Профессионалы «Водоканала» вернулись из Кировска
Общество
Газета «Иркутск» #9 (1095) от 17 марта 2023
image
None

Участники первой командировки в Луганскую Народную Республику рассказали, как восстанавливали водоснабжение в подшефном городе. В конце февраля четыре сотрудника МУП «Водоканал» Иркутска — Николай Кичигин, Александр Засыпкин, Дмитрий Храмцов и Сергей Гребенев вернулись из Кировска Луганской Народной Республики. Они стали первыми сотрудниками нашего муниципального  предприятия, которые добровольно отправились в командировку, чтобы восстановить водоснабжение в Кировске — решение о такой помощи принял губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, а наш мэр Руслан Болотов поддержал его. О своих впечатлениях трое из «кировской четверки» рассказали «Иркутску» на встрече в редакционном пресс-зале.

Главное, что потрясло наших иркутян больше всего, — степень разрухи в коммунальном хозяйстве Кировска. И дело не только в боевых действиях, проблема началась гораздо раньше — сразу после развала Советского Союза.

— Город поразил серостью, он по размерам примерно как наш Шелехов, но по уровню экономического развития отстает на десятилетия, — рассказывает мастер цеха водоснабжения МУП «Водоканал» Иркутска Николай Кичигин. — Было ощущение, что мы попали в 1990-е годы. Дороги разбитые, вся инфраструктура в плачевном состоянии. Водопроводные сети — отдельная история: как проложили в 1970-х годах, так с тех пор их никто не ремонтировал. Поэтому постоянно происходят аварии, ликвидация которых и была основным фронтом нашей работы. Ощущение, что после развала СССР правительство Украины вообще не финансировало сохранение инфраструктуры города.

Как рассказали местные жители иркутянам, пик боевых действий в районе Кировска пришелся на 2019–2020 годы. Нацбатальоны ВСУ тогда не дошли до города каких-то 10 километров, их остановили народные ополченцы. Но разрушения, которые нанесла украинская армия, не удалось ликвидировать до сих пор. Нео­нацисты, не сумев занять город, предприняли все, чтобы сделать его жизнь невыносимой: раньше водоснабжение осуществлялось из скважин, которые при отступлении военные ВСУ либо взорвали, либо засыпали, либо отравили. Чтобы не оставить людей без воды, использовали старые резервные инженерные сети, проложенные в Кировск из Алчевска через Стаханов — это соседние города. Трубы настолько старые, что при каждом подключении водоснабжения половина ресурса утекает в землю.

— И поэтому холодную воду в городе дают по часам: со среды по воскресенье с 18.00 до 22.00, а в понедельник и вторник люди остаются вообще без водоснабжения. В условиях небольшого количества водоемов в этих местах из-за массы утечек давать воду круглосуточно будет слишком дорого для и так плачевной экономики региона. Горячего водоснабжения там давно уже нет — воду греют с помощью газовых колонок. Питьевую воду покупают в магазинах, потому что система водоочистки отсутствует, — о бытовой стороне жизни кировчан рассказывает слесарь аварийно-восстановительных работ цеха водоснабжения МУП «Водоканал» Иркутска Александр Засыпкин.

В таких условиях каждый подготовленный специалист, способный обслуживать дышащие на ладан водопроводные сети, на вес золота. Но в Кировске их сейчас единицы, поэтому и потребовалась помощь иркутян. Рабочие руки предприятию «Лугансквода» нужны как никогда.

— Сети в Кировске в таком состоянии, что выезжать на аварии приходилось практически каждый день, — вспоминает слесарь аварийно-восстановительных работ ремонтного цеха МУП «Водоканал» Иркутска Дмитрий Храмцов. — У нас были две основные задачи: устранение утечек и отогревание труб паяльными лампами при промерзании. К сожалению, у наших кировских коллег проблемы с оборудованием. Поэтому мы им, конечно же, оставили свое. И еще один груз c инструментами им отправили (их увезла следующая бригада нашего «Водоканала». — Прим. ред.).

Про атмосферу в городе хочется сказать отдельно. Артемовск, в районе которого идут боевые действия, расположен всего в 40 километрах от Кировска, и залпы орудий слышны постоянно. Поначалу иркутянам было неуютно, а потом привыкли и перестали обращать внимание. Местные жители к этому уже давно адаптировались: другого выхода у них просто нет. Говорят, что даже первоклассники по звуку могут определить, какой снаряд из какого вида оружия запущен, а по взрыву — расстояние до его эпицентра. Не самое лучшее умение для детей, но это поколение выросло в такой действительности…

— Люди там, конечно, натерпелись, этого не скроешь. Хотя в остальном — добрые, открытые, гостеприимные. Мирному человеку сложно представить, что им пришлось пережить, — вздыхает Дмитрий Храмцов. — Когда к городу вплотную подошли силы ВСУ, они распространили «черный список» семей тех, кто при взятии города подлежит уничтожению. Наряду с представителями администрации в него вошли все те, кто работает на поддержании городского хозяйства. Например, сотрудник предприятия, в котором мы работали в этой командировке, его жена и дети… И даже в таких условиях люди продолжали трудиться. Уходили на смену, а детей, чтобы защитить от бомбежек, отправляли на день в подвалы домов. Мы познакомились там с местным пареньком, он родился в 2000 году и с 14 лет живет в условиях боевых действий. Когда мы приехали, просто в глаза бросалось, какой он подавленный, молчаливый, однажды даже обмолвился, что жить не хочет… Но мы как-то с ним нашли общий язык, подружились, и к концу нашей командировки он оттаял, разговорился. Даже местные заметили: «Вы как врачи, после вас только его и слышно, не остановить». Только ради этого стоило туда ехать!

Помощь специалистов МУП «Водоканал» Иркутска местные жители оценили высоко — директор кировского филиала «Луганскводы» Татьяна Самойлова даже отпускать наших ребят не хотела, так хорошо сработались. Но им на смену отправились еще четверо добровольцев из муниципального предприятия: Иркутск не оставит без помощи кировский водоканал.

А герои нашей публикации все как один сказали, что хотят поехать туда снова: работы в подшефном городе, по их словам, «непочатый край, от зари до зари». Да и жители Кировска приглашали возвращаться в мае-июне — когда все зацветет, пойдут первые фрукты — черешня и абрикосы и последствия войны не будут так заметны на фоне красоты природы луганщины. Кстати, этой весной в Кировске начнут закладку труб нового водопровода — все сети будут полностью менять, конечно же, при активном участии Иркутска и специалистов нашего «Водоканала».

Ольга Королева

Фото Валентина Карпова, из архива героев публикации и открытых источников

В гостях у редакции «Иркутска» работники МУП «Водоканал» Николай Кичигин, Александр Засыпкин и Дмитрий Храмцов. Они буквально на днях вернулись из продолжительной командировки в Кировск Луганской Народной Республики: в составе добровольной бригады восстанавливали систему водоснабжения в подшефном городе. В этот момент на снимке они рассказывают, что дома в Иркутске их с нетерпением ждали семьи. Николая Кичигина — жена Наталья, 14-летний сын Кирилл и восьмилетняя дочь Мелисса, Александра Засыпкина — 25-летний сын Никита и любимая женщина Надежда, Дмитрия Храмцова — жена Ирина и две дочери, 20-летняя Виктория и 16-летняя Диана

Это кадр из видеообращения мэра Иркутска Руслана Болотова из города Кировска в ноябре прошлого года. Руслан Николаевич передавал гуманитарную помощь, собранную иркутянами для жителей подшефного города в Луганской Народной Республике. Тогда в город прибыли два большегруза с гуманитарной помощью, которую собирали всем регионом. А детям из кировской гимназии привезли 127 комплектов школьной формы, которую сшили на иркутской фабрике «ВиД»

Это одна из немногих фотографий, которые герои этой публикации сделали в Кировске — просто не смогли пройти мимо, несмотря на постоянную занятость. На здании местной администрации рядом установлены два герба. Слева, с бабром, — Иркутска, а справа — Кировска. Местные жители очень благодарны той помощи, которую им сейчас оказывает наш город: мы стремимся помочь буквально во всем, от строительства школы и украшения города к Новому году до восстановления водопровода

Эти снимки 31 декабря опубликовал в своем телеграм-канале мэр Иркутска Руслан Болотов. «Сегодня мне прислали фотографии, как Кировск украсили к празднику. На главной площади нарядили елку, поставили световые инсталляции. Это стало возможным благодаря поддержке иркутян. Как вы помните, мы приняли решение помочь кировчанам создать в городе праздничную атмосферу для детей. Сегодня они почувствовали приближение Нового года, надежду, поддержку от всех нас», — написал тогда на своей странице Руслан Николаевич

«КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?»

На этой неделе мы спросили горожан на улицах Иркутска:   «А вы поехали бы восстанавливать народное хозяйство в Кировск?»

Наталья Куренкова, коуч:

— Ну а кто будет восстанавливать разрушенный Донбасс, если никто никуда не поедет? Главное, чтобы это желание помочь людям шло от души, от этого всегда больше пользы! Если бы я обладала профессией, которая там сейчас нужна в восстановлении городского хозяйства, я бы поехала. Но поскольку я коуч, у меня таких компетенций нет. Хотя вот только сейчас подумала — могла бы оказывать жителям Кировска психологическую поддержку хоть сейчас, я ведь работаю онлайн. Могу объяснить им, как выйти из состояния опустошенности, найти силы, как жить дальше, как реализоваться, в каком направлении двигаться, понять, какие у них есть ресурсы, и использовать их.

Марина Тужилова, ведущий советник в отделе инвестиционных проектов в министерстве ЖКХ Иркутской области:

— Я поехала бы восстанавливать разрушенный Кировск, потому что работаю в этой отрасли, как раз в той сфере, которая связана с техническим присоединением. Теперь ЛНР — это территория Российской Федерации, это наши сограждане, нужно восстанавливать инфраструктуру и налаживать нормальную жизнь. И я положительно отношусь к тому, что Иркутск взял на себя шефство над Кировском — а как по-другому? Надо помогать! И главное — наши мужчины сейчас там, чьи-то мужья, сыновья, братья защищают Донбасс. И мы тоже должны внести свой вклад, пусть не в бою — так в восстановлении народного хозяйства.

Владимир Краснов, директор производственного предприятия:

— Мой ответ однозначный — да! Я, как производственник, прекрасно понимаю, что нужно строить предприятия — чтобы у людей были рабочие места, чтобы были средства к существованию, нормальный уровень жизни, возможность растить детей в хороших условиях. Для всего этого нужны не только те, кто будет непосредственно строить, но и опытные управленцы. Бюджетные средства, которые направят на эти цели, необходимо правильно осваивать, в этой сфере и я мог бы принести пользу — например, руководить подрядной организацией. И желание, и опыт есть.

Никита Шмаков, программист:

— Я бы поехал, потому что восстанавливать мирную жизнь, помогать людям — это как минимум благородно. Я хочу, чтобы люди жили хорошо, комфортно, чтобы все, что разрушено боевыми действиями, не просто восстановили, а сделали даже лучше, чем было. В созидании готов участвовать всегда — у меня такое мировоззрение. Я, как программист, в таком направлении нашел бы себе применение, потому что могу работать в обслуживании программного обеспечения ряда производственных процессов. В благом деле участвовать — почему бы и нет? Мы теперь с Донбассом одна страна!

Анастасия Бачурина, инженер-проектировщик:

— Вообще, это интересно — куда-нибудь съездить далеко от дома и проявить себя. Может быть, мои знания пригодились бы, я работаю генпланистом*. Как мне кажется, если ты живешь в каком-нибудь более-менее развитом городе, стоит использовать возможность поработать над тем, чтобы стало лучше жить как раз в маленьком городке. Там более явный и очевидный результат, и он получается быстрее, чем, например, в областном центре. Меня это привлекает не только как профессионала, но еще и потому, что это помощь людям, хочется сделать вклад в мирную жизнь, это вдохновляет!

* Специалист, который полностью готовит, корректирует  и утверждает генеральный план застройки города, поселка, улицы

С иркутянами общалась Елена Кузьмина

Фото автора

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg