None
Очередную прогулку по старому Иркутску клуб молодых ученых «Альянс» посвятил основателю иркутской школы регионоведения Федору Кудрявцеву. О вкладе ученого в историческую науку собравшимся рассказал профессор Иркутского госуниверситета Вадим Шахеров.
Федор Кудрявцев всю свою жизнь посвятил изучению истории Сибири и ее популяризации. Большая часть жизни Федора Александровича, уроженца села Олонки Балаганского уезда, связана с Иркутском и университетом, куда он поступил в 1920 году, в 1940-м был приглашен преподавателем, а затем возглавил кафедру истории СССР. Кабинет, в котором он работал, стал мемориальным и носит имя ученого.
Лекция о жизни и работе Федора Кудрявцева, которую провел для собравшихся доктор исторических наук профессор Вадим Шахеров, проходила возле Белого дома — научной библиотеки ИГУ, расположенной на бульваре Гагарина.
Федор Кудрявцев родился в 1899 году. Он рано осиротел и воспитывался в Иркутске, в семье брата — инженера. В столице Приангарья он окончил гимназию, по призыву попал в армию Колчака, а затем перешел на сторону Красной армии, но в боях не участвовал: за неимением грамотных был определен писарем, а затем стал передавать знания красноармейцам. Поступив в университет, Федор увлекся изучением истории Байкальского региона.
— Занимался Федор Александрович с большим желанием. Университет тогда обладал блестящей профессурой — здесь работали преподаватели, эвакуировавшиеся из центральной части России. Любимым педагогом Кудрявцева был Борис Кубалов, который ранее, еще в гимназии, привил юноше любовь к истории. Под его руководством Федор написал дипломную работу на весьма неординарную тему — «История восстания поляков на Кругобайкальском тракте в 1866 году» — оригинальный труд, по-новому раскрывающий проблематику пребывания поляков в Сибири. На русском языке его так и не опубликовали, научная работа вышла в Польше в 1927 году. Так молодой выпускник ИГУ сразу вышел на международный уровень, — рассказывает Вадим Шахеров.
По словам профессора, Кудрявцева с уверенностью можно назвать основателем школы сибирской регионалистики. Он первым начал разрабатывать такие направления исторического знания, как политическая ссылка, революционные процессы в Сибири, темы, связанные с вхождением Бурятии в состав России. С легкой руки известного историка Алексея Окладникова исследователя называли патриархом сибирской истории. Начатую им работу продолжили такие крупные ученые, как Семен Коваль, Николай Щербаков, Иннокентий Асалханов, Виктор Агалаков, Илья Кузнецов.
Особое место в научной деятельности Федора Александровича занимает тема, связанная с изучением истории бурятского народа, так как после окончания университета он несколько лет трудился в Верхнеудинском (ныне Улан-Удэнском) госархиве, где вел научно-краеведческое направление. Из Верхнеудинска ученый вернулся в Иркутск, где также работал в архиве. Именно здесь он перешел от написания статей и очерков к монографическим исследованиям, являющимся результатом обобщения солидного фактического материала. В 1936 году вышла его первая монография, посвященная изучению сибирской каторги.
В конце 1930-х годов Кудрявцев был арестован как сын кулака и участник шпионской организации. Но следствие не сумело собрать изобличающих его фактов, и историк был освобожден с подпиской о невыезде. Этот арест и некоторые факты биографии, в частности, служба в армии Колчака, отразились на деятельности ученого. По свидетельству современников, он стал более осторожен в своих высказываниях и научных выводах. Кроме того, он не был включен в список ученых, награжденных Государственной премией за работу над пятитомным изданием «Истории Сибири» под редакцией Алексея Окладникова.
Кандидатом наук Кудрявцев стал в 1942 году, представив к защите свою монографию по истории бурят-монгольского народа. А вот докторскую он защитил только в 1970-м, будучи профессором. Научное наследие Федора Александровича Кудрявцева насчитывает более 350 опубликованных научных трудов, в том числе книги, статьи в журналах, сборниках и газетах, рецензии, а также девять рукописных работ. Одним из его главных научных достижений стало создание авторского труда под названием «Социально-экономическое развитие юго-восточной Сибири и сопредельных с нею территорий в конце XVIII — первой половине XIX веков». Труд насчитывает 1166 страниц и стал основой его докторской диссертации.
По словам профессора Шахерова, одной из особенностей исследователя была тяга к популяризации истории родного края. Работая в Бурятии, он объездил всю республику. Кудрявцев уже тогда проводил лекции для рабочих, военных, школьников — расширял представления людей о ходе развития Сибири. В Иркутской области он был одним из организаторов областного общества «Знание», являлся председателем Иркутского областного отделения общества советско-монгольской дружбы, принимал участие в работе Русского географического общества.
По словам коллег, Федор Александрович до последних дней жизни сохранял завидную работоспособность.
— Наши интересы впервые пересеклись, когда я занимался дипломной работой и писал о первой русской экспедиции на Байкал. Он был рецензентом и написал очень подробный отзыв, сказав, что это уже половина диссертации, — вспоминает Вадим Шахеров.
Почти сто человек защитили кандидатские диссертации под руководством Кудрявцева или при его живом участии.
По словам коллег-историков, он был человеком добрым, никому не отказывал в помощи, очень любил неформальные встречи. Во время посвящения первокурсников в студенты, которое на истфаке всегда проводилось с большой фантазией, ходил между праздничными столами в мантии с томиком трудов Геродота и прикладывал его к головам студентов, таким образом проводя обряд посвящения.
За научную и общественную деятельность историк был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а президиум Верховного Совета Бурятской АССР присвоил ему звание «Заслуженный деятель науки и техники».
Жизнь ученого оборвала трагическая случайность — в 1976 году его сбила машина. Травмы основательно подкосили его здоровье, после болезни он не смог восстановиться. Похоронен Федор Александрович на Радищевском кладбище. Долгое время за его могилой ухаживали студенты и сотрудники факультета. Но, по словам лектора, ее уже давно никто не посещал, и, по сути, она забыта.
— По сути, Кудрявцев был начинателем сибирского городоведения, написав целую серию книг, посвященных Иркутску и ряду других городов, — отметил лектор. — Сейчас, к сожалению, почти нет литературы на краеведческие темы, мало методических материалов для педагогов школ. За семестр на историческом факультете читают лишь восемь лекций по истории Сибири.
Такие труды, как «Иркутск в панораме веков», «Иркутский край — четыре века», которыми пользуются краеведы, написаны научным языком и адресованы скорее специалистам, чем широкой аудитории: популярных работ у историка практически нет. Уходят один за другим и ученики Кудрявцева, продолжателей его дела остается мало.
Лекция завершилась неутешительным выводом: на фоне большого интереса к истории страны и своего края молодым людям практически нечего предложить для прочтения, а имена таких краеведов, как Федор Кудрявцев, сегодня незаслуженно забыты.
Фото Валентина Карпова
Поделиться в соцсетях: