В основе выставки «Мой учитель Леонардо»— портреты и пейзажи. Чтобы полнее представить личность и творчество одного их самых неординарных русских авангардистов второй половины XX века, экспозиция задумана как сплав искусств: живописи, графики, музыки, анимации, поэзии, кино, литературных и философских произведений художника. Планируется, что выставка будет работать в Галерее сибирского искусства до середины января. У иркутян и гостей города есть редкая возможность соприкоснуться с миром, который создал «русский Ван Гог», считавший себя учеником Леонардо да Винчи.
Его картины, как и творения итальянского живописца, стали материальным подтверждением наступления эпохи Ренессанса. С той только разницей, что в случае с Леонардо речь шла об Европе XV столетия, а Анатолий Зверев своим творчеством засвидетельствовал наступление советского Ренессанса середины XX века. Он стал символом воплощенной в творчестве свободы и на коротком отрезке советской «оттепели» создал собственную Вселенную.
— Мы привезли вам не просто выставку, а проект о свободе, — рассказывает «Иркутску» главный хранитель Музея АZ Наталья Волкова. — В ее основе диалог, который Анатолий Зверев вел с Леонардо да Винчи после того, как прочитал его «Трактаты». Открыв для себя эту уникальную книгу, он сказал: «Мой учитель — Леонардо да Винчи. В Леонардо я нашел своего единственного друга и тогда понял, что не один при всем своем одиночестве». Он тоже начал писать трактаты, беседуя со своим предшественником через века. «Где есть свобода, там нет правил», — писал итальянец. Через пять веков Анатолий Зверев говорит: «Жизнь скована, только искусство свободно». Мы перевели этот диалог в формат радиоспектакля, и он звучит в выставочных залах. Также посетители услышат здесь музыку, которую написал да Винчи и сам исполнял ее на лире или лютне. На больших экранах можно будет увидеть ожившие рисунки Леонардо да Винчи, которые перекликаются с рисунками Анатолия Зверева.
Этот мультимедийный проект, ставший частью экспозиции, так и называется «Вселенная Зверева».
Искать природу гения русского авангарда в его биографии бессмысленно. По сути, она необъяснима и непостижима, как все истинно гениальное. Родился в 1931 году на окраине Москвы. Отец — инвалид гражданской войны, подрабатывающий дворником, мать — уборщица. Из девяти детей до взрослого возраста дожили трое. В начале 1940-х умер глава семьи. Мальчик рос болезненным и слабым. В школе особым рвением к учебе не отличался. Закончив семилетку, поступил в ремесленно-художественное училище, где получил специальность маляра. В общем, вполне типичная картина пролетарского быта.
Его дар заметил знаменитый московский коллекционер Георгий Костаки. Это с его легкой руки Зверева стали называть «русским Ван Гогом». Сходство, на первый взгляд, и впрямь существенное. Оба великих живописца не получили академического художественного образования, а были самоучками. Как и Ван Гог, Зверев жил и умер в нищете, был сложен в общении, пил, бродяжничал, рисовал на всем, что попадет под руку, с легкостью дарил свои работы друзьям и знакомым. Но все же Ван Гогом он не был, и это сравнение не более чем хороший пиар-ход. Полунищенская жизнь бомжа для Анатолия Зверева, в отличие от его голландского коллеги, была осознанным выбором. Внутри зарегулированного механизма под названием «СССР» только так можно было сохранить в себе творца свободного от всех правил. Писатель Эдвард Радзинский, который был знаком со Зверевым, вспоминал, что уже будучи известным и в Советском Союзе, и за рубежом художник был приглашен в министерство культуры. Планировалось дать ему подобающие статусу мировой знаменитости звания, оказать почет и уважение. По словам Радзинского, Зверев, который никогда не покупал одежду, а носил то, что перепадало от друзей, оделся, как последний уличный бомж, и пошел в министерство. Естественно, никаких званий он не получил, к чему, собственно говоря, и стремился. Андеграунд был естественной средой его обитания, и, чтобы подчеркнуть индивидуальность Зверева, его называют не просто нонконформистом, а ноннонконформистом.
Художественное наследие Анатолия Зверева невероятно масштабно — оно насчитывает более 30 тысяч работ. Картины Зверева с успехом выставлялись в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. На родине единственная прижизненная персональная выставка состоялась за два года до смерти живописца — в 1984 году, в Горкоме графиков. Сегодня его работы находятся в коллекциях Музея AZ, Третьяковской галереи, в Историческом музее, Московском музее современного искусства, МоМА в Нью-Йорке, в частных собраниях в России и за рубежом.
В Иркутск организаторы выставки привезли портреты, автопортреты и пейзажи — всего более 180 работ. Большая часть экспозиции — портреты. Этот жанр для Зверева был главным. Зачастую портретами он, будучи бездомным, расплачивался за гостеприимство. Особое место в этой галерее лиц занимают картины, на которых изображена главная муза художника — Ксения Асеева (Синякова). Эта история любви, как и все в жизни Анатолия Зверева, неординарна. Когда художник впервые увидел свою музу, ей было уже прилично за 70, и она была старше своего поклонника на 39 лет. Вдова известного поэта Николая Асеева имела за плечами богатую на события жизнь. Близкое знакомство с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым, Борисом Пастернаком придавало женщине даже столь преклонного возраста ореол загадочности, делало ее непохожей на всех остальных. Он нарисовал бессчетное количество ее портретов. На всех она не старше 30-ти. Умерла Асеева в 1985 году, когда ей было уже за 90, меньше чем через год не стало Анатолия Зверева.
Свобода, как и рабство, тяжкий крест. И нести его под силу только избранным. Анатолий Зверев был таковым.
Нина Александрова
Фото Антона Кокина
Новая выставка приехала! В Галерею сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23) с надлежащей аккуратностью заносят картины для экспозиции «Мой учитель Леонардо». Впервые в Иркутске творчество одного из главных художников-нонконформистов Анатолия Зверева (1931–1986) представляет Музей AZ (более 180 работ): живопись и графику в различных жанрах, а также мультимедийный объект «Вселенная Зверева». Для посетителей экспозиция начнет работу с 11 октября
Организаторы выставки сравнивают экспозицию «Мой учитель Леонардо» из собрания Музея AZ с театральным представлением, ведь здесь случится настоящий синтез искусств. Помимо живописи и графики, вас ждут мультимедиа-проекции, инсталляция, музыкальное сопровождение, а также нон-стоп будут демонстрироваться фильмы о художнике
Всю минувшую неделю в Галерее сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23) продолжалась работа над выставкой «Мой учитель Леонардо» из собрания Музея AZ. Уже в пятницу, 11 октября, экспозиция будет открыта для посетителей, и вы сможете увидеть более 180 работ легендарного московского художника Анатолия Зверева (1931–1986)
Почему Музей АZ?
Анатолий Зверев подписывал свои работы инициалами АЗ. Музей был открыт в мае 2015 года в центре Москвы, со временем расширил свою экспозицию и, чтобы подчеркнуть интерес к современному искусству в разных его проявлениях, изменил название на Музей AZ.
Город полон поклонников живописи
На этой неделе мы спросили у иркутян на улицах: «А у вас есть любимый художник?»
Дина, радиоведущая:
— Пожалуй, художник, который мне ближе других и картины которого я очень люблю, — это Виктор Васнецов, в особенности его «сказочный» цикл. «Три богатыря» в Третьяковской галерее заставили радоваться меня больше всех остальных — это отсылка к детству, школьным учебникам, любимым сказкам! Еще мне очень дорога его «Аленушка» — многие годы репродукция этой картины висит под стеклом на даче у моих родителей, и сама дача на берегу Олхи ассоциируется у меня с этой работой.
Юлия, руководитель секции торговой сети:
— Я очень люблю картины Айвазовского. Их цветовая палитра, характер, настроение его произведений: спокойное море, бушующие волны, шторм или штиль — мне это очень близко. Могу еще назвать Леонардо да Винчи — он вдохновляет меня и как художник, и как изобретатель: очень умный, всестороннее развитый. Удивительно, что человек того времени так много знал, умел, занимался просвещением! А еще хочется упомянуть работу Ильи Репина «Нищая», которая хранится в Иркутском художественном музее. Это одна из моих любимых работ автора, и история ее создания молодым художником тоже очень интересна!
Дина, сотрудник администрации гипермаркета:
— Мой любимый художник — Клод Моне. Больше всего в его картинах мне нравится передача цвета — в пейзажах так много настоящего, натуралистичного, и используемые автором краски заставляют почувствовать себя там, в том месте — на озере, в лесу, у кромки воды — хочется отправиться туда, погулять и отдохнуть и телом и душой.
Марина, директор художественной школы № 1:
— Я преподаю детям в художественной школе и очень часто, объясняя что-то ребятам, обращаюсь к творчеству двух наших современников. Они очень разные, не похожие, но оба близки мне. Владимир Кириллов — живописец из Москвы. Он рисует, казалось бы, незамысловатые сюжеты — кусочек травки, уголок неба, яблоки, упавшие в бочку. Но все эти сюжеты наши, из того, что находится у каждого на подкорке, из корней — живое, настоящее, близкое. А второй автор — Александр Простев из Санкт-Петербурга. Он иконописец, занимается росписью храмов, реставрацией икон. У него есть удивительные работы по православным сюжетам — они, может быть, даже сказочные, немного детские, но очень чистые и открытые!
Ольга, менеджер по туризму:
— Люблю картины Николая Рериха. Еще в детстве познакомилась с его творчеством, у нас дома был альбом с репродукциями его картин. Помню, что меня поражали горные пейзажи, пронизанные каким-то неземным мистическим светом, изображения русских святых, гималайские виды. Уже взрослой я посещала Международный центр Рерихов в Москве, где увидела оригиналы картин Николая Константиновича и его сына Святослава. Читала про их путешествия по Центральной Азии. Это были великие исследователи, мыслители и художники.
С прохожими на улицах Иркутска беседовала Ирина Белец
Фото автора