Реформа транспорта. В Иркутске готовы поставить сборку трамваев на поток
Общество
13 июня 2024
image
None

Городская власть серьезно взялась за решение транспортной проблемы областного центра. За последние два года муниципальный автопарк впервые за постсоветские десятилетия обновили на 126 автобусов, большинство из них — низкопольные и повышенной вместимости. Следующая масштабная задача — модернизация трамвайного и троллейбусного парков. Для ее решения в «Иркутскгортрансе» разработали алгоритм сборки современных вагонов собственными силами из комплектующих заводов-изготовителей. В результате новые современные вагоны получаются в три раза дешевле аналогичных готовых вариантов от производителей. 10 июня готовность к запуску уже второго такого трамвая повышенной комфортности проверили мэр города Руслан Болотов и депутат Законодательного Собрания региона Дмитрий Ружников.

Высокое качество при в разы более низкой стоимости по сравнению с аналогами от других производителей — это, в принципе, главное, к чему стремятся все производственники мира. И Кулибины из муниципального «Иркутскгортранса» нашли такой алгоритм для обновления парка.

— У нас уже год эксплуатируется модель вагона КТМ 71-605. Он отлично себя зарекомендовал в эксплуатации, получил много положительных отзывов и от водителей, и от пассажиров. Производитель из Екатеринбурга по нашему заказу адаптировал кузов трамвая именно под наши тележки, которые мы сами собираем на предприятии из закупленных на заводах-изготовителях запчастей, — рассказывает директор «Иркутскгортранса» Сергей Майок. — Вагон прошел последние приготовления и испытания и полностью готов к эксплуатации. Его запуск мы приурочили ко Дню России. 12 июня он начал курсировать по маршруту № 3.

Главный показатель, что все получилось как надо, — это реакция пассажиров. С этим оказалось все в порядке: еще год назад иркутяне весьма положительно восприняли появление на маршруте первого вагона повышенной комфортности.

— Современный трамвай, конечно, не сравнить с предыдущими моделями: есть кондиционер, аккумуляторная батарея включается прямо в кабине поворотом ключа (на старых нужно было выходить из салона и лезть под крышку вагона. — Прим. ред.). Удобное место у водителя: кресло полностью регулируется под тебя и по высоте, и по наклону спинки, очень комфортно, — поделилась впечатлениями водитель трамвая первого класса «Иркутскгортранса» Ольга Бондюгина. — Когда год назад пошел первый вагон, наши пассажиры с ребятишками приходили, специально ждали: звонили диспетчеру, спрашивали, когда он пойдет по расписанию… Встречали нас, руками махали, воздушные поцелуи посылали — люди так радовались, это было очень трогательно!

Кстати, Ольга Геннадьевна — уникальный специалист: в «Иркутск­гортрансе» работает с 1978 года! Руководство предприятия решило использовать ее опыт при обучении молодежи, но для этого ей и самой пришлось пойти учиться — в 57 (!) лет она окончила Иркутский техникум автомобильного транспорта. И с тех пор работает в качестве наставника.

Только что окончивших курсы обычно отправляют на маршрут № 4, его за относительную легкость на предприятии называют инкубатором — весь путь проходит по равнине без уклона.

— На маршруте № 4 новички обкатываются год, а потом их уже выпускают по всему городу, — рассказала «Иркутску» Ольга Геннадьевна. — Самый сложный, самый протяженный и при этом мой самый любимый — маршрут № 1. Там есть спуск, особенно на нем тяжело маневрировать осенью, когда из-за влажности снижается сцепление колеса с рельсом, вагон может тащить, и нужно уметь маневрировать. Туда ставят только опытных водителей.

Но вернемся к модернизации трамваев в Иркутске. Городские власти планируют и в дальнейшем использовать алгоритм, придуманный производственниками МУП «Иркутскгортранс», — для обновления всего подвижного состава предприятия. Как считает мэр Руслан Болотов, такое решение можно тиражировать и для других муниципалитетов.

— Кузов трамвая с переменным уровнем пола первой комплектности, который специалисты предприятия установили на тележку, — это продолжение той работы, которую мы начали в прошлом году, — отметил Руслан Николаевич. — Объем энергопотребления этой техники почти на 30 процентов ниже, чем у старых серийных образцов, — это первый плюс. Второй — эта модель комфортнее по ряду показателей, в том числе благодаря кондиционеру. И наконец, такой трамвай сегодня обходится бюджету в три раза дешевле, чем если покупать новую модель, собранную на заводе-изготовителе. Я благодарен коллегам за то, что они предложили такую идею — это очень грамотное техническое решение. Машина получилась хорошая, добротная, а в сегодняшних условиях нужно рационально относиться к процессу формирования бюджета.

— Благодаря совместной работе с администрацией Иркутска и правительством региона мы обновили в городе парк автотранспорта. Сейчас вопрос по электротранспорту стоит остро не только у нас. Эта проблема возникает во всех регионах в силу дороговизны новых трамваев. Многие отказываются от этого вида транспорта, но, на мой взгляд, совершают ошибку, — сказал Дмитрий Ружников. — Сегодня мы видим пример рационального использования денег. Завод-изготовитель готов предоставлять нам по десять экземпляров подобных кузовов в год. Таким образом, за три года мы обновим половину подвижного состава МУП «Иркутскгортранс». Законодательное Собрание и губернатор региона в свою очередь готовы поддержать эту инициативу.

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова и пресс-службы администрации Иркутска

Для удобства маломобильных пассажиров в средней части салона нового трамвая смонтирован переменный уровень пола и пандус — он открывается у средней двери (это делает по требованию вагоновожатый). Кстати, в «Иркутскгортрансе» говорят, что пожилые люди тоже оценили удобство низкого пола (обратите внимание, в салоне он трех уровней) и стараются заходить и выходить именно в среднюю дверь. Производитель из Екатеринбурга, НПО «Горизонт», впервые изготовил такой кузов именно для Иркутска. До этого завод выпускал продукцию только с высоким полом

Мэр Иркутска Руслан Болотов буквально засыпал техническими вопросами опытного водителя «Иркутскгортранса» Ольгу Бондюгину и даже попробовал себя в качестве вагоновожатого. Кстати, у этой модели нового трамвая есть система диагностики неисправностей и блок, где хранится вся информация. И что важно — у трамвая повышенная ремонтопригодность. Все оборудование модульное, что позволяет сократить сроки работ и выполнять их вне кузова. Также в нем установлена электронная система управления тяговым приводом

Потолочный кондиционер, видеонаблюдение в салоне, специальная мягкая спинка с ремнем безопасности для маломобильных пассажиров: новый иркутский трамвай собран непосредственно на предприятии «Иркутскгортранс» из сделанного на заказ нового кузова и тележки из комплектующих других заводов-изготовителей. Стоит он в три раза дешевле, чем новый с завода, а такого же уровня, при этом энергопотребление на 30 процентов ниже!

В Иркутске действует семь маршрутов трамваев: № 1, 2, 3, 4, 4а, 5, 6. Каждый водитель «Иркутскгортранса» должен в совершенстве знать любой из них.

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg