Городская власть серьезно взялась за решение транспортной проблемы областного центра. За последние два года муниципальный автопарк впервые за постсоветские десятилетия обновили на 126 автобусов, большинство из них — низкопольные и повышенной вместимости. Следующая масштабная задача — модернизация трамвайного и троллейбусного парков. Для ее решения в «Иркутскгортрансе» разработали алгоритм сборки современных вагонов собственными силами из комплектующих заводов-изготовителей. В результате новые современные вагоны получаются в три раза дешевле аналогичных готовых вариантов от производителей. 10 июня готовность к запуску уже второго такого трамвая повышенной комфортности проверили мэр города Руслан Болотов и депутат Законодательного Собрания региона Дмитрий Ружников.
Высокое качество при в разы более низкой стоимости по сравнению с аналогами от других производителей — это, в принципе, главное, к чему стремятся все производственники мира. И Кулибины из муниципального «Иркутскгортранса» нашли такой алгоритм для обновления парка.
— У нас уже год эксплуатируется модель вагона КТМ 71-605. Он отлично себя зарекомендовал в эксплуатации, получил много положительных отзывов и от водителей, и от пассажиров. Производитель из Екатеринбурга по нашему заказу адаптировал кузов трамвая именно под наши тележки, которые мы сами собираем на предприятии из закупленных на заводах-изготовителях запчастей, — рассказывает директор «Иркутскгортранса» Сергей Майок. — Вагон прошел последние приготовления и испытания и полностью готов к эксплуатации. Его запуск мы приурочили ко Дню России. 12 июня он начал курсировать по маршруту № 3.
Главный показатель, что все получилось как надо, — это реакция пассажиров. С этим оказалось все в порядке: еще год назад иркутяне весьма положительно восприняли появление на маршруте первого вагона повышенной комфортности.
— Современный трамвай, конечно, не сравнить с предыдущими моделями: есть кондиционер, аккумуляторная батарея включается прямо в кабине поворотом ключа (на старых нужно было выходить из салона и лезть под крышку вагона. — Прим. ред.). Удобное место у водителя: кресло полностью регулируется под тебя и по высоте, и по наклону спинки, очень комфортно, — поделилась впечатлениями водитель трамвая первого класса «Иркутскгортранса» Ольга Бондюгина. — Когда год назад пошел первый вагон, наши пассажиры с ребятишками приходили, специально ждали: звонили диспетчеру, спрашивали, когда он пойдет по расписанию… Встречали нас, руками махали, воздушные поцелуи посылали — люди так радовались, это было очень трогательно!
Кстати, Ольга Геннадьевна — уникальный специалист: в «Иркутскгортрансе» работает с 1978 года! Руководство предприятия решило использовать ее опыт при обучении молодежи, но для этого ей и самой пришлось пойти учиться — в 57 (!) лет она окончила Иркутский техникум автомобильного транспорта. И с тех пор работает в качестве наставника.
Только что окончивших курсы обычно отправляют на маршрут № 4, его за относительную легкость на предприятии называют инкубатором — весь путь проходит по равнине без уклона.
— На маршруте № 4 новички обкатываются год, а потом их уже выпускают по всему городу, — рассказала «Иркутску» Ольга Геннадьевна. — Самый сложный, самый протяженный и при этом мой самый любимый — маршрут № 1. Там есть спуск, особенно на нем тяжело маневрировать осенью, когда из-за влажности снижается сцепление колеса с рельсом, вагон может тащить, и нужно уметь маневрировать. Туда ставят только опытных водителей.
Но вернемся к модернизации трамваев в Иркутске. Городские власти планируют и в дальнейшем использовать алгоритм, придуманный производственниками МУП «Иркутскгортранс», — для обновления всего подвижного состава предприятия. Как считает мэр Руслан Болотов, такое решение можно тиражировать и для других муниципалитетов.
— Кузов трамвая с переменным уровнем пола первой комплектности, который специалисты предприятия установили на тележку, — это продолжение той работы, которую мы начали в прошлом году, — отметил Руслан Николаевич. — Объем энергопотребления этой техники почти на 30 процентов ниже, чем у старых серийных образцов, — это первый плюс. Второй — эта модель комфортнее по ряду показателей, в том числе благодаря кондиционеру. И наконец, такой трамвай сегодня обходится бюджету в три раза дешевле, чем если покупать новую модель, собранную на заводе-изготовителе. Я благодарен коллегам за то, что они предложили такую идею — это очень грамотное техническое решение. Машина получилась хорошая, добротная, а в сегодняшних условиях нужно рационально относиться к процессу формирования бюджета.
— Благодаря совместной работе с администрацией Иркутска и правительством региона мы обновили в городе парк автотранспорта. Сейчас вопрос по электротранспорту стоит остро не только у нас. Эта проблема возникает во всех регионах в силу дороговизны новых трамваев. Многие отказываются от этого вида транспорта, но, на мой взгляд, совершают ошибку, — сказал Дмитрий Ружников. — Сегодня мы видим пример рационального использования денег. Завод-изготовитель готов предоставлять нам по десять экземпляров подобных кузовов в год. Таким образом, за три года мы обновим половину подвижного состава МУП «Иркутскгортранс». Законодательное Собрание и губернатор региона в свою очередь готовы поддержать эту инициативу.
Ольга Королева
Фото Валентина Карпова и пресс-службы администрации Иркутска
Для удобства маломобильных пассажиров в средней части салона нового трамвая смонтирован переменный уровень пола и пандус — он открывается у средней двери (это делает по требованию вагоновожатый). Кстати, в «Иркутскгортрансе» говорят, что пожилые люди тоже оценили удобство низкого пола (обратите внимание, в салоне он трех уровней) и стараются заходить и выходить именно в среднюю дверь. Производитель из Екатеринбурга, НПО «Горизонт», впервые изготовил такой кузов именно для Иркутска. До этого завод выпускал продукцию только с высоким полом
Мэр Иркутска Руслан Болотов буквально засыпал техническими вопросами опытного водителя «Иркутскгортранса» Ольгу Бондюгину и даже попробовал себя в качестве вагоновожатого. Кстати, у этой модели нового трамвая есть система диагностики неисправностей и блок, где хранится вся информация. И что важно — у трамвая повышенная ремонтопригодность. Все оборудование модульное, что позволяет сократить сроки работ и выполнять их вне кузова. Также в нем установлена электронная система управления тяговым приводом
Потолочный кондиционер, видеонаблюдение в салоне, специальная мягкая спинка с ремнем безопасности для маломобильных пассажиров: новый иркутский трамвай собран непосредственно на предприятии «Иркутскгортранс» из сделанного на заказ нового кузова и тележки из комплектующих других заводов-изготовителей. Стоит он в три раза дешевле, чем новый с завода, а такого же уровня, при этом энергопотребление на 30 процентов ниже!
В Иркутске действует семь маршрутов трамваев: № 1, 2, 3, 4, 4а, 5, 6. Каждый водитель «Иркутскгортранса» должен в совершенстве знать любой из них.