Первая в Сибири картинная галерея. Городской голова Владимир Сукачев большую часть жизни собирал лучшие образцы искусства
Культура
Газета «Иркутск» #18 (1154) от 24 мая 2024
image
None

175 лет исполняется в этом году со дня рождения (июль 1849 года) Владимира Платоновича Сукачева. История Иркутска неразрывно связана с ним: городской голова, почетный гражданин города Иркутска, общественный деятель и меценат. Еженедельник «Иркутск» посвящает цикл публикаций человеку, имя которого носит Иркутский областной художественный музей, основой которого стала картинная галерея, собранная Сукачевым

Иркутск — административный центр Восточной Сибири с XVIII века, которая простиралась от Енисея до Тихого океана. Безусловно, роль «столичного города» росла не только в политическом плане, но в экономическом, поскольку Иркутску повезло географически: город не только был транспортным узлом между восточносибирскими территориями, но и поддерживал связь с нашими соседями — Монголией и Китаем. И конечно же, это сказалось на росте купеческого населения. Купцы, помимо заработка, в том числе активно занимались коллекционированием произведений искусства.

Владимир Платонович Сукачев, вернувшийся в родной Иркутск в начале 80-х годов с семьей (Сукачев покинул город, когда отправился получать высшее образование), построивший прекрасную усадьбу на окраине Иркутска (1882–1889), где раскинулась Кокуевская роща, стал задумываться о создании картинной галереи. Работ в коллекции Сукачева уже было достаточно: помимо приобретенных картин на различных художественных выставках, которые он посещал еще со студенческой скамьи, некоторые произведения достались ему от родственников Трапезниковых, известных представителей иркутского купечества, которые интересовались искусством еще с XVIII века, а именно: «Портрет Н. П. Трапезникова» (1847), полотно «Обручение» (1877), один из самых первых портретов — П. Д. Трапезникова, «Избрание апостолов» и др.

Конечно, основу галереи составляли произведения отечественных художников, поскольку Владимир Платонович был большим русским патриотом и считал, что воспитание художественного вкуса у подрастающих сибиряков является основой образовательного процесса.

Наследник Владимира Платоновича, его младший сын, которого также звали Владимиром, утверждал, что первыми приобретенными работами были «Камень писанный», «Деревня Кокот в Крыму» П. П. Верещагина, «Няня» Х. П. Платонова, «Мальчик с гармоникой» М. А. Кудрявцева, «Рыболов» В. П. Худоярова (этот же художник подарил Сукачеву портреты его родителей и супруги в год завершения строительства усадьбы), «Бедный ужин» В. М. Максимова. «Нищая» И. Е. Репина была приобретена в мастерской художника в конце 80-х годов XIX века, а пейзажи Г. Г. Мясоедова «Лесной ручей» и А. П. Боголюбова «Вид с города Аркашона» — в начале 90-х годов XIX века на выставке товарищества передвижников, где Владимир Платонович, человек очень передовых взглядов, часто бывал. Зародившееся еще в 70-х годах XIX века прогрессивное движение передвижников ставило во главе сюжета повседневную жизнь, родную природу, историю русского народа, картины нередко носили остросоциальный характер, и столичная публика на выставках видела другую Россию: босоногую, открытую, простую. Картины Ф. Бронникова «Покинутая» и Н. Скадовского «Безумный» были также приобретены в 90-х годах. И Бронников, и Скадовский были передвижниками, а Николай Львович Скадовский вообще считается одним из основателей южнорусского товарищества передвижников в Одессе.

Владимир Платонович много путешествовал по миру. Даже став городским головой, он использовал свой отпуск, чтобы отправиться на очередную выставку. Во время европейских поездок для галереи были приобретены копии работ таких художников, как Рафаэль, Рубенс, Аллори, Рени, Корреджо, Дольчи, Мурильо. Тем самым Сукачев показывал гостям своей картинной галереи разносторонность мировой живописи.

Уже в конце 90-х годов, когда Сукачев покинул пост городского головы и уехал в Санкт-Петербург, он хотел, чтобы картинная галерея работала не только в усадьбе. Он планировал построить в центре Иркутска новое здание, однако ему не хватало на это средств. В отсутствие В. П. Сукачева галерея работала даже в непростые годы революции: благодарные иркутяне смогли сохранить коллекцию иркутского мецената, а уже в 1920-е годы стала собственностью государства.

Таким образом, картинная галерея в Усадьбе В. П. Сукачева была и до сих пор остается главной культурной ценностью нашего города, нашей страны. А возрожденная в 2000-х годах усадьба — своеобразным памятником человеку, который был настоящим патриотом своего родного Иркутска.

Дарья Рудакова, научный сотрудник ГБУК «Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева», по материалам СМИ

Иллюстрации из открытых источников

Семья Сукачевых: Владимир Платонович, его супруга Надежда Владимировна (урожденная Долженкова), дети Борис, Платон, Владимир, Анна. В семье царили прекрасные отношения, а родителей связывало нежное чувство, свидетельство тому — записка Надежде Владимировне, в которой Сукачев признается ей в любви. Фраза «Я тебя люблю!» повторяется на четырех языках

Коллекция Владимира Платоновича Сукачева (1849–1920) начала формироваться в 1870 году, а в 1920 году владелец передал галерею (более 100 произведений) и усадьбу, где она располагалась, государству. Сейчас фонды музея насчитывают около 24 000 оригинальных произведений живописи, иконописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В постоянной экспозиции всегда можно увидеть работы китайских, монгольских и бурятских мастеров XVI–XIX веков, уникальные древние иконы, произведения самых известных русских художников — Айвазовского, Репина, Саврасова, Шишкина и других

Поделиться в соцсетях:

Похожие новости

Самое читаемое

Сообщить новость
loader.svg