None
Рабочий день опытнейшего работника муниципального предприятия Ираиды Георгиевны Андросовой начинается еще по пути в офис. Наметанным глазом она находит проблемные места на дорогах областного центра. «Иду по улице, а сама оцениваю состояние колодцев, — рассказывает Ираида Георгиевна. — Смотрю, где скапливаются лужи, закрыты ли люки». Про нее говорят, что знает расположение всех труб на правом берегу Иркутска. И это не преувеличение: 41 год Ираида Георгиевна посвятила развитию сети ливневой канализации в городе, прошла путь от мастера до руководителя цеха.
Молодость города берет
— Горожане замечают лужи и жалуются на «потоп», когда идет сильный ливень. Но мало кто задумывается, что без существующей ливневой канализации город просто поплыл бы после небольшого дождичка. Работа нашего цеха кажется незаметной, но каждый сотрудник — действительно Профессионал с большой буквы, — уверена Ираида Георгиевна. В разговоре она то и дело нахваливает коллег, рассказывая об их непростом труде.
С героиней мы встретились в деревянном доме-памятнике в предместье Марата. Две уютные печки, деревянные рамы в окнах, поскрипывающий пол и собака во дворе — именно так выглядит офис цеха обслуживания и содержания сетей ливневой канализации МУП «Иркутскавтодор».
— Конечно, мы бы хотели ремонт, но работы в доме-памятнике дорогостоящие, а переезжать в офис мы сами не решились: здесь удобное место для дислокации, — рассказывает Ираида Георгиевна. — Рядом автобаза, всегда можно оперативно выезжать на места. О разделении даже не думали: нужно непосредственное взаимодействие с рабочими, каждый день у нас начинается с планерки, во время которой мы определяем первоочередные задачи, — рассказывает собеседница.
Сегодня Ираида Георгиевна с улыбкой вспоминает, как девчонкой практически наобум выбрала себе профессию на всю жизнь. После 8-го класса приняла решение поступать в техникум, чтобы поскорей получить специальность.
— Мама растила нас четверых одна. Конечно, хотелось помочь ей и пораньше начать работать. Жили мы в Благовещенске, там же я поступила в коммунально-строительный техникум на специальность строительства и эксплуатации автодорог. Тогда показалось, что мне будет интересно, что это важная, нужная людям профессия, — вспоминает Ираида Георгиевна.
В школе Ираида была комсоргом группы. Ответственная, настойчивая, рациональная девушка умела организовать молодежь. Деловитый подход она применила и при выборе места работы: смотрела на уровень предлагаемой зарплаты. Например, проектные институты Павлодара, Алма-Аты предлагали 105 рублей ежемесячного оклада, а Иркутск — 138 рублей для мастера. Вот так она оказалась в столице Восточной Сибири. Приехала и разочаровалась: город совсем не понравился.
Серый, скучный и неуютный — именно такое первое впечатление произвел Иркутск на 18-летнюю девушку в 1978 году. Устроилась мастером цеха по ремонту и содержанию сети ливневой канализации в «Эксплуатационное линейное управление горавтодорог» — предшественник современного МУП «Иркутскавтодор». Вместе с ней в Иркутск приехали еще две выпускницы техникума, одна скоро вернулась в Благовещенск. Ираиду же начальство не отпустило, напомнив, что сначала нужно отработать положенные три года. Но позже девушка сама не захотела уезжать: Иркутск стал родным, к тому же не привыкла пасовать перед трудностями.
— Сначала было очень сложно запоминать, где и как сети проложены, где наши люки и камеры. Молодому специалисту в среднем нужно 3—5 лет, чтобы это заучить. А я город совершенно не знала, так что приходилось еще и названия и расположение улиц запоминать. Мне помогала руководитель цеха Алла Петровна Германская. Сейчас ей 87 лет. Пожалуй, именно она задала планку, как нужно выполнять свои обязанности. Ее все уважали, — вспоминает свою наставницу Ираида Георгиевна.
Бойцы невидимого фронта
Сегодня в Иркутске ливневая канализация — это сложное инженерное сооружение. Только на правом берегу протяженность коллектора составляет 81 783 погонных метра. На этих сетях расположено свыше 1700 смотровых колодцев, почти 1300 дождеприемных, около 5 километров перепускных труб через автомобильные дороги. Вода в городе собирается также в открытые лотки, в канавы и кюветы, их общая протяженность — свыше 15 км. С каждым годом протяженность сетей увеличивается. Например, недавно построено 786 метров ливневки на Покровской развязке. Без нее новая дорога превращалась бы в настоящую реку даже при небольшом дождике. Сегодня любое строительство в городе подразумевает прокладку сетей ливневой канализации. Техническое решение выдает МУП «Иркутскавтодор».
Удивительно, но Ираида Георгиевна помнит расположение почти всех колодцев и сетей ливневки на правом берегу, их состояние и проблемные места. Будучи мастером и руководителем цеха, она вдоль и поперек объездила всю ливневку, побывала на каждом из трех тысяч колодцев в Иркутске.
В 1991 году Ираида Андросова возглавила цех. И хотя протяженность сетей в городе тогда была значительно меньше, обслуживать ее было намного сложнее: не хватало квалифицированных кадров и специальной техники.
— В последнее время администрация города стала больше уделять внимания содержанию всех сетей и колодцев, — отмечает Ираида Георгиевна. — К нам поступила новая техника для промывки труб. Например, каналопромывочная автомашина выдает воду под давлением 30 атмосфер, илосос позволяет сразу же откачивать загрязнение из трубы. Раньше рабочим приходилось самим спускаться в коллекторы и вручную счищать грязь и убирать затор лопатами с короткими черенками. А трубы у нас в Иркутске небольшого диаметра: редко встречаются 1200 мм, в основном же 400, 500 и 600 мм.
Перфекционистка во всем
Этим летом из-за продолжительных ливней рабочим цеха приходится часто дежурить и оставаться на переработку, выходить на смену в ночное время. Коллектив старается работать на опережение: следят за прогнозом синоптиков, если видят, что скапливается вода у канализационной решетки, то незамедлительно прочищают участок трубы и дождеприемный колодец от скопившегося мусора. Проблему создают не песок и глина, а крупный мусор: пластиковые стаканчики и бутылки, фантики и целлофан.
Настоящая головная боль — старые коллекторы в центре города. Например, трубам на ул. Софьи Перовской около 70 лет. Кирпичные стены коллектора разрушаются. Поэтому необходима перекладка данных сетей, отмечает Ираида Георгиевна. На Дзержинского сети хоть и железобетонные, но на некоторых участках диаметр труб 400 мм и в период ливневых дождей они не справляются с большим объемом воды.
Летом цех работает в ударном темпе, впрочем, и в остальное время прохлаждаться не получается. Осенью подготавливают ливневку к зиме: закрывают жестью колодцы и решетки. А зимой помогают освобождать улицы от наледи коварных рек в Рабочем: если не успеть вовремя, то в морозы подземные воды заходят в подвалы старых домов. Февраль и весна проходят под знаком подготовки сетей к сезону дождей.
— Я всегда говорю: у нас работают настоящие герои! В цехе 12 рабочих и 8 водителей. Все душевные и открытые люди. У нас нет текучки, так что я за каждого могу поручиться, — уверенно заявляет Ираида Георгиевна.
После выхода на пенсию она работает заместителем начальника цеха. Руководство предприятия, разумеется, довольно, что такой ценный сотрудник не торопится с выходом на заслуженный отдых. Благодаря опыту и знаниям она пользуется уважением у рабочих, к тому же все подчиненные знают: строгая начальница горой будет стоять за своих подчиненных — «настоящих работяг», как их называет сама Ираида Георгиевна. А они шепотом добавляют: «Перфекционистка во всем, с ней не забалуешь!».
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: