None
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 75-летию Свердловского округа. Как известно, это самый крупный район Иркутска. Численность населения округа составляет более 200 тысяч человек. Сегодня мы расскажем об еще одном знаковом не только для города, но и для всего региона месте — Иркутском железнодорожном вокзале.
Флаги, цветы, гирлянды
В 2017 году зданию вокзала Иркутск-Пассажирский исполнилось 120 лет. Это памятник архитектуры, одно из самых красивых и необычных строений областного центра.
Комплекс состоит из двух частей. Встав лицом к фасаду, мы увидим, что его правый край окрашен в коричневый цвет. Эта часть здания построена первой. Ее строительство началось еще в 1897 году. А уже 16 августа 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд. Это событие, безусловно, дало толчок экономическому развитию нашего края.
С прибытием в Иркутск первого поезда связано несколько интересных фактов. Так, строительство вокзала началось за год до этого события. Никто тогда еще точно не знал, где именно пройдут железнодорожные пути.
— Таким образом иркутяне дали понять, где, по их мнению, они должны быть проложены, — рассказывает заведующий отделом истории музея истории города Иркутска Евгений Меньшагин.
К торжественному дню прибытия первого поезда в Иркутск горожане готовились заранее.
— С раннего утра народ начал стекаться в Глазковское предместье, где находился железнодорожный вокзал. Городские власти заранее расклеили по городу 280 объявлений, в которых попросили жителей украсить свои дома, — рассказывает главный хранитель фонда музея истории ВСЖД Александр Хобта. — И каждый, кто мог, спешил водрузить на свое жилище флаг. В особенности много стягов установили на понтонном мосту через Ангару имени цесаревича Николая.
Все любовались и красивой аркой, переброшенной через железнодорожное полотно и построенной на средства города. Арка была украшена флагами, еловыми ветками, щитом с надписью «Привет от Иркутска! 16 августа 1898 года» и гербом города. Небольшой одноэтажный вокзал также был празднично убран.
«Во избежание беспорядка публика к вокзалу допускалась лишь по билетам. Остальные граждане расположились вдоль железнодорожного полотна, а также на Глазковской горе на правом берегу Ангары, на подошедшем к берегу напротив пароходе, на близлежащем островке и на лодках. Платформа у вокзала была задрапирована материей национальных цветов и украшена гирляндами, зеленью и флагами», — так описывается этот день в летописи Колмакова.
Кстати, прошлым летом, спустя 120 лет после прибытия в город первого поезда, на перроне Иркутского железнодорожного вокзала состоялось костюмированное театрализованное шоу, посвященное этому событию.
В стиле классицизма
Открытие железнодорожного депо и вокзала благотворно повлияло на развитие города. Увеличился товарооборот, усилилась экономическая связь с европейской частью России, выросло стратегическое значение Иркутска.
Когда началась Русско-японская война, вокзалу пришлось принимать огромное количество солдат, что создавало неудобство для гражданских пассажиров. Возникла необходимость увеличить вокзал. И по проекту архитектора В.И.Коляновского началось двухлетнее строительство второй, большей по размеру части вокзала. Ввели в эксплуатацию эту новую площадь в ноябре 1907 года. Правая же часть была надолго законсервирована, вплоть до 1938 года.
В 1938 году здесь произошли существенные изменения. Во-первых, расконсервировали старую часть вокзала. Во-вторых, надстроили второй этаж. И, в-третьих, объединили обе части здания.
В 1950-е годы привокзальную территорию стали расширять. Если ехать в сторону рынка, слева от трамвайной линии в те времена размещались каменные хозяйственные пристройки. Позже их снесли.
В 1964 году возведен павильон для обслуживания пассажиров пригородных поездов, сооружен пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Основная часть строения выполнена на основе типового проекта «Пассажирское здание для станции II класса» с использованием архитектурных форм классицизма: высоких арочных окон, оформлением главного фасада в виде портика и т. д.
Кстати, постройки 1906—1907 и 1936 годов выполнены также с соблюдением классических традиций. Их отличают симметрия, строгость, статичность.
В 1998 году, к столетию Транссиба, вокзал полностью реконструировали, в 2004 году отремонтировали пригородный павильон. Сейчас здание вокзала представляет собой комплекс из четырех разновременных построек общей площадью почти восемь тысяч кв. метров.
Современный и комфортный
Сегодня Иркутский железнодорожный вокзал — один из крупнейших современных логистических центров Восточной Сибири. Отсюда ежегодно отправляются в дальние поездки по стране более 750 тысяч пассажиров, в пригородные — около 600 тысяч человек в год. Суточный пассажиропоток составляет 3700 человек.
В летнее время движение пассажирских поездов дальнего следования составляет 18 пар составов в сутки. Столько же ходит и электричек. Около полутора тысяч жителей и гостей города ежедневно приобретают в кассах билеты на поезда дальнего следования.
Для удобства пассажиров здесь сегодня есть все необходимое — традиционные информационно-справочные услуги, комфортная зона отдыха, комната матери и ребенка, медпункт, Wi-Fi, а также много дополнительных услуг.
С января этого года на вокзале запустили автоматизированную систему управления очередью в билетные кассы дальнего следования. Она позволяет равномерно распределять покупателей по работающим кассам и экономить их время. В основе работы «умных очередей» заложена дифференциация разных операций: покупка и возврат билета, оформление льготного проездного документа или багажной квитанции, групповой поездки и другие услуги.
В прошлом году здесь начались масштабные ремонтные работы. Сейчас идет первый этап реконструкции — обновление подземного тоннеля, также будут смонтированы два лифта для маломобильных пассажиров, на платформах появятся навесы, тревожные кнопки, информационное оборудование. В дальнейшем полностью преобразится комплекс пригородного сообщения, его построят в одном стиле с основным вокзалом. Параллельно пройдет и обустройство привокзальной территории.
На втором этапе планируется строительство объединенного пассажирского зала и модернизация инженерных сетей. Благодаря этому пропускная способность комплекса увеличится до семи тысяч пассажиров в сутки.
На третьем этапе реконструкции предусматривается обновление существующего здания вокзала с сохранением исторических архитектурных форм.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: