С шуткой по жизни. Народный артист России Константин Райкин — о драматургах, актерах и любви к отрицательным персонажам
Культура
Газета «Иркутск» #23 (1159) от 28 июня 2024
image
None

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина представил в столице Приангарья постановку Евгения Марчелли «Шутники» по пьесе Александра Островского и моноспектакль Константина Райкина, который со сцены Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова прочитал зрителям свои любимые стихи. Встреча иркутян с одним из лучших театров страны состоялась благодаря проекту Министерства культуры РФ «Большие гастроли». Художественный руководитель «Сатирикона», народный артист России Константин Райкин во время встречи с журналистами рассказал о своем особом отношении к драматургии Александра Островского и о том, каким должен быть артист.

Хотелось начать текст с фразы «неподражаемый Константин Райкин осчастливил Иркутск своей игрой в спектакле «Шутники» по пьесе Александра Островского, которую с блестящим юмором, иронией и добротой создал на сцене режиссер Евгений Марчелли». Но это было бы не совсем справедливо. Конечно, смотреть спектакль с участием Константина Райкина — большое счастье. Но в этой постановке неподражаемыми были все без исключения. Недаром в 2020 году Евгений Марчелли со спектаклем «Шутники» стал победителем премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший режиссер». Более того, постановка вошла в лонг-лист премии еще в двух номинациях: «Лучший спектакль. Большая форма» и «Лучшая мужская роль второго плана», на которую был номинирован актер Денис Суханов, создавший образ провинциального олигарха Филимона Протасьича Хрюкова.

Все, абсолютно все актеры в «Шутниках» прекрасны. Константин Райкин играет главного персонажа — чиновника Оброшенова. Этот типичный образ маленького человека актер показывает с большой любовью. В отличие от гоголевского Акакия Акакиевича Павел Прохорович мечтает не о новой шинели, а о счастье и благополучии для двух своих дочерей — Анны (Алена Разживина) и Верочки (Ульяна Лисицына). Ради них он пресмыкается и унижается перед зажиточными благодетелями, среди которых самый важный и бесцеремонный Филимон Хрюков (Денис Суханов).

У Островского есть верный вариант, как отцу семейства или обремененной заботами и долгами матушке сделать свое чадо счастливым, — женить/выдать замуж. Вот и в «Шутниках» появляются женихи — молодой погрязший в долгах служащий Саша Гольцов (Илья Рогов) и богатый купец Филимон Хрюков. Как водится, герои сталкиваются со сложными жизненными перипетиями, и зритель ждет, что милый, безо­бидный Оброшенов вот-вот уже пойдет убитый горем по миру, но не тут-то было…

Константин Райкин рассказал, что пьесу Александра Островского «Шутники» он заприметил давно. Сам автор относился к ней очень сердечно и даже говорил, что она должна быть в репертуаре любого русского театра. Однако пьеса до сих пор остается одним из самых малоизвестных произведений драматурга.

— Я считаю, что русский артист обязательно должен пройти через драматургию Островского. Это лучший драматург из всех писавших на русском языке. Выше я не вижу никого. Конечно, есть и Чехов, и Тургенев, и Гоголь, но помимо того, что Островский — грандиозного таланта и мастерства драматург, он лучше всех знает законы театра и, в отличие от других классиков, которые писали романы, повести, рассказы, выражал свое отношение к миру и к жизни только через театр. Он знал психологию зрителя как никто! Он знал, как сделать, чтобы зритель затих, испугался, потом вдруг расплакался, потом умилился… Он создал на сцене нравственную композицию, при которой побеждают справедливость и добро, чего в жизни почти никогда не бывает. Островский создавал ситуации всегдашней борьбы между ценностями духовными и материальными, где духовные побеждали. Любовь и деньги. Где вы видели, чтобы любовь побеждала?! А у него побеждает! И самое главное, что ты веришь — так оно и есть на самом деле. Мы видим в жизни очень много несправедливого и видим, что добро зачастую остается в проигрыше. Мы видим это, а что с этим делать — не знаем. И только великий драматург может сделать так, что наши чаяния, наши надежды, наши сны воплощаются в очень правдивой, но на самом деле сказочной истории. Как в «Шутниках»! Как Островский делает так, что этот хеппи-энд не выглядит фальшиво?! Загадка.

В 2011 году, когда «Сатирикон» приезжал в Иркутск на гастроли, на сцене драмтеатра тоже был представлен спектакль по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица». Константин Райкин играл в этой постановке богатого купца Ермила Ахова, который сватался к бедной девушке. И здесь конфликт — любовь или деньги, как в «Шутниках», самым чудесным образом в финале разрешился в пользу любви. По словам Константина Аркадьевича, «счастливая концовка у Островского находится на самом кончике пьесы, еще за две минуты до финала — полный крах, и из него вдруг возникает свет…»

— Я долго не чувствовал Островского. Сдавал его, как многие другие, в институте. Какой-то он старообразный, думал я. Пока однажды не увидел спектакль «Без вины виноватые» в театре имени Вахтангова в постановке Петра Фоменко. Я тогда вдруг понял, что это история реальная и она про нас. А потом увидел в ГИТИСе в мастерской того же Фоменко спектакль «Волки и овцы». И это был второй нокаут от Островского! И тогда я захотел его играть, и ставить, и погружать своих студентов в его драматургию… Островский писал на все времена. Величайшее его творение «Доходное место» по распоряжению царской цензуры отменили в Малом театре еще до премьеры, а потом, уже при советской власти, когда Марк Захаров поставил пьесу в Театре сатиры, ее запретили через три спектакля. Там есть персонажи, которых автор попытался обличить, — Кукушкина, Юсов, Вышневский. Они взяточники, коррупционеры, махровые мещане, но за ними, если это правильно поставить, такая житейская правда, рождающая в зрителе и внутренний диспут, и симпатию, и восторг. У него любой неправедный персонаж имеет такой объем, такое право на существование, что любая отрицательная роль в его пьесе — это огромный подарок артисту.

Действительно, Александр Островский, персонажей которого зритель привык видеть на сцене в кринолинах, цилиндрах и фраках, в прочтении актерского коллектива «Сатирикона» выглядит невероятно современно. Особый шарм придает постановке центральная сцена, где хорошо знакомые герои Островского — Лариса Дмитриевна Огудалова, Паратов, Карандышев из «Бесприданницы», «луч света в темном царстве» Катерина из «Грозы», Несчастливцев из «Леса», Мизгирь и Снегурочка с Дедом Морозом предстают в виде фигурок механической шкатулки. Стилизованные под кукол, они со страдальческими лицами заученно произносят фразы о своей нелегкой судьбе. В ярком пятне света три актрисы в красном исполняют под аккомпанемент слезливо-надрывные песни. И на весь этот театр-балаган смотрит маленький человек Павел Прохорович Оброшенов, которого бедность и унижения не сделали злым и агрессивным, он ни на что и ни на кого не жалуется. Трогательный и простодушный, похожий на постаревшего героя чаплинских немых лент, он еще не знает, что история его прозвучит оптимистично и жизнеутверждающе, потому что ее автор — сказочник. И зритель уйдет из зала с улыбкой на лице, с верой, что добро и любовь могут победить зло и корысть.

На сцене Константин Райкин традиционно очень подвижен и эмоционален, несмотря на возраст, который он считает главной проблемой в профессии актера. Об этом он говорит с иронией.

— Быть артистом — это дело молодых. Артист — это такое существо, у которого не должно быть проблем, если нужно встать, сесть, побежать, забраться, спрыгнуть. Это должен быть тренированный, сильный, упругий, умелый человек. Я, к сожалению, уже не так упруг и безотказен, как раньше. Если в моей роли и есть отсылки к Чарли Чаплину, то, скорее, уже к тому, который жил на закате своих дней в Швейцарии. Я себя сейчас отношу к небольшой группе старых артистов, которые еще стараются.

Самоирония — прекрасная форма защиты от жизненных проблем, которой славятся все шутники…

Нина Воронина

Фото предоставлено Иркутским драматическим театром имени Н. П. Охлопкова

Народный артист России Константин Райкин на пресс-конференции в Иркутске рассказал о своем особом отношении к драматургии Александра Островского, а также затронул историю своего знакомства с Александром Вампиловым. «Это одна из драгоценностей моей жизни, что я был с ним знаком, поскольку мы репетировали в театре «Современник» сразу две его пьесы — «Старший сын», где я играл Васеньку, и «Провинциальные анекдоты». А он этим очень интересовался и приезжал к нам. Он великий драматург. Я выше не знаю из тех, кто писал в последний советский период нашей истории», — отметил Константин Аркадьевич

Малоизвестная комедия «Шутники» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ, обладателя премии «Золотая маска» и титула «Лучший режиссер российской театральной провинции» Евгения Марчелли — один из самых прославленных спектаклей «Сатирикона», побывавший в самых разных отдаленных точках страны. В Иркутске спектакль прошел с большим успехом. Зрители долго не отпускали актеров со сцены. Каждый, кто сыграл в этой постановке, был удостоен самых горячих аплодисментов

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg