None
10 июня в Иркутске открыли парусный сезон традиционной регатой крейсерских яхт «Парусное лето - 2016». В акватории Иркутского водохранилища 13 команд в течение трех дней укрощали ветер. Соревнования прошли в рамках общероссийского праздника «Паруса России». О хитростях и сложностях парусного спорта, мы узнали, посмотрев одну из гонок с палубы судейской яхты…
Мы подплываем к месту старта. Посреди водного пространства качается на волнах одинокий гимнастический мяч ярко-красного цвета - это буй. Мячи, кстати, каждый год меняют: за парусный сезон они изнашиваются под воздействием солнца, воды и других природных факторов. Стартовый створ – это невидимая прямая между нашим судейским катером и буем. Яхты выстраиваются в неровную линию, готовые рвануть: в соответствии со гоночной инструкцией, старт всегда против ветра.
- Минута до старта, готовы? – передает главный судья соревнований Олег Федоров по рации, указывая помощнице, какой флаг поднять, - Старт!
Ветра особо не было, поэтому яхты медленно и величаво двинулись в путь. Им предстоит доплыть до знака, обогнуть его, отправиться в сторону плотины ГЭС, обогнуть второй знак и вернуться к створу, который уже будет считаться финишным. Как же при равных погодных условиях, кто-то приходит быстрее, а кто-то медленнее?
- Парусный спорт можно назвать шахматами на воде, - объясняет Олег Федоров, - яхтсмены на старте выбирают самую выгодную позицию, здесь важно, с какой строны подойти к стартовому створу, чтобы оказаться ближе к знаку. Стартуя против ветра, идешь зигзагами, так что галс (курс судна относительно ветра) нужно расположить таким образом, чтобы обеспечить наибыстрейшее продвижение до знака. И нужно отслеживать своих соперников, чтобы они тебе не мешали, а ты им мог помешать. Как и дорожном движении, здесь существуют правила.
Например, яхта, идущая правым галсом, имеет преимущество в движении, и та, что идет левым – должна уступать. Вообще, многое зависит от слаженной работы команды, также важно правильно и быстро обогнуть знак, поставить свой спинакер.
Спинакер – это легкий дополнительный парус, который имеет принцип парашюта. Форма спинакера выпуклая, и изготавливается из прочной и легкой ткани. В основном, спинакер устанавливает на ходу судна, для того чтобы достичь большой скорости при переходе на полный курс. Включать мотор, кстати, нельзя ни в коем случае. Только если судно попало на мель, но в этом случае яхта при включении мотора не должна получать преимущество перед другими.
- А как вам сегодня ветер? – спрашиваем у судьи, - Для гонок слабоват?
- Ну сами видите, почти штиль... – вздыхает Олег, - Плохо с ветром!
Между тем, спортсмены все же начинают финишировать. С палубы одной из яхт, улыбаясь, машут матросы: среди них и седой мужчина преклонных лет.
- Это, кстати, самый опытный яхтсмен, - замечает Олег Федоров, - Артур Иванович Франго.
- А сколько лет ему? – интересуемся мы.
- Сейчас узнаем, - говорит Олег и кричит яхтсменам: «Ребята, Артуру Ивановичу сколько лет?».
- 18! – дружно отвечают с палубы.
Артур Иванович заливисто смеется: люди, влюбленные в парусный спорт, вообще отличаются веселым нравом. А какими физическими качествами должны обладать спортсмены, укрощающие воду и ветер?
- Спина и руки у яхтсмена должны быть сильными, - говорит Олег Федоров, - плюс координация, ведь яхта идет в наклонку, с креном. Спортсмен должен быстро и осторожно передвигаться по яхте.
По итогам трех дней соревнований во второй зачетной группе первое место заняла команда на яхте «Кросс». Команда яхты «Ласточка» стала победителем в третьей зачетной группе. В четвертой группе – первой к финишу пришла команда яхты «Нептун». В шестой – команда яхты «Фридом». И в седьмой – быстрее всех оказались участники на яхте «Е-миссион». Следующие соревнования парусного сезона, «Ангарские хутора», пройдут со 2 по 3 июля на Ангаре.
Фото Ники Песчинской
Поделиться в соцсетях: