разгорается костер. Здесь сжигают листочки с именами участников тайлагана и приносят в жертву коня. Шаманы молятся у костра. До конца обряда никому нельзя уходить. — Тайлаганы очень значимы для нашего народа, — говорит Евдокия Амокова. — Мы молимся, чтобы наши дети, внуки и правнуки жили в достатке, были здоровыми, сильными, учились, продолжали род; чтобы у иркутян все было хорошо. Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg