Второго марта у «серого дома» в сквере Кирова в несколько рядов выстроились 80 новых низкопольных автобусов НЕФАЗ большого класса вместимости и один ПАЗ малого класса. В Иркутск на торжественную церемонию вручения ключей от новой техники прибыли представители автозавода и высокие гости из столицы. МУП «Иркутскавтотранс» с масштабным обновлением автопарка поздравили мэр города Руслан Болотов, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, председатель думы Иркутска Евгений Стекачев. А уже на следующий день большинство автобусов выехали на свои маршруты — начались рабочие будни.
Директор МУП «Иркутскавторанс» Алексей Анатольевич Колмаков:
— В последние лет 15 техника предприятия формировалась по принципу «на что-нибудь». В автопарке три года назад насчитывалось 18 марок автобусов, а это, мягко говоря, неправильно и неудобно. Никакой взаимозаменяемости, раздувшийся склад, сложнейшая логистика по закупкам плюс многозадачность у механиков. Правильнее иметь две-три марки автобусов. И для жителей Иркутска хорошо было бы выпускать на линии 220 машин ежедневно. Сейчас цифра приближается к 160, из них 126 — это новый транспорт, поступивший в МУП в 2022 и 2024 годах. Мы стремимся к унификации, и это, можно сказать, получается. Теперь нам нужно наращивать количество и думать о своевременной замене техники — ведь это сегодня автобусы новые и все на ходу, но нельзя забывать, что срок амортизации их равен семи годам, при хорошей поддержке они прослужат до десяти лет. А значит, в ближайшее время нам нужно начать пополнять автопарк на 10–20 машин в год. Будем последовательно идти к этим позициям.
Второй важный момент для предприятия — кадры. Сейчас у нас 225 водителей, но штат нуждается в пополнении, и мы готовы прямо сегодня принять 50 человек, предложив им полный соцпакет, льготную пенсию и зарплату от 80 до 115 тысяч рублей в месяц. Это позволило бы нам увеличить время работы пассажирского транспорта. Труд водителя автобуса сложный — мы не скрываем этого. Важно выполнять план, соблюдать график, правила дорожного движения и так далее. Но, надо сказать, в «Иркутскавтотрансе» трудятся династиями, а значит, многие находят здесь себя и получают удовольствие от этой непростой работы. Мы в свою очередь стараемся вернуть престиж профессии. Вводим соревнования, присуждаем хорошие премии, вручаем вымпелы — стараемся сделать так, чтобы водителю было интересно и важно находиться в коллективе, профессионально выполнять свою работу. К слову, у нас есть и женщины, которые тоже работают водителями, так что мы приглашаем всех, кто чувствует в себе призвание.
Николай Владимирович Тюрюмин, водитель маршрута № 10 «Микрорайон Березовый (Ново-Ленино) — завод нерудных материалов (Иркутск II)»:
— Я работаю в «Иркутскавтотрансе» с 2011 года, новый автобус получил чуть больше месяца назад. Позвонил начальник автоколонны и сказал: принимай машину. Конечно, я был очень рад! До него ездил на современном пазике, еще раньше, когда работал на частном маршруте, у меня был МАЗ, а самый первый — автобус КАвЗ. Мне есть с чем сравнивать, и точно могу теперь сказать, что новый НЕФАЗ — хорошая современная техника, в нем удобно и водителю, и пассажирам! Кое-какие детали я добавил сам, для личного удобства — например, полку для наличных денег и кассового аппарата, а в остальном здесь все предусмотрено. На нашем маршруте уже ходили новые автобусы, которые мы получили в 2022 году, но все равно иркутяне замечают обновы, радуются, благодарят — и это приятно! Машина показала себя хорошо за этот месяц, надеюсь, так и будет дальше.
Сергей Викторович Валов, водитель маршрута № 10 «Микрорайон Березовый (Ново-Ленино) — завод нерудных материалов (Иркутск II)»:
— В «Иркутскавтотранс» устроился в 2016 году, до этого занимался частным извозом. Узнал, что здесь с каждым годом условия труда становятся лучше, растет зарплата, вот и пришел. Ездил на МАЗ‑206, потом на ЛиАЗе, а нынче получил совершенно новый автобус НЕФАЗ — вот уже месяц езжу по городу и, конечно, радуюсь! Если и были какие-то хлопоты, то они очень приятные для меня — не каждый день тебе вручают машину прямиком с завода. Новое есть новое! Ну и сам вижу, что пассажирам значительно удобнее в этих автобусах, чем в тех, что меньше: через зеркало в салон посматриваю — всем места хватает. Многие, расплачиваясь, говорят спасибо! И кстати, люди в новых автобусах ведут себя более аккуратно — вместе с нами берегут свой транспорт.
Роман Сергеевич Литвинцев, водитель маршрута № 13 «Цирк — автостанция (Ново-Ленино)»:
— Уже три года работаю в «Иркутскавтотрансе» — пришел сюда с частного маршрута и полностью доволен переменами. Разговоры о том, что к нам идут автобусы, начались несколько месяцев назад, и мы все очень ждали их, каждый надеялся, что новая техника достанется ему. Мне повезло! Приятно, что руководители оказали мне такое доверие. В первые дни привыкал к габаритам, к новому рабочему месту. Коллектив у нас дружный — на любого можно положиться: помогут, подскажут, поддержат. Пассажиры, кстати, воспринимают новую технику как что-то естественное, за прошлый год, видимо, успели привыкнуть к таким низкопольным большим автобусам — они уже успели себя зарекомендовать. Знаю, что некоторые принципиально дожидаются именно НЕФАЗ на остановке — в нем комфортнее, чем в других. Автобусы закуплены для пассажиров, и мы видим, что обновления в радость не только нам, но и всем иркутянам.
Виктор Людвигович Манжай, водитель маршрута № 54 «7-й микрорайон (Ново-Ленино, ул. Ярославского) — микрорайон Первомайский»:
— В «Иркутскавтотранс» я пришел 21 год назад. До этого тоже работал на автобусе — возил сотрудников одного из предприятий в Усолье-Сибирском. Начинал с пазика старого, потом еще несколько марок сменил. И вот в конце прошлого года мне сообщили, что скоро сяду за руль новейшего НЕФАЗа. Конечно, был очень рад этой новости — коллеги, кто получил подобный автобус в 2022 году, рассказывали о его преимуществах. А теперь сам управляю таким же, да еще улучшенным вариантом. Производители выслушали наши пожелания и добавили в салон несколько форточек и еще один потолочный люк — надеемся, в жару пассажирам будет комфортно. Что касается зимы — в салоне было тепло. И вообще автобус хорош во всех смыслах: маневренный, мягкий, обзор у водителя отличный. Для маломобильных пассажиров все предусмотрено — и откидной трап для кресел, и наклон к бордюру. Иногда высота автобуса и тротуара совпадает настолько, что даже пандус откидывать не надо — хоть коляска детская, хоть инвалидное кресло заезжают без проблем. Сиденье водителя на пневмоподушке, плюс у него есть регулировка высоты, наклона спинки и так далее. Я очень доволен машиной. Месяц отъездил — все хорошо!
Олег Эдуардович Якуба, водитель маршрута № 33 «Батарейная — Центральный рынок»:
— Сегодня на своем новом автобусе работаю на 33-м маршруте, а завтра меня могут переставить на другой, где не будет хватать транспорта или водителей. Определенного маршрута, закрепленного за мной, нет — я в каком-то смысле универсальный водитель. На предприятии с 2019 года. До этого тоже работал, но брал паузу — и вот снова вернулся: у нашей компании определенно есть свои плюсы. Тот автобус, на котором я ездил до получения НЕФАЗа, и сейчас в строю — мой сменщик продолжает на нем работать. Если технику хорошо обслуживать и поддерживать, то она прослужит много лет, но и обновления автопарка очень важны. Мы всем коллективом очень рады такому мощному вливанию современного транспорта. Месяц езжу — присматриваюсь, и пока мне, как водителю, все очень нравится.
Ренат Александрович Валишин, водитель маршрута № 10 «Микрорайон Березовый (Ново-Ленино) — завод нерудных материалов (Иркутск II)»:
— Раньше трудился на частном предприятии — тоже возил пассажиров по городу. В «Иркутскавтотранс» устроился чуть больше года назад. Спасибо руководителям за доверие — месяц назад получил новейший НЕФАЗ. Эти автобусы уже зарекомендовали себя в Иркутске, их успели полюбить пассажиры, и теперь автопарк пополнился еще 80 такими же комфортными, вместительными машинами. Считаю это большим подарком для горожан. А что касается меня — водительская кабина здесь устроена очень удобно, рабочий день проходит в хороших условиях, а это многое значит! Кроме того, большой плюс работы на предприятии — соцпакет, полное техобслуживание, хорошая стабильная зарплата, большой отпуск. А теперь еще и автобус новейший!
Алексей Владимирович Федоров, водитель маршрута № 67 «Микрорайон Первомайский — микрорайон Топкинский»:
— Я вроде и новичок на предприятии, но в то же время не совсем. Несколько раз приходил и уходил, сейчас опять вернулся, потому что выросли зарплаты и автобусы новые начали поступать. Вот получил новую технику — это хорошие, радостные перемены. Доведу все детали под себя и буду окончательно счастлив на работе. Что касается пассажиров, то им очень нравятся новые автобусы: здесь просторно, ход у них мягкий, двери широкие — масса плюсов. Многие говорят спасибо на выходе — таких примерно 50 процентов стало. Надо сказать, люди быстро привыкают к хорошему, и сейчас мы уже никого не удивляем на остановках. А в 2022 году, когда первые НЕФАЗы только поступили в Иркутск, все были под впечатлением, делились эмоциями с коллегами.
Алексей Витальевич Клетченко, водитель маршрута № 37 «Микрорайон Березовый (Ново-Ленино) — Центральный рынок»:
— Сегодня меня поставили на 54-й маршрут на подмену, обычно же хожу по 37-му. О том, что у меня появится новый автобус, первый раз услышал в 2022 году. С тех пор ждал — и вот теперь все сбылось. До этого работал на МАЗе — тоже хороший автобус, но время берет свое, и даже хорошую технику периодически нужно менять. Я в «Иркутскавтотрансе» уже больше 10 лет и, конечно, рад получить новый комфортабельный автобус. И за себя рад, и за пассажиров. Если сравнивать этот автобус и предыдущий — это как с «Жигулей» пересесть на иномарку. Пока такое первое впечатление, нужно будет еще посмотреть характеристики долговременного использования — и тогда можно будет сделать более точные выводы.
Вячеслав Александрович Горбунов, водитель автобуса № 28р «Авиазавод — Центральный рынок»:
— В «Иркутскавтотрансе» работаю уже 22 года — пришел из таксопарка и остался. На каких автобусах только не ездил за эти годы, а сегодня управляю самым новым в городе. Кстати, производители специально по обращению наших пассажиров внесли изменения в кузов — теперь летом горожанам должно быть комфортнее. Автобус, кроме прочего, хорош еще и тем, что у него установлена коробка-автомат, а это позволяет больше внимания уделять дорожной обстановке.
Владимир Георгиевич Кондратьев, водитель маршрута № 54 «7-й микрорайон (Ново-Ленино, ул. Ярославского) — микрорайон Первомайский»:
— Месяц езжу на новом автобусе и могу уже сказать — он мне нравится больше всех предыдущих. Идет мягче, в то же время он мощнее. Для пассажиров он удобнее: салон больше, двери шире, и их три — это ускоряет посадку и высадку, никакой толкучки и давки. Для меня, как для водителя, здесь тоже все устроено максимально комфортно — сиденье, система управления, обзор. Даже плечики для одежды стационарные есть! Работаю в «Иркутскавтотрансе» 10-й год, до этого у частника на пазике возил пассажиров. Если честно, на пазике больше никогда не хочу работать. Эти две машины — как небо и земля!
Ирина Покоева, Ирина Белец
Фото пресс-службы администрации города Иркутска
Всех желающих устроиться на работу в МУП «Иркутскавтотранс» просят звонить в отдел кадров по телефону 707–392, приходить по адресу: Иркутск, улица Тухачевского, 2 или заполнить анкету на сайте https://www.iat38.ru/vakansii
«Такое масштабное обновление транспорта стало возможным благодаря совместной работе с правительством региона, депутатами Государственной думы, парламентариями Законодательного собрания области, городскими депутатами и поддержке госкорпораций. За два года в Иркутске появилось 126 новых автобусов. Эту работу мы будем продолжать. Задачи перед собой ставим не менее амбициозные: привести в порядок весь городской транспорт. Убежден, что совместно мы сможем их реализовать».
Мэр Иркутска Руслан Болотов