Мы уже рассказывали читателям «Иркутска» о том, как прошли встречи мэра Руслана Болотова с активными горожанами — представителями ТОС, территориальных общественных самоуправлений Октябрьского и Правобережного округов (напомним, что идея проводить такие собрания родилась в прошлом году на городской конференции ТОС. — Прим. ред.). В конце февраля состоялась встреча главы города с общественниками Свердловского округа: обсуждали строительство социальных объектов в Первомайском, Радужном, «Союзе», развитие транспорта в Университетском, реформирование транспортной системы в Академгородке, проведение капитального ремонта многоквартирных домов и многое другое. Репортерская группа «Иркутска» внимательно наблюдала за встречей мэра Руслана Болотова и горожан с активной жизненной позицией и убедилась: курс главы города на максимальную открытость власти импонирует людям.
О проблеме с автобусами в своем микрорайоне рассказала Вера Константиновна Новикова, руководитель ТОС «Университетский»: через Университетский проложен только один муниципальный маршрут — № 67, мкр. Первомайский — мкр. Топкинский. При этом автобусы в сам микрорайон даже не заезжают, и пенсионерам, которые пользуются льготным проездом, это, конечно же, неудобно.
— Руслан Николаевич, — обратилась к главе города Вера Константиновна, — есть ли возможность создать новый маршрут муниципального автобуса из Университетского в сторону Ангарского моста?
— Эту задачу нужно решить, и для начала надо разобраться, что именно необходимо для этого, — убежден Руслан Болотов. — Возможно, надо докупить новых единиц техники. Логика приобретения муниципальных транспортных средств у меня простая — они должны быть новые, и они должны оказывать горожанам достойную услугу. Поэтому если надо докупать, будем докупать. Главное, чтобы людям было удобно.
Мы в прошлом году хорошо обновили городской автопарк — купили 42 новых автобуса. Но еще около 70 процентов автобусов МУП «Иркутскавтотранс» требуют замены. С трамваями и троллейбусами — похожая история (последний новый трамвай город покупал аж в 2007-м!). Поэтому на следующий год мы планируем купить сразу 10 новых трамваев. Я вообще хочу, чтобы у нас было новое и не хуже, чем в столице.
— Очень хорошее желание! — приободрилась Вера Константиновна.
— Да, и мы сейчас все делаем для этого. Покупаем только новые автобусы, например. Мне не нужны компромиссы в виде подержанного транспорта, который еще и по цене ничуть не дешевле. Я даже хотел бы, чтобы вернули старую советскую систему, когда в муниципалитет из федерального центра передавали не деньги, а сразу готовый транспорт. Это позволило бы отказаться от перекупщиков как минимум.
Что касается создания новой транспортной схемы в Университетском, то над этим вопросом мы отдельно поработаем с коллегами. Поставим маршрут, потом вместе с вами, Вера Константиновна, по нему проедемся — оценим.
Валентина Петровна Копылова, руководитель ТОС «Вампиловский», спросила мэра Иркутска, будет ли строиться детская школа искусств в Первомайском и когда в микрорайоне завершится благоустройство общественной территории «Падь Долгая».
— Сначала отвечу про школу, — сказал Руслан Николаевич. — Я сам когда-то учился в музыкальной школе (мы не знали! Обязательно напишем об этом. — Прим. ред.), и у меня есть четкое понимание, что такие объекты нашему городу необходимы. Но у нас есть одна проблема с социальными объектами — для того чтобы они появились, нам приходится буквально с боем выбивать землю под их строительство.
На большую часть объектов, которые мы сегодня собираемся возводить (в этом году в работе 22 (!) социальных объекта), землю городу выделяют либо на федеральном уровне, либо… через суд. За примером далеко ходить не надо. Когда мы запроектировали строительство школы в микрорайоне «Союз», нашлись люди, недовольные этим решением. Они хотели, чтобы часть той территории была отдана под парковку. И нам пришлось пройти через судебные процессы, чтобы получить разрешение.
Вот и по вашему вопросу, Валентина Петровна, похожая ситуация.
Что касается Пади Долгой, то ее благоустройство мы продолжим в этом году. Здесь мы построили и уже открыли первый в Иркутске муниципальный крытый каток с искусственным льдом. Теперь же надо сделать пешеходную связь между микрорайонами Первомайским и Университетским — строительство перехода запланировано на 2023 год, и он обязательно появится.
Следующей слово взяла руководитель ТОС «Приангарье» Наталья Скубало.
— Руслан Николаевич, как вы считаете, должны ли депутаты городской думы обсуждать с руководителями ТОС проекты благоустройства дворовых территорий перед началом работ? — спросила Наталья Вильгельмовна.
— Разумеется, должны! Однако есть нюансы. Давайте я расскажу вам, как работают программы в сфере благоустройства. Если мы говорим о «Формировании комфортной городской среды», то любой результат — это всегда желания самих жителей, потому что за каждый объект идет голосование. В этом случае ни один депутат не может сам решать, где и что нужно сделать. Если речь идет о депутатском фонде… Напомню, около 11 миллионов рублей в год городской бюджет выделяет каждому депутату, чтобы в округах решались насущные проблемы: по дворам, площадкам, подъездам, детским садам и так далее. Такой программы, я вам доложу, до 2020-го не существовало, за два года ее работы уже очевидно — это отличная возможность развивать все территории города. И вот здесь мы депутатов не ограничиваем. Но, разумеется, каждый из них должен согласовывать свои решения с жителями. Поэтому если у вас есть какие-то претензии к своему депутату, то этот вопрос можно решить через комитет по управлению округом. Нужно просто сесть, найти компромисс и доработать.
Представитель ТОС «Черемушки» Екатерина Игнатова рассказала мэру, что есть жители, которые слышали о планах по строительству детского учреждения возле домов № 86, 88, 89 микрорайона и недовольны этим (да-да, такое бывает в нашем городе — Прим.ред.)
— Это уже не первый случай, когда жители говорят — мы не хотим, например, детский сад, — на рассказ Екатерины Васильевны Руслан Николаевич отреагировал особенно эмоционально. — А я не понимаю — как это вообще возможно?! Это ведь даже звучит кощунственно! Сегодня у города есть деньги для того, чтобы построить нашим детям нормальные детские сады (вы зайдите в новые и посмотрите, как они отличаются от старых!), а некоторые люди говорят — не хотим!
Есть люди, которым и новые школы не нужны! Тысячи ребятишек в новом учебном году должны идти в школу, а 20 взрослым людям нужна парковка (я снова про микрорайон «Союз»). Извините, но в этом случае я буду жестко говорить. У нас человеческое общежитие, надо учитывать мнение всех, со всеми надо договариваться. И соглашаться в том, что дополнительное образование и детсады Иркутску нужны. Поэтому когда некоторые люди говорят — нам тут детсад не нужен, я говорю — будет! Иногда, кстати, для этого мы обязываем застройщиков землю отдать. И там, где могла появиться высотка, строится детсад. Разве плохо?
Еще об одной проблеме рассказал руководитель ТОС «Академгородок» Глеб Заруев. По словам Глеба Васильевича, жилая зона Академгородка чрезмерно перегружена автотранспортом. Представитель ТОС попросил главу города исключить район из строительного плана города до решения всех проблем.
— В нашу школу, детсады привозят детей со всего города, — рассказывает Глеб Васильевич. — На нашей территории, как известно, стоят два ледовых дворца, где проходит много разных мероприятий — в это время все близлежащие дворы превращаются с стихийную автостоянку!
— Давайте откровенно? Останавливать жизнь у нас точно не получится. Я уже сказал — школы мы будем строить. В том числе и у вас в Академгородке — на улице Мелентьева появится новое здание (сейчас готовится проектная документация). У меня к вам, кстати, встречный вопрос: ваши дети после окончания школы в институты куда ходят? — было заметно, что мэр Иркутска, мягко говоря, удивлен предложением «закрыть» Академгородок для строительства социальных объектов. — На территории Академгородка нет высших учебных заведений, значит, они куда-то ездят? Исходя из вашей логики, ваши дети не должны учиться в институтах в центральной части города, например. Так получается?
Это ведь путь в никуда — «чужие дети нам здесь не нужны». А право на образование куда девать? Ну нет школы у жителей Березового, например. Ее строят сейчас. Надо просто потерпеть.
И вы начали с ледового дворца. Вы считаете, что не надо было строить? Но ведь даже в Москве стадионы строят на площадках в черте города. Потому что когда такие объекты в городе появляются — это всегда плюс к инфраструктуре. Кто-то благодаря этому, например, ходит в шаговой доступности играть в хоккей.
Парковочных мест, разумеется, должно быть достаточно. И сегодня такая проблема не только у вас — во многих районах города. Просто потому, что в Иркутске сейчас живет больше людей, чем раньше, и количество машин увеличивается с каждым годом. Но и запрещать что-то — неправильно. Надо комплексно решать проблемы. В общем, давайте посмотрим, что можно сделать прямо сейчас в Академгородке, чтобы мы могли двигаться дальше. Но вам все же придется набраться терпения. И не забывайте — в настоящий момент ведется разработка проектно-сметной документации по реконструкции Лермонтовской развязки. Это тоже шаг к улучшению жизни в вашем районе.
Руководитель ТОС «Черемушки + 9 км» Юлия Геннадьевна Мочалова спросила главу города о строительстве водоколонок.
— Наш ТОС находится на территории частного сектора, — рассказала она. — И нам привозят воду специальные машины. Есть ли в планах строительство водовода?
— Да, сегодня в Иркутске еще много улиц частного сектора остается без воды, и с этим надо заканчивать. Но позвольте, я поясню. Сейчас в Иркутске реализуется три глобальных проекта с точки зрения водоснабжения и канализации (по объему инвестиций в этот сектор мы к данному параметру не приближались лет 30!). В частности, на реконструкции канализационно-очистных сооружений (КОС) правого берега Иркутска уже завершили очередной этап модернизации производства. И теперь очистка стоков выполняется в полном соответствии со всеми требованиями и нормами экологического законодательства. Прямо сейчас готовится документация по реконструкции КОС левого берега.
В связи с этим МУП «Водоканал» основательно загружен работой, и я считаю нужным, чтобы все эти проекты были завершены вовремя. Это главное — завершить то, за что уже взялись, строительство очистных сооружений очень важно. А строительство водозаборных колонок подразумевает строительство сетей через министерство ЖКХ, и это тоже мы обязательно сделаем.
Что касается вашего ТОС, то у меня хорошие новости. По улицам Ракитной, Лесогорской, Черемуховой, Ботанической уже разработаны решения по прокладке хозяйственно-питьевого водопровода протяженностью более трех километров и предусмотрена установка автоматизированных водоразборных колонок. После утверждения проектно-сметной документации будет определена точная стоимость строительства.
Встреча мэра с активистами Свердловского района в целом была весьма насыщенной. Каждый из участников задал несколько вопросов главе города. Спрашивали, например, о судьбе стадиона «Автомобилист» (мэр ответил, что на его месте будет построена школа). Узнавали, можно ли обязать застройщиков взять на себя долю выкупа частной собственности под расширение территории школы № 80 (и глава Иркутска ответил, что есть уже два примера, когда застройщики шли навстречу жителям и отдавали свои участки под социальные объекты — на улице Култукской и в Лисихе, и что администрация и дальше будет искать возможности и договариваться с застройщиками на взаимовыгодных условиях). Интересовались, когда начнется строительство детской поликлиники № 5 на месте бывшего кинотеатра «Чайка» на улице Терешковой (здесь Руслан Николаевич напомнил о полномочиях органов местного самоуправления и объяснил, что строительство объектов здравоохранения к ним не относится).
Под конец разговора мэр Иркутска традиционно поблагодарил всех пришедших на встречу за активную жизненную позицию.
— Это уже третья моя встреча в округах с общественниками, — рассказал Руслан Николаевич «Иркутску». — И каждая убеждает: такие мероприятия необходимы, они как сверка часов. Только поддерживая постоянный конструктивный диалог, можно качественно улучшить жизнь горожан. Благодарю жителей за желание и стремление заниматься общественной работой. Такие неравнодушные, инициативные иркутяне всегда были двигателями нового, позитивного в областном центре. Город — это прежде всего его люди!
Марина Александрова
Фото автора и Артура Харламова
Идет встреча мэра Иркутска и активистов Свердловского округа: в районе зарегистрировано 15 территориальных общественных самоуправлений. Уже третий раз в этом году Руслан Болотов обсуждает с представителями ТОС городские проблемы (такие встречи уже состоялись в Правобережном и Октябрьском округах). «Опираясь на мнение иркутян, я, в свою очередь, понимаю, по каким направлениям у меня есть поддержка горожан, и с радостью отмечаю, что по многим. Замечательно, когда вместе собираются люди, которые хотят менять жизнь в лучшую сторону. Остальные, как говорится, подтянутся», — убежден мэр Иркутска